Социальное обслуживание инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Обязанностью государства по отношению к инвалидам является обеспечение социальной защищенности, создание необходимых условий для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственных программах, предоставления им социальной помощи в предусмотренных законодательством видах и целях, устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование, жилищных и иных социально-экономических прав.

Содержание работы

Введение.____________________________________________________2
Глава 1. Теоретический обзор по теме____________________________5
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания_______________5
1.1.1 Виды социального обслуживания и социальные услуги ________ 8
1.2 Характеристика проблем социального обслуживания инвалидов __14
1.3 Анализ уровня здоровья_____________________________________20
1.4 Рекомендации по улучшению социального обслуживания инвалидов____________________________________________________25
1.4.1 Претворение рекомендаций в жизнь _________________________32
Заключение.__________________________________________________37
Список литературы____________________________________________39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.94 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение.____________________________________________________2

Глава 1. Теоретический обзор  по теме____________________________5

    1. Понятие и принципы социального обслуживания_______________5

1.1.1 Виды социального обслуживания и социальные услуги ________ 8

1.2 Характеристика проблем социального обслуживания инвалидов __14

1.3 Анализ уровня здоровья_____________________________________20

1.4 Рекомендации по улучшению социального обслуживания инвалидов____________________________________________________25

1.4.1 Претворение рекомендаций в жизнь _________________________32

Заключение.__________________________________________________37

Список литературы____________________________________________39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Здоровье – это состояние  полного социального, биогенетического, психофизиологического и физического  благополучия, при котором все  системы уравновешены социальной и  природной средой, отсутствуют болезненные  состояния, заболевания и физические дефекты[5].

В стране ежегодно впервые  признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% —  трудоспособного возраста. Наблюдается  также ежегодный рост числа детей-инвалидов. Эффективное решение проблем  инвалидности и инвалидов требует  формирования единства взглядов на понятия  «инвалид» и «инвалидность».

 Нетрудоспособные граждане  в каждой стране составляют  предмет заботы государства, которое  социальную политику ставит во  главу угла своей деятельности. Основной заботой государства  по отношению к пожилым людям  и инвалидам является их материальная  поддержка (пенсии, пособия, льготы  и т.д.). Однако нетрудоспособные  граждане нуждаются не только  в материальной поддержке. Важную  роль играет оказание им действенной  физической, психологической, организационной  и другой помощи.

Медико-социальная помощь гражданам  относится к социальному обслуживанию населения и является наиболее актуальной темой на сегодняшний день.

Социальное обслуживание, которое охватывает все виды социальной помощи престарелым, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, предоставляемые  в натуральном виде. Социальное обслуживание является одним из направлений деятельности государства по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских услуг: реабилитации инвалидов, стационарное, полустационарное обслуживание; социально-медицинское  обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание.

Особо уязвимой частью населения  являются люди преклонного возраста и инвалиды. Их положение усугубляется еще и тем, что изменение социального  статуса человека в старости и  инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, затруднения в адаптации к  новым условиям, порождают серьезные социальные проблемы [1].

Все это послужило основанием для поиска новых форм организации  социально-бытового обслуживания нетрудоспособных граждан наряду с существующей системой помещения их в дома-интернаты. Такие  формы социального обслуживания, включая медицинскую, бытовую, досуговую, психологическую и другие виды помощи представляют центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности  подопечных, пока еще не нуждающихся  в постоянном постороннем уходе, а имеющих психические и физические возможности сохранять, при периодической  помощи работников центра, связь с  внешним миром, свое здоровье и оптимальные  условия существования.

    Основные положения   развития  новых служб закреплены  в Федеральном Законе "Об основах  социального обслуживания  населения   в Российской Федерации" от  10 декабря 1995годаN195-Федеральный Закон.  Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания  предопределена следующими факторами:

- неудовлетворенность кризисных  слоев населения  

  материальным положением;

- востребованность обществом  новой социальной 

  политики;

       - проблемность  развития системы социального 

         обслуживания.

В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки  пожилым и инвалидам, которая  осуществляется при помощи социального  обслуживания.

Остро стоит проблема инвалидности. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [12]. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата человеком способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также возможности заниматься трудовой деятельностью.

Обязанностью государства  по отношению к инвалидам является обеспечение социальной защищенности, создание необходимых условий для  индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих  государственных программах, предоставления им социальной помощи в предусмотренных  законодательством видах и целях, устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование, жилищных и иных социально-экономических  прав.

 

 

 

Глава I. Теоретический обзор по теме 
1.1  Понятие и принципы социального обслуживания.

Неотъемлемым элементом  государственной системы социального  обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее  время государство прилагает  большие усилия для создания комплексной  системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств  на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный  закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах  социального обслуживания населения  в РФ"; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов  в РФ" и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [10].

Впервые в отечественном  законодательстве сформулировано понятие  такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная  ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр [10].

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено  международными договорами РФ.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.

Адресность, т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается [8].

Перечни социальных услуг  определяются с учетом субъектов, которым  они предназначены. Федеральный  перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан  пожилого возраста и инвалидов, оказываемых  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства  РФ от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются  территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих  бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Приоритетность предоставления несовершеннолетним.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1 Виды социального обслуживания и социальные услуги

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных  видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации  досуга, содействие в организации  ритуальных услуг и другие), которые  предоставляются гражданам из числа  инвалидов на дому или в учреждениях  социального обслуживания независимо от форм собственности [4].

Инвалиды, нуждающиеся в  постоянной или временной посторонней  помощи в связи с частичной  или полной утратой возможности  самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют  право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном  секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым  органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Нелишне бывает напомнить  и успокоить, что такие услуги оказываются только при условии  добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда оказание таких услуг необходимо, чтобы  спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Действующим законодательством  предусмотрен перечень социальных услуг, предоставление которых осуществляется бесплатно. Такие услуги в формах, перечисленных ниже, предоставляются:

 

 

инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным  причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том  числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для нашей  области);

инвалидам, проживающим в  семьях, среднедушевой доход которых  ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях неполной оплаты услуги из базового перечня, утвержденного  постановлением Правительства РФ, оказываются:

-инвалидам, получающим пенсию (в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);

-инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);

-инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона [11].

Если инвалид живет  в семье, где средний доход  на члена семьи на 150 процентов  превышает прожиточный минимум, установленный для данного региона. Оплата также производится, если инвалиду были оказаны услуги, не входящие в  базовый перечень. Порядок и условия  оплаты социальных услуг в государственном  и муниципальном секторах социального  обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения области.

Информация о работе Социальное обслуживание инвалидов