Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:33, курсовая работа
Обязанностью государства по отношению к инвалидам является обеспечение социальной защищенности, создание необходимых условий для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственных программах, предоставления им социальной помощи в предусмотренных законодательством видах и целях, устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование, жилищных и иных социально-экономических прав.
Введение.____________________________________________________2
Глава 1. Теоретический обзор по теме____________________________5
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания_______________5
1.1.1 Виды социального обслуживания и социальные услуги ________ 8
1.2 Характеристика проблем социального обслуживания инвалидов __14
1.3 Анализ уровня здоровья_____________________________________20
1.4 Рекомендации по улучшению социального обслуживания инвалидов____________________________________________________25
1.4.1 Претворение рекомендаций в жизнь _________________________32
Заключение.__________________________________________________37
Список литературы____________________________________________39
Рекомендация 3. Принять национальную стратегию и план действий в области инвалидности
Национальная стратегия в области инвалидности предусматривает консолидированную и всеобъемлющую долгосрочную концепцию повышения благополучия инвалидов и должна включать в себя как общие сферы политики и программ, так и конкретные услуги для инвалидов. Разработка, внедрение и мониторинг национальной стратегии призваны охватить широкий диапазон секторов и вовлеченных сторон.
План действий конкретизирует стратегию в краткосрочной и среднесрочной перспективе, предусматривая конкретные мероприятия и графики их осуществления, определяя цели, назначая специализированные организации, ответственные за их достижение, а также осуществляя планирование и распределение необходимых ресурсов. Стратегия и план действий должны быть сформированы на основе ситуационного анализа, с учетом таких факторов, как распространенность инвалидности, потребность в услугах, социально-экономический статус, результаты и недостатки текущей практики обслуживания, а также экологические и социальные барьеры. Необходимы механизмы, позволяющие определить, на ком лежит ответственность за координацию, принятие решений, регулярные мониторинг и отчетность, а также за контроль ресурсов [15].
Рекомендация 4. Привлекать инвалидов к работе
Часто сами инвалиды способны, как никто другой, глубоко оценить проблемы инвалидности и свое положение. Необходимо консультироваться с инвалидами и активно привлекать их к разработке и осуществлению политики и законодательных актов, оказанию услуг. Чтобы расширять права и возможности инвалидов и выступать в защиту их потребностей, организациям инвалидов могут понадобиться поддержка и укрепление потенциала.
Инвалиды имеют право контролировать свою жизнь, и поэтому необходимо консультироваться с ними по вопросам, которые их непосредственно касаются, связанным, в частности, со здоровьем, образованием, реабилитацией или проживанием в общине. Чтобы дать возможность некоторым людям открыто выразить свои потребности и предпочтения, возможно, потребуется поддержка процесса принятия решений.
Рекомендация 5. Совершенствовать кадровый потенциал
Кадровый потенциал можно улучшить путем повышения эффективности образования, профессионального обучения и трудоустройства. Исходным пунктом для разработки соответствующих мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала, может стать обзор знаний и компетенции кадров в соответствующих областях деятельности. Учебными планами и программами сертификации кадров должно быть предусмотрено соответствующее обучение по проблемам инвалидности, включающее в себя правозащитную тематику. Специалисты-практики, предоставляющие услуги и управляющие предоставлением услуг, должны пройти обучение без отрыва от работы. Повышению эффективности и финансовой доступности медико-санитарной помощи, предоставляемой инвалидам, способствует, например, укрепление потенциала служб первичной медицинской помощи, и, при необходимости, обеспечение доступности услуг специалистов.
Во многих странах наблюдается дефицит кадров в таких сферах, как реабилитация и специальное образование. Преодолению разрыва в ресурсном обеспечении может способствовать разработка стандартов повышения квалификации для различных типов и уровней персонала [13].
Рекомендация 6. Обеспечивать необходимое финансирование и повышать экономическую доступность
Для того чтобы услуги, предоставляемые государством, доходили до всех, кому они предназначены, а их качество было высоким, необходимо достаточное и устойчивое финансирование. Повышению качества предоставления услуг могут способствовать заключение договоров подряда с частными поставщиками услуг, содействие созданию государственно-частных партнерств и выделение целевых средств инвалидам для оплаты помощи. При разработке национальной стратегии в области инвалидности и соответствующих планов действий следует обращать внимание на финансовую доступность и устойчивость предлагаемых мероприятий и обеспечивать достаточное финансирование [16].
Чтобы повысить экономическую доступность товаров и услуг, предназначенных для инвалидов, и избежать дополнительных затрат, связанных с инвалидностью, необходимо обратить внимание на расширение охвата медицинским и социальным страхованием. При этом следует обеспечивать, чтобы бедные и уязвимые люди с инвалидностью пользовались адресными программами социальной помощи, направленными на сокращение бедности; освобождать их от платы за услуги; предусматривать льготы на проезд на транспорте и снижение налогов и сборов на импорт медицинских товаров длительного пользования, а также «помогающих» технологий.
Рекомендация 7. Повышать информированность общества и осведомленность о проблемах инвалидности
Взаимное уважение и взаимопонимание способствуют формированию инклюзивного общества. Следовательно, необходимо повышать информированность общества о проблемах инвалидности, бороться с негативным ее восприятием и создавать правдивую картину инвалидности. Сбор информации о знаниях, предрассудках и отношении к инвалидам поможет выявить пробелы в осведомленности общества, которые можно преодолеть путем просвещения и информирования широкой общественности. Государственным органам, добровольным организациям и профессиональным ассоциациям следует рассмотреть целесообразность проведения кампаний социального маркетинга, направленных на изменение стереотипов восприятия проблем, подвергшихся «стигматизации», таких как ВИЧ/СПИД, психические заболевания и лепра. Чтобы добиться успеха при проведении этих кампаний и обеспечить распространение положительной информации об инвалидах и их семьях, необходимо привлечь к этой работе СМИ.
Рекомендация 8. Улучшать сбор данных об инвалидах
На международном уровне следует разрабатывать, проверять в межкультурном аспекте и последовательно применять методологии сбора данных об инвалидах. Данные должны быть стандартизированными и международно-сопоставимыми с тем, чтобы проводить сравнение с нормативными показателями и осуществлять мониторинг прогресса политических мер в области инвалидности, а также применения КПИ на национальном и международном уровнях.
На национальном уровне необходимо предусмотреть сбор данных об инвалидности. Использование единых определений инвалидности, основанных на МКФ, позволяет получать международно-сопоставимые данные. В качестве первого шага, можно осуществлять сбор данных национальных переписей населения в соответствии с рекомендациями Вашингтонской группы ООН по статистическому измерению инвалидности и Статистической комиссии ООН [13]. Рентабельным и экономичным подходом является включение вопросов об инвалидности – или специального модуля «инвалидность» – в проводимые выборочные обследования. Кроме того, необходимо дезагрегировать данные по отдельным характеристикам популяций с тем, чтобы выявлять модели, тенденции и информацию о подгруппах лиц с инвалидностью.
В рамках тематических обследований по проблемам инвалидности можно также собирать больше всеобъемлющей информации о характеристиках инвалидности, таких как распространенность, патологические состояния, связанные с инвалидностью, использование и необходимость услуг, качество жизни, возможности, а также потребность в реабилитации.
Рекомендация 9. Укреплять и поддерживать научные исследования по проблемам инвалидности
Научные исследования играют важнейшую роль в повышении информированности общества по вопросам инвалидности, формировании политики и программ в области инвалидности и эффективном размещении ресурсов.
Необходимо формировать
критическую массу научных
В заключении хотелось бы сказать,
что социальное обслуживание населения
это механизм, позволяющий практически
решать сложные вопросы
1.4.1 Претворение рекомендаций в жизнь
Для внедрения рекомендаций необходимы настойчивая приверженность и практические действия со стороны широкого круга заинтересованных сторон. Хотя наиболее значительная роль при этом принадлежит государственным органам, большое значение имеют также и другие игроки. Ниже перечисляются некоторые практические действия, которые могли бы осуществить вовлеченные стороны.
Государственные органы могут:
■Провести обзор и пересмотр действующих правовых норм и политических мер для обеспечения их соответствия КПИ; провести обзор и пересмотр механизмов их соблюдения и правоприменения.
■Провести обзор политических мер, систем и услуг – общего характера и адресно ориентированных на инвалидов – для выявления недостатков и барьеров и разработать мероприятия для их преодоления.
■Разработать национальную
стратегию в области
■Регулировать предоставление услуг путем введения стандартов на услуги, осуществления их мониторинга и принудительного применения.
■Распределять достаточные средства между существующими услугами, финансируемыми из государственных источников, и надлежащим
образом финансировать осуществление национальной стратегии в области инвалидности и плана действий [16].
■■Принять национальные стандарты
в отношении доступа инвалидов
и обеспечить их соблюдение в новых
зданиях, на транспорте и в информационно-
■■Осуществлять меры по обеспечению того, чтобы инвалиды были защищены от бедности и надлежащим образом пользовались преимуществами массовых программ, направленных на сокращение бедности.
■■Включить показатели
инвалидности в национальные системы
сбора данных и, при необходимости,
предоставлять
■■Проводить информационные
кампании для повышения
■■Создавать каналы, позволяющие инвалидам и третьим сторонам подавать жалобы в отношении прав человека или правовых норм, которые не осуществляются или не применяются принудительно.
Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций и организации в области развития могут:
■Включить тематику инвалидности в программы помощи развитию, используя концепцию двуединого подхода [16].
■Осуществлять обмен информацией и координацию действий для согласования приоритетных целей и задач программ, что позволит извлекать уроки из проделанной работы и избегать дублирования.
■Предоставлять странам
техническую поддержку для
■Содействовать разработке международно-сопоставимых методологий научных исследований.
■Регулярно включать соответствующие данные об инвалидности в статистические публикации.
Организации инвалидов могут:
■Поддерживать инвалидов в их стремлении осознать свои права, жить самостоятельно и совершенствовать знания и навыки.
■Поддерживать детей с
инвалидностью и их семьи для
обеспечения инклюзивности
■Доводить взгляды своих членов до сведения лиц, принимающих решения, на международном, национальном и местном уровне и поставщиков услуг, и выступать в защиту прав своих членов.
■Содействовать проведению оценки и мониторинга услуг и сотрудничать с учеными для поддержки прикладных исследований, которые могут способствовать совершенствованию услуг.
■Содействовать росту информированности общества и более глубокому осознанию прав инвалидов – например, путем проведения информационных кампаний и выступления с лекциями о проблемах инвалидов.
■Проводить аудит внешней среды, транспортных и других систем и услуг для содействия устранению барьеров.
Поставщики услуг могут:
■Проводить оценку доступности внешней среды для инвалидов в партнерстве с местными группами инвалидов для выявления физических и информационных барьеров, которые могут приводить к исключенности инвалидов.
■Обеспечивать, чтобы персонал проходил необходимое обучение по проблемам инвалидности, должным образом применяя такое обучение и привлекая пользователей услуг к разработке и проведению учебных мероприятий.
■При необходимости
■В целях координации и интеграции процессов предоставления услуг внедрять методы ведения больных, системы выдачи направлений к специалистам и электронную отчетность [13].
■Обеспечивать, чтобы инвалиды были осведомлены о своих правах и механизмах подачи жалоб.