Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:33, курсовая работа
Обязанностью государства по отношению к инвалидам является обеспечение социальной защищенности, создание необходимых условий для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственных программах, предоставления им социальной помощи в предусмотренных законодательством видах и целях, устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование, жилищных и иных социально-экономических прав.
Введение.____________________________________________________2
Глава 1. Теоретический обзор по теме____________________________5
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания_______________5
1.1.1 Виды социального обслуживания и социальные услуги ________ 8
1.2 Характеристика проблем социального обслуживания инвалидов __14
1.3 Анализ уровня здоровья_____________________________________20
1.4 Рекомендации по улучшению социального обслуживания инвалидов____________________________________________________25
1.4.1 Претворение рекомендаций в жизнь _________________________32
Заключение.__________________________________________________37
Список литературы____________________________________________39
Предоставление социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания [10].
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
-организация питания, включая доставку продуктов на дом;
-помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
-содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
-поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
-содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
-содействие в организации ритуальных услуг;
-другие надомные социальные услуги.
Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Такое обслуживание предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющим медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья [11].
Полустационарное социальное
обслуживание осуществляется отделениями
дневного (ночного) пребывания, создаваемыми
в муниципальных центрах
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, направленной на достижение такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах- интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в таком учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме- интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.
В качестве особого вида услуг для инвалидов в целях оказания им неотложной помощи разового характера проводится так называемое срочное социальное обслуживание. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
-разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
-обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
-разовое оказание материальной помощи;
-содействие в получении временного жилого помещения;
-организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
-организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
-иные срочные социальные услуги [11].
Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.
В комплекс мер, связанных с социальным обслуживанием населения включается также нормы права, распространяющиеся не только на инвалидов, но на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, являющимися инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население [10]. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.
1.2 Характеристика
проблем социального
Социальное обслуживание
– это объективная потребность
граждан, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации. Однако, в настоящее
время уровень эффективности
социального обслуживания недостаточно
высок. Это обусловлено различными
факторами, среди которых, прежде всего,
экономический. Он выражен в недостатке
финансирования сферы социального
обслуживания, что приводит к низкому
качеству социальных услуг, их недоступности,
кадровому дефициту социальных работников,
плохому материально-
Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике [14].
Процесс создания сети социальных служб (учреждений) противоречив и неоднозначен. На местах нередко пытаются решить сложную задачу — развить сеть учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, ориентируя их главным образом на наиболее социально уязвимые группы населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социального обслуживания препятствуют различные факторы:
• слабая правовая база системы социального обслуживания;
• ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;
• отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
• дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;
• низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
• недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
В российском обществе большое
число лиц с признаками ограничения
жизнедеятельности. Не секрет, что в
последнее время в стране имеют
место ухудшение состояния
Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования [7].
Согласно Международной
классификации
По оценкам, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15% населения мира. От 110 миллионов (2,2%) до 190 миллионов (3,8%) людей 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и ростом бремени хронических нарушений здоровья.
Формы инвалидности могут быть самыми разными. Некоторые нарушения здоровья, связанные с инвалидностью, приводят к плохому состоянию здоровья и значительным медико-санитарным потребностям, а другие нарушения не приводят к этому. Однако все инвалиды имеют такие же общие медико-санитарные потребности, как и все другие люди, и, поэтому, им необходим доступ к основным службам здравоохранения. Статья 25 Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ) подтверждает право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации.
Для человека, ставшего инвалидом,
начинается новый этап жизни: деформируются
привычные жизненные
Проблемы инвалидности сложны
и многогранны. Оказание всесторонней
помощи инвалидам предполагает реализацию
комплексных программ и технологий
их реабилитации, включающих медицинские,
профессиональные и социальные разделы,
а также своевременное и
Неудовлетворенные медико-санитарные потребности
Инвалиды больше обращаются
за медицинской помощью, чем люди
без инвалидности, и имеют больше
неудовлетворенных медико-
Инвалиды особо уязвимы
перед дефицитом медико-
Вторичные нарушения здоровья происходят в дополнение к первичному нарушению здоровья (и в связи с ним). Они предсказуемы и, поэтому, предотвратимы. Примеры включают язвы, инфекции мочевыводящих путей, остеопороз и боль.
Сопутствующие состояния развиваются в дополнение к первичному, связанному с инвалидностью, нарушению здоровья (и вне связи с ним). Например, распространенность диабета среди людей с шизофренией составляет примерно 15% по сравнению с показателем в 2-3% среди основного населения.
Процесс старения для некоторых
групп инвалидов начинается раньше,
чем обычно. Например, у некоторых
людей с инвалидностью
Некоторые исследования показывают, что для инвалидов характерны более высокие показатели таких рискованных форм поведения, как курение, ненадлежащее питание и отсутствие физической активности.
Показатели смертности среди
инвалидов варьируются в
При попытках получить доступ к здравоохранению инвалиды сталкиваются с целым рядом препятствий, которые включают следующие:
-Непомерно высокая стоимость
Не доступные по стоимости службы здравоохранения и транспорт являются двумя основными причинами того, что инвалиды не получают необходимой медико-санитарной помощи в странах с низким уровнем дохода.
-Ограниченная доступность служб
Отсутствие надлежащих служб для инвалидов является одним из существенных препятствий на пути к получению медико-санитарной помощи. -Физические препятствия
Неровный доступ к зданиям
(больницам, центрам здравоохранения),
недоступное медицинское