Социальное обслуживание инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Обязанностью государства по отношению к инвалидам является обеспечение социальной защищенности, создание необходимых условий для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственных программах, предоставления им социальной помощи в предусмотренных законодательством видах и целях, устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование, жилищных и иных социально-экономических прав.

Содержание работы

Введение.____________________________________________________2
Глава 1. Теоретический обзор по теме____________________________5
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания_______________5
1.1.1 Виды социального обслуживания и социальные услуги ________ 8
1.2 Характеристика проблем социального обслуживания инвалидов __14
1.3 Анализ уровня здоровья_____________________________________20
1.4 Рекомендации по улучшению социального обслуживания инвалидов____________________________________________________25
1.4.1 Претворение рекомендаций в жизнь _________________________32
Заключение.__________________________________________________37
Список литературы____________________________________________39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.94 Кб (Скачать файл)

-Ненадлежащие навыки и знания работников здравоохранения

Проблемы с  предоставлением услуг. Слабая координация услуг, недостаточное кадровое обеспечение и низкий уровень профессиональной подготовки персонала могут отразиться на качестве, доступности и адекватности услуг для инвалидов. Многие социальные работники имеют низкую зарплату и недостаточную подготовку.

 

Неадекватные  информация и коммуникация. В доступных форматах имеется мало информации, а многие потребности инвалидов в области коммуникации не удовлетворяются. Неслышащие люди часто испытывают неудобства с доступом к сурдопереводу.Люди с инвалидностью значительно меньше используют информационно-коммуникационные технологии, чем не инвалиды. В некоторых случаях у них может не быть доступа даже к базовым продуктам и услугам, таким как телефония, телевидение и Интернет.

Отсутствие консультирования и включенности в общественную жизнь. Большинство инвалидов не принимают участия в процессах принятия решений по вопросам, непосредственно влияющим на их жизнь. Например, там, где у инвалидов, получающих поддержку на дому, нет возможности выбирать услуги или контролировать их оказание.

Отсутствие данных и опыта. Недостаток точных и сопоставимых данных об инвалидности, а также опыта осуществления эффективных программ может препятствовать пониманию проблем и практическим действиям [1]. Осведомленность об общей численности и условиях жизни инвалидов может способствовать повышению эффективности усилий, направленных на устранение барьеров, связанных с инвалидностью, и предоставление услуг, что позволит инвалидам участвовать в общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Анализ уровня здоровья.

Одной из основных причин, затрудняющих использование статистических данных об инвалидности, является отсутствие единообразных подходов, как к  пониманию феномена инвалидности, так  и к сбору и анализу данных об инвалидности населения.

Основными источниками сведений об инвалидности населения являются данные ведомственной отчетности (Министерства здравоохранения, Министерства труда  и социального развития, Министерства образования и др.). Таким образом, основные проблемы надежного и достоверного учета инвалидности определяется, с  одной стороны, сложной медико-социальной природой этого феномена, с другой, - отсутствием единой надведомственной системы регистрации и учета  инвалидности, объединенной общей целью  и общей стратегией развития [14].

Состояние проблемы инвалидности на современном этапе приобретает  важное значение в условиях демократических  преобразований в России. Инвалиды во всем мире относятся к категории  населения, которая особенно остро  ощущает проявления неравенства  в экономическом, социальном, моральном  и политическом аспектах вследствие имеющихся у них нарушений  и ограничений жизнедеятельности.

В последние годы наблюдается  рост количества инвалидов в Российской Федерации. В 1992 году их число составляло примерно 3,9 млн. человек, в 2009-м –  уже 13,1 млн. Ежегодно в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) освидетельствуется для  установлений группы инвалидности более 4 млн. человек, из них впервые признаются инвалидами около 1 млн., повторно – 2,5 млн. Специалистами Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) прогнозируется, что при сохранении действующей  системы медико-социальной экспертизы и реабилитации к 2015 году численность  взрослых инвалидов в Российской Федерации составит примерно 15,3 - 15,5 млн. человек, причем это увеличение произойдет на фоне продолжающегося демографического кризиса.

Инвалидность является сложной  медико-социальной проблемой. Уровень  и динамика обусловлены многими  факторами, которые можно разделить на три группы [14].

Первая – это постоянно  действующие факторы, связанные  с макроэкономическим состоянием и  уровнем развития общества (демографическая  ситуация, состояние окружающей среды, экология, уровень экономического и  социального развития). Например, чем  старше население, тем выше уровень  инвалидности. Это относится в  первую очередь к крупным городам, мегаполисам, где наблюдается также  высокая плотность населения. В  последние годы отмечается убыль  населения, в том числе трудоспособного  возраста, что влияет на увеличение численности инвалидов в стране. Загрязнение окружающей среды, ухудшение  экологии, употребление генномодифицированных  продуктов приводит к нарушению  иммунной системы человека, снижению защитных сил организма, большей  восприимчивости к болезням и  развитию хронических заболеваний, к росту числа инвалидов. Влияет и социально-экономический уровень  развития региона. В областях с высокой  безработицей, как правило, высокий  уровень инвалидизации населения. Немаловажное значение оказывают алкоголизм, курение, употребление наркотиков.

Вторая группа – достаточно динамичные факторы (заболеваемость, деятельность органов здравоохранения и органов  социальной защиты). Инвалидность является одним из важнейших показателей  здоровья населения, его социально-экономического благополучия. Качество жизни человека, ее полноценность определяется уровнем  здоровья. Чем лучше здоровье нации, тем меньше хронических больных, а следовательно – инвалидов. Качественное развитие органов здравоохранения, своевременность и доступность, высокий уровень медицинского обслуживания населения снижают показатели инвалидности.

Третья группа – нормативно-правовая база по проблеме инвалидности и социальной защите различных категорий населения. Например, исполнение Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.04 г. «О монетизации льгот» привело к резкому росту числа  инвалидов, в основном в пенсионном возрасте, которые стали переходить с местного уровня на более высокий  федеральный уровень получения  льгот и денежных выплат. В настоящее  время МРОТ ниже, чем пенсия и  льготы по третьей группе, что приводит к росту числа инвалидов.

Таким образом, проблема является сложной и достаточно многогранной и для ее решения необходимы комплексные  усилия многих государственных структур разных уровней, общественных организаций.

На модели инвалидности в  стране влияют тенденции развития патологических состояний, а также тенденции развития факторов окружающей среды и других факторов, таких как дорожно-транспортные происшествия, природные катастрофы, конфликты, питание и злоупотребление наркотическими веществами [16].

Бюро медико-социальной экспертизы играет важную роль в осуществлении  государственной политики в сфере  социальной защиты. Основная задача –  установление структуры и степени  ограничения жизнедеятельности  освидетельствуемого гражданина, определение  потребностей в различных мерах  социальной защиты, включая реабилитацию. МСЭ осуществляется исходя из комплексной  оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических  данных освидетельствуемого лица. Условиями  признания гражданина инвалидом  являются:

- нарушение здоровья со  стойкими расстройствами функций  организма, обусловленные заболеваниями,  последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности  (полная или частичная утрата  гражданином способности осуществлять  самообслуживание, передвигаться, ориентироваться,  общаться, контролировать свое поведение,  обучаться и заниматься трудовой  деятельностью);

- необходимость в мерах  социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени  ограничения жизнедеятельности, обусловленной  стойкими расстройствами функций организма, возникшими в результате заболевания  или травмы, гражданину, признанному  инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория  «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп  – на 1 год. Без указания срока  переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления  в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения  жизнедеятельности. В случае признания  гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления  в бюро заявления гражданина о  проведении экспертизы и медицинских  документов – формы 088/у-06 из лечебно-профилактического  учреждения, которое направляет гражданина после проведения всех необходимых  диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий [14].

По состоянию на 1 октября 2010 года в Российской Федерации насчитывается 13,15 млн. инвалидов: - к первой, самой тяжёлой группе инвалидности, относится 1,9 млн. человек, - ко второй группе инвалидности относится около 7 млн. человек, - третью группу инвалидности составляют 3,76 млн. человек, - отдельная учитываемая категория – это дети-инвалиды. В России сегодня 545 тысяч человек имеют статус детей-инвалидов. В эту категорию попадают люди от 0 до 18 лет [15].

На первом месте стоят  болезни системы кровообращения (66% от числа всех впервые признанных инвалидами), на втором – злокачественные  новообразования (9,2%), на третьем –  поражение костно-мышечной системы (7%). У инвалидов пенсионного возраста превалирует вторая или первая группы, в трудоспособном возрасте – третья. Выросло число инвалидов вследствие алкогольного поражения центральной  нервной системы – 58,3% от всех неврологических  инвалидов.

Таким образом, инвалидность это не только социальная проблема, но и экономическая. Государство  несет большие затраты, возмещая гражданам утраченный заработок  и предоставляя другие виды нематериальной помощи. По существующему на сегодняшний  день законодательству любой гражданин  может пройти процедуру медико-социального  освидетельствования, но не всем устанавливается  группа инвалидности. Основные причины  отказа: незначительная патология с  минимальными нарушениями функций  организма, не приводящая к ограничению  ни в одной из категорий жизнедеятельности; благоприятный клинический и  трудовой прогноз и необходимость  дальнейшего лечения по больничному  листу; возможность ограничения  в труде по справке врачебной  комиссии лечебно-профилактического  учреждения. Переосвидетельствовано в  прошлом году 1046 человек, в том  числе для установления группы 775 человек, не признано инвалидами 4%. Выдано в 2010 году 2385 индивидуальных программ реабилитации.

 

 

 

1.4 Рекомендации по улучшению социального обслуживания инвалидов.

     Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания.

     Хотя многие страны уже начали осуществлять меры по улучшению жизни людей с инвалидностью, многое в этой области еще предстоит сделать. Данные свидетельствуют о том, что многих барьеров, с которыми сталкиваются инвалиды, можно избежать, и что неудобства, связанные с инвалидностью, могут быть преодолены. Приводимые ниже девять рекомендаций носят обобщающий характер и исходят из более конкретных рекомендаций.

Внедрение этих рекомендаций требует привлечения к сотрудничеству различных секторов – здравоохранения, образования, социальной защиты, труда, транспорта жилищно-коммунальной сферы, – и различных игроков – государства, организаций гражданского общества (включая организации инвалидов), специалистов, частного сектора, инвалидов и их семей, широкой общественности и средств массовой информации [13].

      Рекомендация 1. Обеспечить доступ ко всем универсальным системам и услугам

Инвалиды обладают теми же потребностями, что и все другие люди: в здоровье и благополучии, в экономической и социальной безопасности, в обучении и развитии своих навыков. Эти потребности могут и должны быть удовлетворены путем использования универсальных программ и услуг.

Универсализация – это  процесс, посредством которого правительства  и другие заинтересованные лица борются  с барьерами, которые мешают равному  участию людей с инвалидностью  в любом виде деятельности и услуг, предназначенном для широкой общественности – в образовании, здравоохранении, занятости и социальном обслуживании. Чтобы достичь этого, необходимо наметить изменения законов, политических мер, институтов и внешней среды. Универсализация не только реализует на практике права человека применительно к людям с инвалидностью, но также может стать более рентабельной.

Универсализация требует  принятия обязательств на всех уровнях. Необходимо, чтобы эти обязательства  учитывались во всех секторах и были интегрированы в новые и существующие законодательные акты, стандарты, политические мероприятия, стратегии и планы. Двумя важнейшими стратегиями являются применение универсального дизайна решений и использование разумных приспособлений. Универсализация требует также эффективного планирования, необходимых кадровых ресурсов и достаточных финансовых вложений в сочетании с конкретными мерами, такими как адресные программы и услуги  – для обеспечения того, чтобы разнообразные потребности людей с инвалидностью должным образом удовлетворялись.

      Рекомендация 2. Инвестировать средства в специальные программы и услуги для инвалидов

Помимо универсальных  услуг, некоторые инвалиды нуждаются  в доступе к конкретным мероприятиям, таким как реабилитация, поддерживающие услуги или обучение. Реабилитация – включая «помогающие» технологии, такие как инвалидные коляски или слуховые аппараты – улучшают функционирование и повышают независимость. Ряд тщательно отрегулированных услуг и мер поддержки и помощи на уровне общин может удовлетворить потребность в уходе, позволяя людям жить независимо и участвовать в экономической, социальной и культурной жизни своих общин. Профессиональная реабилитация и обучение способны открыть для них возможности на рынке труда [13].

Наряду с потребностью в большем количестве услуг, существует также потребность в более  высококачественных, доступных, гибких, интегрированных и тщательно скоординированных мультидисциплинарных услугах, особенно в периоды перехода – например, от услуг для детей к услугам для взрослых. Существующие программы и услуги нуждаются в пересмотре для оценки их производительности и внесения изменений, направленных на улучшение охвата услугами, повышение их эффективности и экономичности. Эти изменения должны быть основаны на разумной практике, соответствовать культурному и другим локальным контекстам и пройти проверку на месте.

Информация о работе Социальное обслуживание инвалидов