Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:33, курсовая работа
Обязанностью государства по отношению к инвалидам является обеспечение социальной защищенности, создание необходимых условий для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственных программах, предоставления им социальной помощи в предусмотренных законодательством видах и целях, устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование, жилищных и иных социально-экономических прав.
Введение.____________________________________________________2
Глава 1. Теоретический обзор по теме____________________________5
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания_______________5
1.1.1 Виды социального обслуживания и социальные услуги ________ 8
1.2 Характеристика проблем социального обслуживания инвалидов __14
1.3 Анализ уровня здоровья_____________________________________20
1.4 Рекомендации по улучшению социального обслуживания инвалидов____________________________________________________25
1.4.1 Претворение рекомендаций в жизнь _________________________32
Заключение.__________________________________________________37
Список литературы____________________________________________39
-Ненадлежащие навыки и знания работников здравоохранения
Проблемы с предоставлением услуг. Слабая координация услуг, недостаточное кадровое обеспечение и низкий уровень профессиональной подготовки персонала могут отразиться на качестве, доступности и адекватности услуг для инвалидов. Многие социальные работники имеют низкую зарплату и недостаточную подготовку.
Неадекватные информация и коммуникация. В доступных форматах имеется мало информации, а многие потребности инвалидов в области коммуникации не удовлетворяются. Неслышащие люди часто испытывают неудобства с доступом к сурдопереводу.Люди с инвалидностью значительно меньше используют информационно-коммуникационные технологии, чем не инвалиды. В некоторых случаях у них может не быть доступа даже к базовым продуктам и услугам, таким как телефония, телевидение и Интернет.
Отсутствие консультирования и включенности в общественную жизнь. Большинство инвалидов не принимают участия в процессах принятия решений по вопросам, непосредственно влияющим на их жизнь. Например, там, где у инвалидов, получающих поддержку на дому, нет возможности выбирать услуги или контролировать их оказание.
Отсутствие данных и опыта. Недостаток точных и сопоставимых данных об инвалидности, а также опыта осуществления эффективных программ может препятствовать пониманию проблем и практическим действиям [1]. Осведомленность об общей численности и условиях жизни инвалидов может способствовать повышению эффективности усилий, направленных на устранение барьеров, связанных с инвалидностью, и предоставление услуг, что позволит инвалидам участвовать в общественной жизни.
1.3 Анализ уровня здоровья.
Одной из основных причин, затрудняющих использование статистических данных об инвалидности, является отсутствие единообразных подходов, как к пониманию феномена инвалидности, так и к сбору и анализу данных об инвалидности населения.
Основными источниками сведений об инвалидности населения являются данные ведомственной отчетности (Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Министерства образования и др.). Таким образом, основные проблемы надежного и достоверного учета инвалидности определяется, с одной стороны, сложной медико-социальной природой этого феномена, с другой, - отсутствием единой надведомственной системы регистрации и учета инвалидности, объединенной общей целью и общей стратегией развития [14].
Состояние проблемы инвалидности
на современном этапе приобретает
важное значение в условиях демократических
преобразований в России. Инвалиды
во всем мире относятся к категории
населения, которая особенно остро
ощущает проявления неравенства
в экономическом, социальном, моральном
и политическом аспектах вследствие
имеющихся у них нарушений
и ограничений
В последние годы наблюдается
рост количества инвалидов в Российской
Федерации. В 1992 году их число составляло
примерно 3,9 млн. человек, в 2009-м –
уже 13,1 млн. Ежегодно в бюро медико-социальной
экспертизы (МСЭ) освидетельствуется для
установлений группы инвалидности более
4 млн. человек, из них впервые признаются
инвалидами около 1 млн., повторно – 2,5
млн. Специалистами Всемирной
Инвалидность является сложной медико-социальной проблемой. Уровень и динамика обусловлены многими факторами, которые можно разделить на три группы [14].
Первая – это постоянно
действующие факторы, связанные
с макроэкономическим состоянием и
уровнем развития общества (демографическая
ситуация, состояние окружающей среды,
экология, уровень экономического и
социального развития). Например, чем
старше население, тем выше уровень
инвалидности. Это относится в
первую очередь к крупным городам,
мегаполисам, где наблюдается также
высокая плотность населения. В
последние годы отмечается убыль
населения, в том числе трудоспособного
возраста, что влияет на увеличение
численности инвалидов в
Вторая группа – достаточно
динамичные факторы (заболеваемость, деятельность
органов здравоохранения и
Третья группа – нормативно-правовая база по проблеме инвалидности и социальной защите различных категорий населения. Например, исполнение Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.04 г. «О монетизации льгот» привело к резкому росту числа инвалидов, в основном в пенсионном возрасте, которые стали переходить с местного уровня на более высокий федеральный уровень получения льгот и денежных выплат. В настоящее время МРОТ ниже, чем пенсия и льготы по третьей группе, что приводит к росту числа инвалидов.
Таким образом, проблема является сложной и достаточно многогранной и для ее решения необходимы комплексные усилия многих государственных структур разных уровней, общественных организаций.
На модели инвалидности в стране влияют тенденции развития патологических состояний, а также тенденции развития факторов окружающей среды и других факторов, таких как дорожно-транспортные происшествия, природные катастрофы, конфликты, питание и злоупотребление наркотическими веществами [16].
Бюро медико-социальной экспертизы
играет важную роль в осуществлении
государственной политики в сфере
социальной защиты. Основная задача –
установление структуры и степени
ограничения жизнедеятельности
освидетельствуемого
- нарушение здоровья со
стойкими расстройствами
- ограничение жизнедеятельности
(полная или частичная утрата
гражданином способности
- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени
ограничения жизнедеятельности, обусловленной
стойкими расстройствами функций организма,
возникшими в результате заболевания
или травмы, гражданину, признанному
инвалидом, устанавливается I, II или III
группа инвалидности, а гражданину
в возрасте до 18 лет – категория
«ребенок-инвалид». Инвалидность I группы
устанавливается на 2 года, II и III групп
– на 1 год. Без указания срока
переосвидетельствования
По состоянию на 1 октября 2010 года в Российской Федерации насчитывается 13,15 млн. инвалидов: - к первой, самой тяжёлой группе инвалидности, относится 1,9 млн. человек, - ко второй группе инвалидности относится около 7 млн. человек, - третью группу инвалидности составляют 3,76 млн. человек, - отдельная учитываемая категория – это дети-инвалиды. В России сегодня 545 тысяч человек имеют статус детей-инвалидов. В эту категорию попадают люди от 0 до 18 лет [15].
На первом месте стоят
болезни системы кровообращения
(66% от числа всех впервые признанных
инвалидами), на втором – злокачественные
новообразования (9,2%), на третьем –
поражение костно-мышечной системы
(7%). У инвалидов пенсионного
Таким образом, инвалидность это не только социальная проблема, но и экономическая. Государство несет большие затраты, возмещая гражданам утраченный заработок и предоставляя другие виды нематериальной помощи. По существующему на сегодняшний день законодательству любой гражданин может пройти процедуру медико-социального освидетельствования, но не всем устанавливается группа инвалидности. Основные причины отказа: незначительная патология с минимальными нарушениями функций организма, не приводящая к ограничению ни в одной из категорий жизнедеятельности; благоприятный клинический и трудовой прогноз и необходимость дальнейшего лечения по больничному листу; возможность ограничения в труде по справке врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения. Переосвидетельствовано в прошлом году 1046 человек, в том числе для установления группы 775 человек, не признано инвалидами 4%. Выдано в 2010 году 2385 индивидуальных программ реабилитации.
1.4 Рекомендации по улучшению социального обслуживания инвалидов.
Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания.
Хотя многие страны уже начали осуществлять меры по улучшению жизни людей с инвалидностью, многое в этой области еще предстоит сделать. Данные свидетельствуют о том, что многих барьеров, с которыми сталкиваются инвалиды, можно избежать, и что неудобства, связанные с инвалидностью, могут быть преодолены. Приводимые ниже девять рекомендаций носят обобщающий характер и исходят из более конкретных рекомендаций.
Внедрение этих рекомендаций
требует привлечения к
Рекомендация 1. Обеспечить доступ ко всем универсальным системам и услугам
Инвалиды обладают теми же потребностями, что и все другие люди: в здоровье и благополучии, в экономической и социальной безопасности, в обучении и развитии своих навыков. Эти потребности могут и должны быть удовлетворены путем использования универсальных программ и услуг.
Универсализация – это процесс, посредством которого правительства и другие заинтересованные лица борются с барьерами, которые мешают равному участию людей с инвалидностью в любом виде деятельности и услуг, предназначенном для широкой общественности – в образовании, здравоохранении, занятости и социальном обслуживании. Чтобы достичь этого, необходимо наметить изменения законов, политических мер, институтов и внешней среды. Универсализация не только реализует на практике права человека применительно к людям с инвалидностью, но также может стать более рентабельной.
Универсализация требует
принятия обязательств на всех уровнях.
Необходимо, чтобы эти обязательства
учитывались во всех секторах и были
интегрированы в новые и
Рекомендация 2. Инвестировать средства в специальные программы и услуги для инвалидов
Помимо универсальных услуг, некоторые инвалиды нуждаются в доступе к конкретным мероприятиям, таким как реабилитация, поддерживающие услуги или обучение. Реабилитация – включая «помогающие» технологии, такие как инвалидные коляски или слуховые аппараты – улучшают функционирование и повышают независимость. Ряд тщательно отрегулированных услуг и мер поддержки и помощи на уровне общин может удовлетворить потребность в уходе, позволяя людям жить независимо и участвовать в экономической, социальной и культурной жизни своих общин. Профессиональная реабилитация и обучение способны открыть для них возможности на рынке труда [13].
Наряду с потребностью в большем количестве услуг, существует также потребность в более высококачественных, доступных, гибких, интегрированных и тщательно скоординированных мультидисциплинарных услугах, особенно в периоды перехода – например, от услуг для детей к услугам для взрослых. Существующие программы и услуги нуждаются в пересмотре для оценки их производительности и внесения изменений, направленных на улучшение охвата услугами, повышение их эффективности и экономичности. Эти изменения должны быть основаны на разумной практике, соответствовать культурному и другим локальным контекстам и пройти проверку на месте.