Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 07:58, курсовая работа
Становление рыночной экономики предопределило необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» 29. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».
Отечественная система социального партнерства включает следующие уровни:
федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
межрегиональный уровень, на
котором устанавливаются основы
регулирования отношений в
региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в сфере труда в субъектах РФ;
отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в муниципальном образовании;
локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.
Объектом социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства исходя из оценки уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по РФ, в ее субъектах, а также в районах, городах и организациях.
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров)
по вопросам регулирования трудовых
отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений, обеспечения
гарантий трудовых прав работников и
совершенствования трудового
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Роль и функции государства
в системе социального
В системе регулирования социально-трудовых отношений и развития социального партнерства важнейшая роль принадлежит государству.
В соответствии с рекомендациями МОТ государство призвано активно участвовать в законодательном определении основных условий социального партнерства, но, как правило, без непосредственного вмешательства в переговорный процесс (за исключением случаев, когда государство выступает в роли работодателя, или в трудных экономических ситуациях). Органы государственной власти и местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей.
МОТ считает, что государство способно выполнять следующие функции в регулировании трудовых отношений5.
1. Участвовать в переговорах
и консультациях на
2. Влиять на результаты
двухсторонних переговоров
К наиболее строгим формам контроля относятся: законодательное замораживание заработной платы, установка предельно допустимых надбавок, продление ранее заключенных договоров, меры по обеспечению гибкости рынка труда.
Наиболее действенными формами
убеждения являются выступления
руководителей правительства о
необходимости учета
3. Побуждать предпринимателей
и профсоюзы к переговорам
по определенным вопросам, которые,
по мнению государства,
4. Устанавливать юридические
рамки, защищающие права
5. Как крупный работодатель
в государственном секторе
В случаях невозможности
достижения согласия между тремя
сторонами некоторые
Для России можно выделить следующие новые качества государства, связанные с системой социального партнерства:
государство является главным звеном политической системы, принимающим законы и другие нормативные акты, регулирующим социально-трудовые отношения в обществе и гарантирующим соблюдение и исполнение законодательства;
государство впервые выступает как собственник и работодатель на государственных и некоторых других предприятиях;
государство может выступать как предприниматель.
Роль государства в регулировании трудовых отношений во многом определяется переменами в политической и социально-экономической обстановке.
Слабость профсоюзного движения
и отсутствие эффективных объединений
работодателей обуславливает
Уже в начале 1990-х годов были изданы указы Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этих документов была создана Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители работодателей, профсоюзов и правительства.
Приняты и действуют Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О профсоюзах, их правах и гарантиях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Об общественных объединениях», «Об объединениях работодателей» и др., реализация которых влияет на результативность социального диалога. Органы социального партнерства и ответственность сторон закреплены в Трудовом кодексе РФ.
Сотрудничество профсоюзов,
представителей работодателей и
Правительства на федеральном уровне
осуществляется на Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-
1.2 Органы социального партнерства
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне
1. Образуется постоянно
действующая Российская
2. Соглашения, предусматривающие
полное или частичное
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношении в субъектах Российской Федерации
1. Могут образовываться
трехсторонние комиссии по
2. Соглашения, предусматривающие
полное или частичное
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территориальном уровне
1. Могут образовываться
трехсторонние комиссии по
2. Соглашения, предусматривающие
полное или частичное
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на отраслевом уровне
1. Могут образовываться
комиссии для ведения
2. Соглашения, предусматривающие
полное или частичное
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на локальном уровне.
Образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
В целях согласования интересов
работников (их представителей), работодателей
(их представителей) и государства
по вопросам регулирования социально-
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.