Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 07:58, курсовая работа
Становление рыночной экономики предопределило необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» 29. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».
ведение коллективных переговоров, подготовка проектов коллективных договоров и соглашений, их заключение;
рассмотрение вопросов, возникающих в ходе выполнения договоров и соглашений;
контроль выполнения коллективных договоров и соглашений.
Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все стороны. Деятельность сторон организуется координатором, избираемым соответствующими сторонами. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается Президентом РФ, не является членом комиссии и не принимает участия в голосовании.
Координатор каждой из сторон
вносит координатору Российской трехсторонней
комиссии предложения по проектам планов
работы комиссии, повесткам ее заседаний,
персональному составу
На федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации в целях подготовки проектов соответствующих соглашений и их заключения, проведения коллективных переговоров могут создаваться межотраслевые и отраслевые комиссии.
Каждая из комиссий решает вопросы, входящие в их компетенцию.
Конвенция МОТ «О применении
принципов права на организацию
и ведение коллективных переговоров»
(1949 г.) устанавливает, что переговоры
проводятся с целью регулирования
условий труда путем заключения
коллективных договоров, и призывает
осуществлять в этой связи меры,
способствующие развитию процедуры
ведения переговоров между
Положения этой конвенции законодательно закреплены в Трудовом кодексе РФ: «Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий».
Инициатором ведения коллективных переговоров по разработке и заключению коллективных переговоров может выступать любая из сторон, для чего она должна направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров. При этом участники переговоров свободны в выборе вопросов обсуждения.
Правом на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, отрасли, территории наделены соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов); каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров они проводятся профсоюзом (объединением профсоюзов), имеющим наибольшее количество членов.
Не позднее 2 недель с момента получения соответствующего запроса стороны обязаны предоставить друг другу всю имеющуюся у них информацию, необходимую для проведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие связанные с ними лица не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Разглашение указанных сведений влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, а также уголовную ответственность.
Лица, принимающие участие
в коллективных переговорах, подготовке
проекта коллективного
Если в ходе коллективных
переговоров не было принято согласованное
решение по отдельным вопросам, составляется
протокол разногласий, служащий основанием
для возникновения
2.5 Коллективный трудовой договор
Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации либо другим полномочным лицом. Заключенный коллективный договор является результатом социально-партнерского регулирования трудовых отношений на уровне организации, отражает интересы работников и работодателей. Условия и нормы коллективного договора обязательны для исполнения и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством о труде. Коллективный договор в части, ухудшающей положение работников, признается недействительным.
Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется ТК РФ12 и Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях».
Если по отдельным проектам коллективного договора стороны не достигли согласия в течение 3 месяцев с момента начала коллективных переговоров, они подписывают коллективный договор на согласованных условиях и при этом составляют протокол разногласий. Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут стать предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с трудовым законодательством.13
Коллективный договор может быть заключен как в организации в целом, так и в ее филиалах и других обособленных структурных подразделениях. При этом в качестве представителя работодателя выступает руководитель данного филиала или структурного подразделения, уполномоченный руководителем всей организации.
Заключенный филиалом, структурным подразделением коллективный договор не может содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с коллективным договором организации.
Функции коллективного договора состоят в следующем:
организация трудовых отношений;
обеспечение стабильности трудовых отношений;
обеспечение и защита интересов работников и работодателей;
приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношениям;
достижение компромисса
между работниками и
обеспечение экономического прогресса, повышения производительности труда, снижения себестоимости товара.
Работники организации имеют
право, но не обязаны заключать трудовой
договор, тогда как работодатель
обязан в течение 7 календарных дней
начать переговоры о заключении договора,
если работники выступили с
Основными принципами заключения коллективного договора являются:
соблюдение норм законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля;
неотвратимость
Содержание коллективного договора составляют согласованные его сторонами условия, призванные регулировать социально-трудовые отношения в организации. Стороны определяют содержание и структуру коллективного договора.
В обязательном порядке в коллективном договоре оговариваются сроки его действия и порядок изменения, а также сроки отчета сторон о выполнении условий коллективного договора.
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации «коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором».14 Срок действия коллективного договора может быть продлен сторонами, но не более чем на 3 года.
Действие коллективного
договора распространяется на всех работников
организации, ее филиала, представительства
и иного обособленного
В случае изменения наименования
организации, смены руководителя коллективный
договор сохраняет свое действие.
При реорганизации (слиянии, присоединении,
разделении, выделении) организации
коллективный договор продолжает действовать
в течение всего срока
2.6 Соглашения
Как и коллективный договор, соглашение является правовой формой социального партнерства. От коллективного договора соглашение отличается сферой действия и характером применения, так как коллективный договор регулирует отношения между работниками и работодателями в рамках организации, а соглашение действует на более высоком уровне.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения:
генеральное,
межрегиональное, региональное,
отраслевое (межотраслевое),
территориальное,
иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает
общие принципы регулирования социально-
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения – соглашения,
которые могут заключаться
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
оплата труда;
условия и охрана труда;
режимы труда и отдыха;
развитие социального партнерства;
иные вопросы, определенные сторонами.
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Генеральное соглашение, отраслевые
(межотраслевые) соглашения по отраслям,
организации которых
Региональные и
Порядок, сроки разработки
проекта соглашения и заключения
соглашения определяются комиссией. Комиссия
имеет право уведомить