Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 07:58, курсовая работа
Становление рыночной экономики предопределило необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» 29. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».
Решения соответствующих
комиссий по регулированию социально-
1.3 Основные принципы социального партнерства
Трудовой кодекс закрепил в ст. 24 основные принципы социального партнерства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнерства. Всего их 12.
1. Равноправие сторон. Любая
из сторон может равно
2. Уважение и учет интересов
сторон. Для сторон социального
партнерства уважение и учет
интересов являются основой
3. Заинтересованность сторон
в участии в договорных
4. Содействие государства
в укреплении и развитии
5. Соблюдение сторонами
и их представителями законов
и иных нормативных правовых
актов. Все стороны
6. Полномочность представителей
сторон. Все представители сторон
должны иметь письменные
7. Свобода выбора при
обсуждении вопросов, входящих в
сферу труда. Это значит, что
содержание и структуру
8. Добровольность принятия
сторонами на себя
9. Реальность обеспечения
принимаемых на себя
10. Обязательность выполнения
коллективных договоров,
11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.
12. Ответственность сторон,
их представителей за
2. Взамоотношения участников социального партнерства
2.1 Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
Представителями работников в социальном партнерстве выступают, профессиональные союзы и их объединения, профсоюзные организации, предусмотренные уставами; иные представители, избираемые работниками в соответствии с нормами ТК РФ. При проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществление контроля за его выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией, при рассмотрении трудовых споров интересы работников организации представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избранные работниками.
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов7, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом Российской Федерации, – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами
профсоюза, могут уполномочить орган
первичной профсоюзной
В случаях, когда работники
данного работодателя не объединены
в какие-либо первичные профсоюзные
организации или ни одна из имеющихся
первичных профсоюзных
Наличие иного представителя
не может являться препятствием для
осуществления первичными профсоюзными
организациями своих
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных
переговоров, заключении или изменении
соглашений, разрешении коллективных
трудовых споров по поводу их заключения
или изменения, а также при
формировании и осуществлении деятельности
комиссий по регулированию социально-
В своем учебном пособии Ю.В. Беляникова дает следующие определение объединения работодателей: «объединение работодателей – некоммерческая организация, создаваемая на добровольной основе работодателями для представительства интересов и защиты прав работодателей во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.»8 Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.
2.2 Роль профсоюзов в
системе социального
профсоюз социальный работник партнерство
После принятия в 1996 г. закона
«О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности» профсоюзная
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов. Предназначение профсоюзов состоит, в частности, в том, чтобы не позволять работодателю опустить стоимость рабочей силы ниже ее минимального предела.9
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
с работодателями, их объединениями и представителями;
органами государства и местного самоуправления;
другими субъектами общественных отношений.
В правовую основу деятельности профсоюзов входит не только собственно законодательство о правах и гарантиях их деятельности, но и трудовое законодательство в целом, так как оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов трудящихся.
Во многих западных странах стержневым принципом организационного строения профсоюзов является профессионально-отраслевой принцип. В РФ отраслевой принцип построения дополняется территориальным, так как масштабы страны и разнообразие природных и экономических условий жизнедеятельности объективно приводят к повышению роли региональных профсоюзных объединений.
В настоящее время в РФ функционируют свыше 200 профсоюзных объединений, многие из которых построены на профессионально-отраслевом принципе. При этом около 50 профсоюзных объединений включают до 80% трудящихся. Самым крупным профобъединением является Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), которая была организована в 1990 году. В состав ФНПР входят отраслевые и региональные профсоюзные объединения, созданные в каждом административном регионе – области, республике. В свою очередь, региональные профсоюзные объединения включают в себя соответственно областные, республиканские комитеты отраслевых профсоюзов, объединенных между собой для проведения единой социальной политики в конкретном регионе. Первичным руководящим органом регионально-отраслевой структуры профсоюзов является профсоюзный комитет в конкретной организации.
Профсоюзы являются наиболее
устойчивой организованной формой социально-экономических
связей наемных работников, основанной
на принципах единства, солидарности,
справедливости и направленной на выполнение
функций представительства