Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Становление рыночной экономики предопределило необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» 29. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Социальное партнерство.docx

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Решения соответствующих  комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений  профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных  актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

1.3 Основные принципы социального  партнерства

Трудовой кодекс закрепил в ст. 24 основные принципы социального  партнерства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту  социального партнерства. Всего  их 12.

1. Равноправие сторон. Любая  из сторон может равно проявить  инициативу по ведению коллективных  переговоров и заключению соглашений. При этом представители сторон  имеют равноправное положение как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом.

2. Уважение и учет интересов  сторон. Для сторон социального  партнерства уважение и учет  интересов являются основой успеха  в достижении согласия по обсуждаемым  вопросам, в обеспечении полной  реализации всех достигнутых  договоренностей.

3. Заинтересованность сторон  в участии в договорных отношениях. К сожалению, не везде и нечасто  сами стороны в полной мере  заинтересованы участвовать в  договорных отношениях. Мы знаем,  что чаще всего от коллективных  переговоров, заключения коллективных  договоров и соглашений отказывается  работодатель. Однако именно взаимная  заинтересованность сторон позволяет  сторонам достичь намеченных  планов.

4. Содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе. Это является одним из  принципов и условий более  широкого использования социально-партнерских  отношений для решения таких задач, как подъем производства и улучшение благосостояния граждан. В социальном партнерстве демократия позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, уточнить более четко свою позицию.

5. Соблюдение сторонами  и их представителями законов  и иных нормативных правовых  актов. Все стороны переговоров  коллективных договоров и соглашений  должны соблюдать нормы и правила  ведения коллективных переговоров,  консультаций, определения содержания  коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров  и соглашений, ухудшающие положение  работников по сравнению с  трудовым законодательством, являются  недействительными. Следовательно,  они должны расширять социальные  гарантии, которые установлены законодательством.

6. Полномочность представителей  сторон. Все представители сторон  должны иметь письменные документы,  подтверждающие, что они уполномочены  соответствующей стороной вести  коллективные переговоры и подписывать  соглашения и коллективные договоры. Не допускается ведение переговоров  от имени работников органами  или организациями, созданными  или финансируемыми работодателем,  органом исполнительной власти, даже если они и названы  профсоюзами.

7. Свобода выбора при  обсуждении вопросов, входящих в  сферу труда. Это значит, что  содержание и структуру коллективного  договора и соглашения определяют  сами стороны. Любая из сторон  либо их представители могут  ставить вопрос о включении  в коллективный договор, соглашение  условий, которые должны быть  свободно обсуждены всеми сторонами  (их представителями), приняты или  отвергнуты. Закон запрещает всякое  вмешательство, способное ограничить  права работников и представителей  или воспрепятствовать их осуществлению  со стороны органов власти, управления, и др.

8. Добровольность принятия  сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а  не под каким-либо давлением  извне принимает на себя обязательства  по коллективному договору или  соглашению, т.е. стороны договариваются  путем консенсуса о принятии  обязательств.

9. Реальность обеспечения  принимаемых на себя обязательств. Этот принцип играет большую  роль в эффективности действия  коллективного договора и соглашения. Например, невыполнение обязательств  работодателем или Правительством  по социально-партнерскому соглашению  в связи с тем, что, беря  его, не учтена обстановка в  народном хозяйстве или его  отрасли, чревато социальной напряженностью, что противоречит целям соглашения, направленного на обеспечение  социального мира на производстве. Поэтому принятые по договору, соглашению обязательства не  должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально  обеспечиваться. За невыполнение  обязательств виновный наказывается  по закону.

10. Обязательность выполнения  коллективных договоров, соглашений. Несоблюдение этого принципа  лишает смысла положения, включаемые  в коллективный договор, соглашение. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и  соглашения представляют собой  правовые акты, которые входят  в систему актов, регулирующих  трудовые отношения и иные  непосредственно связанные с  ними отношения. Следовательно,  они обладают юридической силой,  обязательны к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение  по их вине коллективных договоров,  соглашений. Действующее законодательство  предусматривает ответственность  сторон и их представителей  за неисполнение по их вине  коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных  правовых актов, регламентирующих  коллективно-договорную работу. Такая  ответственность предусмотрена  гл. 9 ТК и ст. 5.28–5.31 Кодекса Российской  Федерации об административных  правонарушениях.

2. Взамоотношения участников социального партнерства

2.1 Представители работников  и работодателей в социальном  партнерстве

Представителями работников в социальном партнерстве выступают, профессиональные союзы и их объединения, профсоюзные организации, предусмотренные  уставами; иные представители, избираемые работниками в соответствии с  нормами ТК РФ. При проведении коллективных переговоров, заключении и изменении  коллективного договора, осуществление  контроля за его выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией, при рассмотрении трудовых споров интересы работников организации представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избранные работниками.

Первичные профсоюзные организации  и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих  профсоюзов7, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом Российской Федерации, – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами  профсоюза, могут уполномочить орган  первичной профсоюзной организации  представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно  связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной  профсоюзной организацией.

В случаях, когда работники  данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные  организации или ни одна из имеющихся  первичных профсоюзных организаций  не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим  Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве  на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления  указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя  не может являться препятствием для  осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Работодатель обязан создавать  условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Интересы работодателя при  проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного  договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем  представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении  соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при  формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей  представляют соответствующие объединения  работодателей.

В своем учебном пособии  Ю.В. Беляникова дает следующие определение объединения работодателей: «объединение работодателей – некоммерческая организация, создаваемая на добровольной основе работодателями для представительства интересов и защиты прав работодателей во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.»8 Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

2.2 Роль профсоюзов в  системе социального партнерства

профсоюз социальный работник партнерство

После принятия в 1996 г. закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях  деятельности» профсоюзная деятельность в РФ получила необходимое правовое обеспечение в условиях рыночной экономики. В ст. 15 Закона установлено, что отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной  власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства  и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений. В законе закреплена правовая основа социального партнерства и признано равенство сторон при выработке  и принятии входящих в их совместную компетенцию решений.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях  представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов. Предназначение профсоюзов состоит, в частности, в том, чтобы  не позволять работодателю опустить стоимость рабочей силы ниже ее минимального предела.9

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

с работодателями, их объединениями  и представителями;

органами государства  и местного самоуправления;

другими субъектами общественных отношений.

В правовую основу деятельности профсоюзов входит не только собственно законодательство о правах и гарантиях  их деятельности, но и трудовое законодательство в целом, так как оно используется профсоюзами для защиты прав и  интересов трудящихся.

Во многих западных странах  стержневым принципом организационного строения профсоюзов является профессионально-отраслевой принцип. В РФ отраслевой принцип построения дополняется территориальным, так как масштабы страны и разнообразие природных и экономических условий жизнедеятельности объективно приводят к повышению роли региональных профсоюзных объединений.

В настоящее время в  РФ функционируют свыше 200 профсоюзных  объединений, многие из которых построены  на профессионально-отраслевом принципе. При этом около 50 профсоюзных объединений  включают до 80% трудящихся. Самым крупным  профобъединением является Федерация  независимых профсоюзов России (ФНПР), которая была организована в 1990 году. В состав ФНПР входят отраслевые и  региональные профсоюзные объединения, созданные в каждом административном регионе – области, республике. В свою очередь, региональные профсоюзные объединения включают в себя соответственно областные, республиканские комитеты отраслевых профсоюзов, объединенных между собой для проведения единой социальной политики в конкретном регионе. Первичным руководящим органом регионально-отраслевой структуры профсоюзов является профсоюзный комитет в конкретной организации.

Профсоюзы являются наиболее устойчивой организованной формой социально-экономических  связей наемных работников, основанной на принципах единства, солидарности, справедливости и направленной на выполнение функций представительства интересов  трудящихся и на обеспечение их социальной защиты. Они являются самыми многочисленными  общественными объединениями во всех странах, особенно в странах  с социально-ориентировочной рыночной экономикой. Профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая  общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми  их уставами.

Информация о работе Социальное партнерство