Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Становление рыночной экономики предопределило необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» 29. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Социальное партнерство.docx

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Соглашение подписывается  представителями сторон.

Соглашение вступает в  силу со дня его подписания сторонами  либо со дня, установленного соглашением.

Соглашение действует  в отношении всех работников, состоящих  в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и  четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в  отношении работников действует  одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования  соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключение данного  соглашения, присоединиться к этому  соглашению. Указанное предложение  подлежит официальному опубликованию  и должно содержать сведения о  регистрации соглашения и об источнике  его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей  отрасли, в течение 30 календарных  дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении  к соглашению не представили в  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной  организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители  сторон соглашения обязаны принимать  участие в указанных консультациях.

Выполнение условий соглашений контролируют стороны социального  партнерства, их представители, а также  соответствующие органы по труду. Стороны  обязаны предоставлять друг другу  информацию, необходимую для осуществления  контроля.

Ответственность сторон социального  партнерства за нарушение или  невыполнение условий соглашения аналогична ответственности за нарушение или  невыполнение коллективного договора и предусмотрена КоАП.

2.7 Социальный диалог

Социальный диалог – это  процесс определения и сближения  позиций, достижения общих договоренностей  и принятия согласованных решений  сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической  политики и регуляции социально-трудовых отношений.

Социальный диалог осуществляется на принципах: законности; репрезентативности и полномочности сторон и их представителей; независимости и равноправия  сторон; конструктивности и взаимодействия; добровольности и принятия реальных обязательств; взаимного уважения и поиска компромиссных решений; обязательности рассмотрения предложений сторон; приоритета согласовательных процедур; открытости и гласности; обязательности соблюдения достигнутых договоренностей; ответственности за выполнение принятых обязательств.

Социальный диалог осуществляется на национальном, территориальном и локальном (предприятие, учреждение, организация, транснациональная корпорация) уровнях на трехсторонней или двусторонней основе.

Социальный диалог осуществляется между сторонами социального  диалога соответствующего уровня в  формах: обмена информацией; консультаций; согласовательных процедур; коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.

Стороны социального диалога:

Национальный уровень

Сторона работодателей, субъектами которой являются всеукраинские  объединения организаций работодателей  и свои объединения, которые действуют  в нескольких видах экономической  деятельности, а в пределах определенного  вида экономической деятельности –  объединения организаций работодателей, которые созданы по отраслевому  признаку и имеют статус всеукраинских.

Сторона органов исполнительной власти, субъектами которой является Кабинет Министров Украины та/або центральные органы исполнительной власти.

Профсоюзная сторона, субъектами которой являются всеукраинские  объединения профессиональных союзов, а в пределах определенного вида экономической деятельности – всеукраинские  профессиональные союзы, созданные  по отраслевому признаку.

Территориальный уровень

Сторона работодателей, субъектами которой являются организации работодателей  и свои объединения, которые действуют  на территории соответствующей административно-территориальной  единицы.

Сторона органов исполнительной власти, субъектами которой являются местные органы исполнительной власти, которые действуют на территории соответствующей административно-территориальной  единицы. На территории соответствующей  административно-территориальной единицы  стороной социального диалога могут  быть органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законодательством.

Профсоюзная сторона, субъектами которой являются профессиональные союзы соответствующего уровня и  организации профессиональных союзов, их объединений, которые действуют  на территории соответствующей административно-территориальной  единицы.

Локальный уровень

Сторона работодателя, субъектами которой является работодатель и / или  уполномоченные представители работодателя.

Сторона работников, субъектами которой являются первичные профсоюзные  организации, а в случае их отсутствия – свободно избраны представители (представитель) работников.

2.8 Ответственность сторон  социального партнерства

Согласно Трудовому Кодексу  Российской Федерации «представители сторон, уклоняющиеся от участия в  коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного  договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые  установлены федеральным законом».

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, установлена статьей 5.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ.

Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые  установлены федеральным законом.

Ответственность за нарушение  или невыполнение обязательств по коллективному  договору, соглашению установлена статьей 5.31 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид.лит., 1993. – 64 с.

Трудовой Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 №197 – ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (1 часть)

Закон РФ О коллективных договорах и соглашениях. Комментарий // Под ред. И.О. Снигирёвой, С.А. Шалаева. М., ЮРАЙТ, 2001

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях // Федеральный закон от 30 декабря 2001 года 195-ФЗ (ред. от 08.12.2003)

Федеральный Закон О коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 года 2490–1 (ред. от 30.12.2001)

Федеральный закон О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений от 1 мая 1999 года 92-ФЗ

Указ Президента РФ О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов) от 15 ноября 1991 года 212 // Опубликован: «Ведомости СНД и  ВС РСФСР», 47, 1991 г.; «Российская газета», 19.11.91

Басаков М.И. Трудовое право. Сто экзаменнационых ответов: Экспресс-справочник для студенто вузов М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д.: МарТ, 2003. – 240 с.

Беляева В.В. Трудовое право  России: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.

Беляникова Ю.В. Трудовое право: Учебное пособие для ссузов.-М.: Профиздат, 2005. – 224 с.

Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. – М.: Велби; Проспект, 2003. – 496 с.

Комментарий к Трудовому  Кодексу Российской Федерации/ Под ред. С.А. Панина – М., 2002

Лозовский Л.Ш, Райзберг Б.А. Словарь по экономике и праву. – М.: Омега, 2004. – 608 с.

Магницкая Е.В., Евстегнеев Е.Н. Трудовое право. – СПб.: Питер, 2005. – 114 с.

Миронов В.И. Трудовое право  России: Конспект курса лекций. –  М., 2001

Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для  вузов. – М.: Норма, 2003. – 640 с.

Российское трудовое право / Под ред. А.Д. Зайкина – М., 1998

Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998

Трудовое право: Учебник/ Под ред. С.П Маврина., Е.Б Хохлова. – М.: Высшее образование, 2005. – 410 с.

Трудовое право: Учебник/ Под ред. О.В. Смирнова. – М.: ТК Велби, – 2003. – 528 с.

1 специализированное учреждение  ООН, международная организация,  занимающаяся вопросами регулирования  трудовых отношений.

 

2 Статья 23 ТК РФ в ред.  Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ

 

3 Статья 24 ТК РФ

 

4 См.раздел «Социальный диалог»

 

5 Декларация МОТ об  основополагающих принципах и  правах в сфере труда, принятая  на 86-й сессии Международной конференции  труда 18 июня 1998 г. Женева, 1998

 

6 Комментарий к ТК РФ // кол. авторов: З.О. Александрова, А.М. Куренной, А.Н. Луговой, А.Ф. Нуртдинова, С.А. Панин, А.П. Соловьев, Ю.Г. Сорокин. М.: МЦФЭР, 2002

 

7 Крылов К.Д. Правовые  основы социального партнерства  // Труд и право. 1998. 4-5.

 

8 Беляникова Ю.В. Трудовое право: учебное пособие для ссузов. - М.: Приор – издат, 2005. – с. 37

 

9 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ

 

"О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности"

 

(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.)

 

10 Конвенция 98 О праве на организацию и ведение коллективных переговоров // Подписана в Женеве 1 июля 1949 г.; Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 31 января 1961 г

 

11 Закон РФ О коллективных  договорах и соглашениях. Комментарий // Под ред. И.О. Снигирёвой, С.А. Шалаева. М., ЮРАЙТ, 2001

 

12 Стотья 40 ТК РФ

 

13 Нуртдинова А.Ф., Хохрякова О.С. Некоторые проблемы коллективно-договорного регулирования

 

14 Трудовой Кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 №197 –  ФЗ // Собрание законодательства  РФ.- 2002. - № 1. – с.59

 


Информация о работе Социальное партнерство