Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 07:58, курсовая работа
Становление рыночной экономики предопределило необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» 29. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».
Вместе с тем специалисты отмечают следующие проблемы отечественных профсоюзов: высокая активность на федеральном уровне и низкая активность на предприятиях, разобщенность и значительное количество отраслевых и межотраслевых профсоюзов. Нередки случаи, когда на крупных предприятиях действуют по два конфликтующих профсоюзных органа, входящих в разные объединения. В большинстве предприятий организационные формы участия работников в управлении совершенствуются медленно. Во многих субъектах РФ наблюдается пассивность работников в подготовке коллективных договоров, а во многих малых предприятиях вообще отсутствуют профсоюзные организации.
В целом профсоюзное движение состоит из конкурирующих профсоюзов, что негативно сказывается на эффективности их деятельности и взаимодействия с социальными партнерами, особенно с работодателями.
Решение комплекса задач
защиты прав трудящихся пытается взять
на себя ФНПР как правопреемник традиционных
профсоюзных структур. Однако и ей
пока не удается распространить свою
деятельность на коммерческий сектор,
где профсоюзная активность практически
отсутствует. Представители профсоюзов
не всегда способны на равных вести
переговоры с представителями
Взаимодействие профсоюзов с хозяйственными и государственными органами в решении вопросов удовлетворения интересов и нужд трудящихся требует конкретности и четкого определения функций.
Цели и задачи, поставленные
наемными работниками перед профсоюзами,
определяют основные функции, выполняемые
ими в процессе их деятельности.
Главная функция профсоюзов –
обеспечение условий для
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции. Важнейшая задача профсоюзов – контролировать, верно ли работодатели осуществляют начисление заработной платы и обеспечивает ли эта заработная плата как минимум простое воспроизводство рабочей силы. При этом профсоюзы не менее чем работодатели заинтересованы в том, чтобы заработная плата в максимальной степени была связана с результатами труда и выполняла стимулирующую функцию.
Отечественная и мировая
практика показывает, что новая социально-
формы, системы выплаты и размеры оплаты труда, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций;
механизмы регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;
занятость работников и противодействия безработице;
профессиональное обучения персонала;
мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников;
продолжительность отпусков, рабочего времени и времени отдыха;
медицинское и социальное страхование работников;
интересы работников при приватизации организаций и ведомственного жилья;
техника безопасности, охрана труда и здоровья работников.
Например, в ст. 21 Закона РФ
«О занятости населения в
вносить в органы местного самоуправления предложения о переносе сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;
содействовать обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.
Важно, что массовое увольнение
работников, связанное с рационализацией
производства, совершенствованием организации
труда, ликвидацией, перепрофилированием
организации или ее структурных
подразделений, полной или частичной
приостановкой производства по инициативе
работодателя, может осуществляться
лишь при условии предварительного
(не менее чем за три месяца) уведомления
соответствующих профсоюзных
Профессиональные союзы вправе требовать от работодателей включения в коллективный договор конкретных мер по защите интересов трудящихся.
Хорошим примером может служить раздел о занятости типового коллективного договора, рекомендуемого Российским советом профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства.
В этом коллективном договоре
работодатель и профком обязуются
совместно разработать и
В договоре предусмотрено
создание фонда социальной поддержки
по безработице, за счет которого оказывается
содействие в трудоустройстве, профессиональном
обучении и предоставление сверх
установленных
Органы исполнительной власти, работодатели могут проводить по предложению профсоюзов взаимные консультации по широкому кругу проблем улучшения условий и безопасности труда, занятости, обучения и др.
В ходе консультаций и коллективных переговоров стороны приходят к договоренности о порядке, сроках и механизме контроля выполнения принятых взаимных обязательств, об ответственности сторон. Если профсоюзы и работодатели не договорились, или договорились, но одна из сторон нарушает условия договоренности, то в качестве арбитра выступает правительство; его участие в социальном партнерстве приводит к трипартизму.
В экономической и социальной политике социальное партнерство означает консультации и сотрудничество между наемными работниками (их, как правило, представляют профсоюзы) и работодателями на разных уровнях по поводу определения (установления) взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда
В социальном партнерстве представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, иные профессиональные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Правовая основа социального партнерства в РФ в основном создана при активном участии профсоюзов: приняты законы о регулировании трудовых конфликтов, коллективных переговорах и профсоюзах; созданы трехсторонние органы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ; учреждены инспекции труда.
Социальное партнерство профсоюзов, представителей работодателей и Правительства РФ на федеральном уровне осуществляется в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Результаты партнерства сторон отражаются в генеральных соглашениях. Подписываются также трехсторонние соглашения на региональном, территориальном уровне и на уровне отраслей. На предприятиях и в учреждениях заключаются коллективные договоры, основанные на установленных в генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях нормах.
Однако во многих случаях коллективные договоры носят формальный характер (часто – по вине работодателей), вследствие чего социальное партнерство пока не получило должного развития во всех регионах РФ и во всех организациях.
2.3 Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Основными органами системы
социального партнерства на всех
уровнях являются комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений. В РФ
на всех уровнях по решению сторон
образуются комиссии для обеспечения
регулирования социально-
На уровне субъектов Федерации
также образуются трехсторонние
комиссии по регулированию социально-
На уровне отраслей (группы
отраслей) образуются отраслевые (межотраслевые)
комиссии по регулированию социально-
На территориальном уровне
могут образовываться трехсторонние
комиссии по регулированию социально-
На локальном уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора.
В настоящее время в
РФ сложился следующий механизм функционирования
системы социального
законодательное оформление
социального партнерства в
постоянная работа представителей сторон, экспертов, изучающих и анализирующих состояние и проблемы социального партнерства;
постоянно функционирующий
переговорный процесс между представителями
работников (профсоюзов), объединений
работодателей и органов
постоянно действующие трехсторонние
комиссии по регулированию социально-
нормативное закрепление и соблюдение процедур согласования интересов сторон;
система контроля выполнения принятых соглашений и договоров.
2.4 Коллективные переговоры
Согласование интересов
работодателей и наемных
Согласно Конвенции МОТ
№154 «О содействии коллективным переговорам»
термин «коллективные переговоры»
означает любые переговоры, которые
проводятся между предпринимателем,
группой предпринимателей или одной
или несколькими организациями
предпринимателей с одной стороны,
одной или несколькими
определения условий труда и занятости;
регулирования отношений
между предпринимателями и
регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.
Из этого определения следует, что коллективные переговоры являются основной формой социального партнерства, которая имеет целью сравнить, учесть и согласовать взаимные интересы работодателя в лице нанимателя и занятых у него работников в лице профсоюзов. Для этого представителям сторон нужны переговоры, в ходе которых необходимо достичь согласия по обсуждаемым вопросам и принять решения, удовлетворяющие стороны.
Для ведения коллективных переговоров, подготовки соглашений, коллективных договоров, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон должны создаваться комиссии из наделенных полномочиями представителей сторон.10
Основной целью деятельности
комиссий является регулирование социально-
Основными принципами формирования комиссий являются:
добровольность участия сторон в деятельности комиссий;
полномочность сторон;
самостоятельность и независимость сторон при определении персонального состава своих представителей в комиссиях.
При этом принципы создания комиссий должны быть общими для всех уровней.
Основными задачами комиссий являются11:
согласование позиций сторон;
проведение консультаций по вопросам разработки проектов договоров и соглашений;