Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Становление рыночной экономики предопределило необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству» 29. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Социальное партнерство.docx

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем специалисты  отмечают следующие проблемы отечественных  профсоюзов: высокая активность на федеральном уровне и низкая активность на предприятиях, разобщенность и  значительное количество отраслевых и  межотраслевых профсоюзов. Нередки  случаи, когда на крупных предприятиях действуют по два конфликтующих  профсоюзных органа, входящих в разные объединения. В большинстве предприятий  организационные формы участия  работников в управлении совершенствуются медленно. Во многих субъектах РФ наблюдается  пассивность работников в подготовке коллективных договоров, а во многих малых предприятиях вообще отсутствуют  профсоюзные организации.

В целом профсоюзное движение состоит из конкурирующих профсоюзов, что негативно сказывается на эффективности их деятельности и  взаимодействия с социальными партнерами, особенно с работодателями.

Решение комплекса задач  защиты прав трудящихся пытается взять  на себя ФНПР как правопреемник традиционных профсоюзных структур. Однако и ей пока не удается распространить свою деятельность на коммерческий сектор, где профсоюзная активность практически  отсутствует. Представители профсоюзов не всегда способны на равных вести  переговоры с представителями работодателей, наблюдается тенденция вытеснения профсоюзов из основной сферы деятельности предприятий – производственной.

Взаимодействие профсоюзов с хозяйственными и государственными органами в решении вопросов удовлетворения интересов и нужд трудящихся требует  конкретности и четкого определения  функций.

Цели и задачи, поставленные наемными работниками перед профсоюзами, определяют основные функции, выполняемые  ими в процессе их деятельности. Главная функция профсоюзов –  обеспечение условий для наиболее выгодной для трудящихся продажи  единственного товара, которым обладает наемный работник, – рабочей силы, защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных  с трудом отношений. Своей главной  задачей профсоюзы всех направлений  считают защиту прав и законных интересов  трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной  функции. Важнейшая задача профсоюзов – контролировать, верно ли работодатели осуществляют начисление заработной платы и обеспечивает ли эта заработная плата как минимум простое воспроизводство рабочей силы. При этом профсоюзы не менее чем работодатели заинтересованы в том, чтобы заработная плата в максимальной степени была связана с результатами труда и выполняла стимулирующую функцию.

Отечественная и мировая  практика показывает, что новая социально-экономическая  ситуация требует от профсоюзов наряду с традиционными функциями способности  договариваться с работодателями при  решении следующих вопросов:

формы, системы выплаты  и размеры оплаты труда, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций;

механизмы регулирования  оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;

занятость работников и противодействия  безработице;

профессиональное обучения персонала;

мероприятия по улучшению  условий и охраны труда работников;

продолжительность отпусков, рабочего времени и времени отдыха;

медицинское и социальное страхование работников;

интересы работников при  приватизации организаций и ведомственного жилья;

техника безопасности, охрана труда и здоровья работников.

Например, в ст. 21 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определены формы участия  профсоюзов в вопросах содействия занятости  населения. Профессиональные союзы  вправе участвовать в разработке государственной политики в области  содействия занятости населения  и имеют право:

вносить в органы местного самоуправления предложения о переносе сроков или временном прекращении  реализации мероприятий, связанных  с массовым высвобождением работников;

содействовать обеспечению  социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и  компенсаций в соответствии с  законодательством РФ.

Важно, что массовое увольнение работников, связанное с рационализацией  производства, совершенствованием организации  труда, ликвидацией, перепрофилированием  организации или ее структурных  подразделений, полной или частичной  приостановкой производства по инициативе работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления  соответствующих профсоюзных органов.

Профессиональные союзы  вправе требовать от работодателей  включения в коллективный договор  конкретных мер по защите интересов  трудящихся.

Хорошим примером может служить  раздел о занятости типового коллективного  договора, рекомендуемого Российским советом профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и  строительства.

В этом коллективном договоре работодатель и профком обязуются  совместно разработать и реализовать  программы обеспечения занятости  и меры по социальной защите работников, высвобождаемых в результате реорганизации, ликвидации организации, сокращения объемов  производства, ухудшения финансово-экономического положения организации.

В договоре предусмотрено  создание фонда социальной поддержки  по безработице, за счет которого оказывается  содействие в трудоустройстве, профессиональном обучении и предоставление сверх  установленных законодательством  дополнительных социально-бытовых  льгот определенным категориям высвобождаемых работников.

Органы исполнительной власти, работодатели могут проводить по предложению профсоюзов взаимные консультации по широкому кругу проблем улучшения  условий и безопасности труда, занятости, обучения и др.

В ходе консультаций и коллективных переговоров стороны приходят к  договоренности о порядке, сроках и  механизме контроля выполнения принятых взаимных обязательств, об ответственности  сторон. Если профсоюзы и работодатели не договорились, или договорились, но одна из сторон нарушает условия  договоренности, то в качестве арбитра  выступает правительство; его участие  в социальном партнерстве приводит к трипартизму.

В экономической и социальной политике социальное партнерство означает консультации и сотрудничество между  наемными работниками (их, как правило, представляют профсоюзы) и работодателями на разных уровнях по поводу определения (установления) взаимоприемлемых условий  найма и оплаты труда

В социальном партнерстве  представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, иные профессиональные организации, предусмотренные  уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных  Трудовым кодексом РФ.

Правовая основа социального  партнерства в РФ в основном создана  при активном участии профсоюзов: приняты законы о регулировании  трудовых конфликтов, коллективных переговорах  и профсоюзах; созданы трехсторонние  органы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ; учреждены инспекции  труда.

Социальное партнерство  профсоюзов, представителей работодателей  и Правительства РФ на федеральном  уровне осуществляется в Российской трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. Результаты партнерства сторон отражаются в  генеральных соглашениях. Подписываются  также трехсторонние соглашения на региональном, территориальном уровне и на уровне отраслей. На предприятиях и в учреждениях заключаются коллективные договоры, основанные на установленных в генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях нормах.

Однако во многих случаях  коллективные договоры носят формальный характер (часто – по вине работодателей), вследствие чего социальное партнерство  пока не получило должного развития во всех регионах РФ и во всех организациях.

2.3 Комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений

Основными органами системы  социального партнерства на всех уровнях являются комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. В РФ на всех уровнях по решению сторон образуются комиссии для обеспечения  регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров  и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений. На федеральном уровне для регулирования социально-трудовых отношений образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, представители Правительства РФ.

На уровне субъектов Федерации  также образуются трехсторонние  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов  РФ.

На уровне отраслей (группы отраслей) образуются отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов  РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми органами местного самоуправления.

На локальном уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и  заключения коллективного договора.

В настоящее время в  РФ сложился следующий механизм функционирования системы социального партнерства:

законодательное оформление социального партнерства в законах  и нормативных актах РФ, субъектов  РФ и нормативных актах соответствующих  органов государственной власти;

постоянная работа представителей сторон, экспертов, изучающих и анализирующих  состояние и проблемы социального  партнерства;

постоянно функционирующий  переговорный процесс между представителями  работников (профсоюзов), объединений  работодателей и органов государственной  власти;

постоянно действующие трехсторонние  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

нормативное закрепление  и соблюдение процедур согласования интересов сторон;

система контроля выполнения принятых соглашений и договоров.

2.4 Коллективные переговоры

Согласование интересов  работодателей и наемных работников в социально-трудовой сфере осуществляется путем переговоров, которые должны завершаться заключением коллективных договоров или соглашений.

Согласно Конвенции МОТ  №154 «О содействии коллективным переговорам» термин «коллективные переговоры»  означает любые переговоры, которые  проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной  или несколькими организациями  предпринимателей с одной стороны, одной или несколькими организациями  трудящихся – с другой, в целях:

определения условий труда  и занятости;

регулирования отношений  между предпринимателями и трудящимися;

регулирования отношений  между предпринимателями или  их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Из этого определения  следует, что коллективные переговоры являются основной формой социального  партнерства, которая имеет целью  сравнить, учесть и согласовать взаимные интересы работодателя в лице нанимателя и занятых у него работников в  лице профсоюзов. Для этого представителям сторон нужны переговоры, в ходе которых необходимо достичь согласия по обсуждаемым вопросам и принять  решения, удовлетворяющие стороны.

Для ведения коллективных переговоров, подготовки соглашений, коллективных договоров, их заключения, а также  для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон должны создаваться комиссии из наделенных полномочиями представителей сторон.10

Основной целью деятельности комиссий является регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических  интересов сторон.

Основными принципами формирования комиссий являются:

добровольность участия  сторон в деятельности комиссий;

полномочность сторон;

самостоятельность и независимость  сторон при определении персонального  состава своих представителей в  комиссиях.

При этом принципы создания комиссий должны быть общими для всех уровней.

Основными задачами комиссий являются11:

согласование позиций  сторон;

проведение консультаций по вопросам разработки проектов договоров  и соглашений;

Информация о работе Социальное партнерство