Социальное проектирование, как технология социальной работы с детьми с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Очевидно, что, современная Россия находится в процессе быстро текущих перемен во всех областях общественной жизни. Среди характерных черт модернизационных изменений следует выделить, прежде всего, формирование единого социокультурного пространства на основе унификации экономической, политической и культурной жизни, унификации сознания. Постоянно совершенствующиеся средства массовой коммуникации создают новые общественные реалии. Индивид в этих условиях все более утрачивает самобытность, становясь участником культурного глобального обмена, беспрепятственно заимствует доминирующие модели образа жизни и стереотипы поведения, внедряемые из любого рода субкультуры.[5] Данный аспект необходимо учитывать при социальном проектировании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Девиантное поведение детей и подростков
1.2 Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
1.3 Социальное проектирование, как технология социальной работы
1.4 Проблемы оценки эффективности социального проектирования
Глава 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Социальный проект «Школа Супергероев»: план, реализация, оценка эффективности
2.2 Экспертная оценка эффективности социального проектирования, как метода социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Теория конфликта и  девиантность. Теория конфликта основана на предпосылке того, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс. Сфокусировав внимание на девиантном поведении, теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество организованно для того, чтобы служить интересам богатых и влиятельных членов общества, часто в ущерб другим. Для многих теоретиков конфликта основным источником девиантности в западных обществах является капиталистическая экономическая система. Хотя девиантность обнаруживается на каждом уровне общества, природа, степень, наказание девиантности зачастую связана с социально - классовым положением индивида[16].

Теория приклеивания ярлыков. Теоретико-методологической базой  этого подхода является символический  интеракционизм Дж. Г. Мида. Мид рассматривал социальную жизнь как серию постоянных взаимодействий между людьми и их окружением, интеракций, в которых поведение человека во многом определятся социальными ожиданиями и стереотипами. Эту теорию ученый из Колумбийского университета Ф. Танненбаум попытался применить к анализу девиантного поведения. Он акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальный отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию. Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки - суть отрицательной оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут провоцировать асоциальное поведение[17]. Эта теория разделяет с теорией конфликта точку зрения о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто - нет.

Согласно теории наклеивания  ярлыков, чтобы считать поведение  девиантным, оно должно быть охарактеризовано так, что социальные группы создают девиантность, составляя правила, нарушение которых означает девиантность, иприменяют эти правила к отдельным людям и определяют их как аутсайдеров. С этой точки зрения девиантность является не следствием действия, совершенного человеком, а, скорее, следствием применения другими правил и санкций к нарушителю.

Иными словами, никакое особое поведение не является в сущности девиантным само по себе; поведение становится девиантным лишь тогда, когда другие определяют его таковым.

Девиантность, как приобретенное поведение. Люди приобщаются к нормам и ценностям посредством социализации. Известно так же, что нормы и ценности в различных обществах и социальных группах значительно различаются. Теория дифференциальной ассоциации основывается на положении о том, что девиация - продукт особых девиантных норм и ценностей.

Эдвин Сатерленд, первым выдвинувший эту теорию, рассматривал девиантное поведение как результат социализации. Теория дифференциальной ассоциации подчеркивает, что индивиды могут быть социализированы группой людей, практикующих девиантное поведение и рассматривающих его как норму[18]. Название теории отражает идею о том, что люди ведут себя определенным образом, под влиянием своего окружения.

Существуют различные  варианты нарушений в поведении, от самых незначительных, до антисоциальных, т.е. направленных против общества, и аутоагрессивных, т.е. суицидальных. Рассмотрим основные виды девиантного поведения, объединенные в группы по масштабности проблемы.

Гиперкинетическое нарушение поведения. Такое нарушение характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, склонностью переходить от одного занятия к другому, не заканчивая ни одного из них, наряду со слабо контролируемой и чрезмерной активностью. Вместе с этим могут наблюдаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил[19].

Расстройство поведения, ограничивающееся семейным кругом проявляется в антисоциальном или агрессивном поведении, но только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, порча вещей, поджоги дома[20].

Не социализированное  расстройство поведения характеризуется  сочетанием устоявшегося антисоциального  или агрессивного поведения с  нарушением социальных норм и с нарушениями  взаимоотношений со сверстниками. Оно  проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также  в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению  к взрослым проявляют протестующее поведение, жестокость и агрессивность, реже взаимоотношения хорошие, но без  должной доверительности. Могут  быть сопутствующие эмоциональные  расстройства. В большинстве случаев  подросток одинок. Типичное поведение  включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и  жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление  авторитетам, тяжелые вспышки гнева  и неконтролируемой ярости, деструктивные  действия.

Социализированное расстройство поведения отличается от несоциализированного тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у коммуникабельных детей и подростков. Зачастую они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения предпочитают не поддерживать, не считают их авторитетными.

В данном случае поведенческие  расстройства наблюдаются одновременно с эмоциональными. Сочетаются устойчивое агрессивное асоциальное или вызывающее поведение с симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях вышеописанные расстройства сочетаются с прогрессирующей депрессией, проявляющейся в сильной тревожности, потере интересов, утратой удовольствия от активных, эмоциональных игр и занятий, в самобичевании и безнадежности. В других - нарушения поведения сопровождаются стрессами, боязливостью, страхами, навязчивостью или переживаниями из-за своего здоровья[21].

Под делинквентным поведением понимаеются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над младшими и более слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Основной причиной специалисты считают недостатки в воспитании[22].

Аддиктивное поведение. Под этим понятием подразумевается ранняя алкоголизация и наркотизация. Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Самые распространенные мотивы употребления: быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению желания пережить подъем, забвение, а потом и физической зависимости. Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков можно считать ранним признаком алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика[23].

Девиации сексуального поведения. Для подростков характерно недостаточно осознанное и повышенное половое  влечение. Еще не завершена половая  идентификация, поэтому легко возникают  отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с  ускоренным или же с замедленным  созреванием. У первых сильное половое  влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых появляется желание  самоутвердиться, обгоняя сверстников  в сексуальной активности. Кроме  того, отстающие в развитии могут  стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у  подростков зависят от ситуации и  являются преходящими.

По мере взросления и при  переходе к нормальной половой жизни  девиации исчезают полностью. При неблагоприятных  случаях они становятся дурной привычкой  и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой  жизни, совращающем влиянии. Петтинг, т.е. взаимные ласки без совершения полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Девиантным его можно считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) - сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивному подчинению.

Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается  ситуацией. Часто он проявляется  в закрытых учебных заведениях, где  сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта  девиация может обуславливаться  соблазнением, развращением, подражанием  и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность  возникновения преходящего гомосексуализма  объясняется недостаточной зрелостью  полового влечения[24].

Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей  и подростков под влиянием:

· уродливого воспитания и  хронических психотравмирующих  ситуаций;

· тяжелых переживаний  жизненных трудностей;

· затяжных неврозов;

· дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.

В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко  присоединяются нарушения поведения[25].

Итак, теперь мы имеем представление  о том, что такое девиантное поведение, какие виды и формы его проявления существуют и какие на эту тему существуют теории, объясняющие причины формирования отклоняющегося поведения среди детей и подростков. Девиантное поведение представляет собой систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Само девиантное поведение и его истоки рассматривались в таких теориях, как теория социального напряжения Р. Мертона; субкультурная теория А. Коэна; теория конфликта и девиантность К. Маркса; теория стигматизации или наклеивания ярлыков Дж. Мида и теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда. Среди видов же поведенческих нарушений можно выделить следующие: гиперкенетическое нарушение поведения, расстройство поведения, ограничивающееся семейным кругом, несоциализированное и социализированное расстройство поведения, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, девиации сексуального поведения, психогенное патологическое формирование личности.

На следующем этапе  работы мы бы хотели выяснить, как технологии социальной работы с детьми и подростками  с девиантным поведением применяются в социальной работе.

1.2 Технология социальной  работы с детьми и подростками  с девиантным поведением

Итак, мы определили, что  такое девиантное поведение, и каким образом оно проявляется у человека в подростковый период развития. Мы выяснили, что для эффективной социализации и социальной адаптации личности требуется целенаправленная деятельность не только ближайшего окружения подростков (семьи и школы), но так же и специалистов по социальной работе и социальных педагогов, а в некоторых случаях и психологов. Необходимость вмешательства приведенных выше специалистов определена характеристикой категорий детей и подростков, о которых мы говорили в предыдущем пункте, это личности:

С гиперкинетическим расстройством поведения;

· С поведенческими и эмоциональными расстройствами;

· С аддиктивным поведением;

· С агрессивным поведением;

· С делинквентным поведением;

· С социализированным  и не социализированным расстройством  поведения.

Остальные, описанные нами отклонения в поведении, требуют  медицинского вмешательства, т.е. вмешательства  таких специалистов, как психотерапевты, психоаналитики, неврологи, наркологи  и т.п. А так же, подобное поведение, если имеет под собой криминогенную основу, требует присоединения к работе местных органов милиции.

Однако, несмотря на то, что  выбранная нами для исследования категория подростков с девиантным поведением, не основывается на столь глубоких, патологических изменениях личности, она тоже требует тщательной диагностики и эффективной работы с множеством тонкостей.

В общем смысле под социальной работой с подростками понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельной личности так и группе людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию[26]. Такую работу можно разделить на три большие группы: профилактика, коррекция и реабилитация.

Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка  и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять  свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для  ребенка жизненной ситуации, способной  перейти в ситуацию риска.

Необходимо отметить, что  организация работы с подростками  с девиантным поведением - это задача межведомственная, включающая в себя как вопросы воспитания, так и социальной работы. Эта задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных организаций.

Информация о работе Социальное проектирование, как технология социальной работы с детьми с девиантным поведением