Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:49, реферат
Очевидно, что, современная Россия находится в процессе быстро текущих перемен во всех областях общественной жизни. Среди характерных черт модернизационных изменений следует выделить, прежде всего, формирование единого социокультурного пространства на основе унификации экономической, политической и культурной жизни, унификации сознания. Постоянно совершенствующиеся средства массовой коммуникации создают новые общественные реалии. Индивид в этих условиях все более утрачивает самобытность, становясь участником культурного глобального обмена, беспрепятственно заимствует доминирующие модели образа жизни и стереотипы поведения, внедряемые из любого рода субкультуры.[5] Данный аспект необходимо учитывать при социальном проектировании.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Девиантное поведение детей и подростков
1.2 Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
1.3 Социальное проектирование, как технология социальной работы
1.4 Проблемы оценки эффективности социального проектирования
Глава 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Социальный проект «Школа Супергероев»: план, реализация, оценка эффективности
2.2 Экспертная оценка эффективности социального проектирования, как метода социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Внедрение этого метода в
профессиональную деятельность специалистов
социальной сферы ведется весьма
активно, применяют его к различным
по масштабу и сложности случаям
и ситуациям. Причем экспертами было
отмечено, что социальное проектирование
применимо как к групповым
техникам социальной и психотерапевтической
работы с лицами, объединенными конкретной
социальной проблемой, так и к
проектам, направленным на широкую
массу людей, среди которых и
люди, не попадающие в группы риска,
на которых не нацелены социально
благотворительные акции и
В качестве проблем при реализации социального проекта эксперты указали:
· Работая с людьми, необходимо
учитывать возможность форс-
· Проблема оценки результатов, так как результаты работы видны только спустя продолжительное время;
· Необходимо не только достигнуть поставленной цели, но и предотвратить возобновление проблемы;
· Невозможно оценить конечные результаты программы, без учета воздействия внешних факторов.
Среди факторов, которые
не позволяют применять социальное
проектирование к определенным категориям
граждан, были названы такие как:
нежелание самих граждан
Разработка техники работы
с конкретной группой осуществляется
непосредственно после
Среди методов оценки эффективности социального проектирования были названы:
· Диагностическое тестирование, сравнивая результаты тестирования до начала проекта и после его завершения, можно получить результаты, которые дадут нам картину эффекта от проделанной работы;
· Оценка отдельных индикаторов, которые численно характеризуют проведенные мероприятия;
· Оценка степени достижения поставленных перед программой целей. Этот метод дает непосредственную оценку достигнутых результатов, особенно в том случае, если цели программы были определены количественно;
· Экспертные заключения.
Эксперты считают, что
вышеперечисленных методов
Главной погрешностью существующей системы оценки эффективности социального проектирования, по мнению экспертов, является чрезмерная субъективность, что не дает полной картины результатов того или иного проекта. Так же среди погрешностей была названо и то, что оценить результат можно только по прошествии некоторого времени с момента реализации проекта.
Улучшение социального проектирование
происходит по мере его развития и
внедрения в работу профессионалов,
и нет нужды в том, что бы
разрабатывать новые
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведя исследование основных форм оценки эффективности социального проектирования, как метода работы с детьми и подростками с девиантным поведением, мы можем подвести итоги и сделать некоторые выводы, исходя из поставленных задач.
Исследуя социальное проектирование как метод работы именно с детьми и подростками с девиантным поведением, мы не могли оставить без внимания теории девиантного поведения. Проанализировав труды по девиантологии, мы можем сказать, что девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К социологическим теориями девиантного поведения относятся:
Теория социального напряжения
Р. Мертона. Она подразумевает, что
основной причиной преступности является
противоречие между общественными
ценностями и возможностями их достижения
по установленным обществом
Субкультурная теория А. Коэна. В основе этой теории лежит идея о том, что субкультуры, т.е. микрогруппы являются носителями девиантных идей.
Теория конфликта и девиантность К. Маркса. Основана на предпосылке о том, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти.
Теория стигматизации или наклеивания ярлыков Дж. Мида. Она акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальные отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию.
Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда. Говорит о том, что люди ведут себя определенным образом, под влиянием своего окружения.
Таким же образом, в процессе работы мы смогли выявить виды девиантных поведений и объединить их в группы по масштабности проблемы. Получилась следующая картина:
Гиперкенетическое нарушение поведения. Характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения.
Расстройство поведения, ограничивающееся семейным кругом проявляется в антисоциальном или агрессивном поведении, но только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками.
Несоциализированное расстройство поведения характеризуется сочетанием устоявшегося антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и с нарушениями взаимоотношений со сверстниками
Социализированное расстройство поведения отличается от несоциализированного тем, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у коммуникабельных детей и подростков.
1. Делинквентное поведение.
2. Аддиктивное поведение.
3. Девиации сексуального поведения.
4. Психогенное патологическое формирование личности.
Выясненные формы девиантного поведения дали нам основание перейти к следующему этапу работы - это анализ современных технологий социальной работы. На этом этапе мы получили следующие результаты. Всю суть социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением можно свести к профилактике, коррекции и реабилитации. Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска. Коррекционная же деятельность представляет из себя социально-педогогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам. Что же касается реабилитации, то следует сказать, что социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
Именно таким образом можно кратко охарактеризовать современные технологии социальной работы с детьми с девиантным поведением. Далее мы исследовали такую технологию социальной работы, как социальное проектирование и получили следующую картину этого процесса: собственно социальное проектирование можно условно подразделить на 4 этапа, это идея (замысел), проектирование как таковое, реализация и оценка эффективности. Идея подразумевает под собой наличие желания, что-либо изменить в социальном пространстве и идею. Проектирование является основным этапом. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат. Реализация представляет собой проведение установленных на этапе проектирования мероприятий. Далее идет весьма сложный этап, это этап оценки эффективности проекта. На данном этапе применяются следующие методы оценки:
· оценка процессов, которая дает ответ на вопрос, реализуется ли проект так, как задумывалось;
· оценка вклада, представляющая собой попытку оценить воздействие проекта на показатели результативности изолировано.
В любом случае оценка эффективности должна опираться на следующие принципы:
· учет фактора времени, в том числе динамичность параметров проекта его экономического окружения, разрывы во времени, неравноценность разновременных затрат и результатов;
· сопоставление ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом»;
· оценка всех наиболее существенных последствий проекта;
· учет влияния на эффективность
потребности в текущих
· оценка влияния неопределенности и рисков.
Чтобы на собственном опыте
убедится, в сложности процесса эффективности,
мы разработали свой социальный проект,
следуя всем инструкциям авторов, ранее
затрагивавших этот вопрос. И так
наш социальный проект «ШКОЛА СУПЕРГЕРОЕВ»
был предназначен для безнадзорных
подростков, в поведении которых
наблюдается тенденция к
Делая выводы на данном этапе,
можно сказать, что в поведении
участников проекта наблюдается
позитивная тенденция развития необходимых
для социальной адаптации коммуникативных
навыков и поведенческих
Мы считаем, что реализация социального проекта «Школа Супергероев» стоила затраченных средств и усилий, так как была направлена, прежде всего, на компенсацию недостатков в воспитании безнадзорных подростков, на реализацию попечительских функций, на восстановление чувства семьи, на формирование положительного опыта социального поведения, снижение психоэмоционального напряжения и способствовала личностному росту и самораскрытию. Эти задачи получили свое решение и продолжают двигаться по намеченному нами позитивному плану.
Для получения компетентной
оценки по заданной тематике нами было
разработано экспертное интервью. Эксперты
считают метод социально