Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:49, реферат
Очевидно, что, современная Россия находится в процессе быстро текущих перемен во всех областях общественной жизни. Среди характерных черт модернизационных изменений следует выделить, прежде всего, формирование единого социокультурного пространства на основе унификации экономической, политической и культурной жизни, унификации сознания. Постоянно совершенствующиеся средства массовой коммуникации создают новые общественные реалии. Индивид в этих условиях все более утрачивает самобытность, становясь участником культурного глобального обмена, беспрепятственно заимствует доминирующие модели образа жизни и стереотипы поведения, внедряемые из любого рода субкультуры.[5] Данный аспект необходимо учитывать при социальном проектировании.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Девиантное поведение детей и подростков
1.2 Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
1.3 Социальное проектирование, как технология социальной работы
1.4 Проблемы оценки эффективности социального проектирования
Глава 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Социальный проект «Школа Супергероев»: план, реализация, оценка эффективности
2.2 Экспертная оценка эффективности социального проектирования, как метода социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Психологическим основанием рождения замысла проекта является процесс творчества. Социальное проектирование - поле творческой деятельности, где личность или же группа находят благоприятные условия для самоактуализации.
Вначале весь проект укладывается в какое-то побуждение, смутное желание, некое стремление к переменам, к созданию чего-то нового. Автор, представляет, в какой области собирается действовать, но у него нет ясности в том, что предстоит делать конкретно. Если ему не удается удержать возникшее побуждение в сознании, проект может и не родиться.
Поэтому первое, что надо сделать, - постараться зафиксировать замысел.
Следующий этап работы над проектом составляет его планирование, задача которого - установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.
При планировании социального проекта необходимо учитывать определенные правила. Это правила: ресурсов, времени, места и последствий
1. Правило ресурсов. Ресурсы,
которые можно не использовать
без большого ущерба для
То, что ресурсы, которые можно привлечь для реализации проекта, ограничены, - исходное положение социального проектирования[37]. Очевидно, что при недостатке ресурсов необходимо с этим считаться в планировании мероприятий. Но нередко какой-то из видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушение воспользоваться этим обстоятельством.
Рациональное планирование
должно противостоять такому искушению,
поскольку привлечение излишних
ресурсов деформирует проект и отвлекает
усилия от других участков деятельности.
Избыток ресурсов может быть оценен
на концептуальном уровне, что может
повлечь за собой уточнение или
даже изменение целей проекта. Но
если цели проекта утвердились, и
произошел переход к
2. Правило времени. Если
проект выходит за пределы
среднесрочного планирования, его
целесообразно разделить на
В долгосрочных проектах приходится
проводить существенную коррекцию
проекта на отдаленных по времени
этапах. Снизить роль таких корректирующих
действий можно, придавая каждому более
или менее длительному этапу
реализации проекта относительно самостоятельный
характер. Рубежный контроль в таком
случае приобретает черты
3. Правило места. Если
проект не может быть
Крупные проекты нередко имеют разные возможности для реализации в зависимости от территории. Это создает проблемы усреднения показателей, которые в этом случае не могут выполнять роль контрольных. Тогда правильнее сформулировать задачи проекта раздельно для однородных территорий, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.
4. Правило последствий.
Поскольку всякий проект имеет
позитивные и негативные
Понимание того, что негативные
последствия социального
Известный российский методолог социального проектирования В.Л. Глазычев[42] пишет, что ключевое правило проектирования составляет собственно проектное мышление, проектные конструкции, проектные формы креативного мышления.
Итак, теперь мы имеем представление о процессе технологизации социального проектирования, который осуществляется в 4 этапа: замысел, планирование, реализация и оценка эффективности. Хотелось бы подробнее рассмотреть последний этап социального проектирования, который не уступает по сложности, и даже превышает, все предыдущие. Проанализируем в следующем пункте возможные проблемы и недостатки оценки эффективности, а так же некоторые принципы и формы деятельности.
1.4 Проблемы оценки эффективности социальных проектов
Как показывает отечественный
и мировой опыт, целевые проекты
могут служить эффективным
Преодоление имеющихся негативных
аспектов требует совершенствования
организационно-методического
Оценка исполнения проекта помогает:
· сосредоточить внимание исполнителей на достижении конкретных результатов;
· проанализировать существующие тенденции;
· обеспечить своевременную корректировку;
· завоевать доверие
Существует несколько типов оценки проектов.
Оценка процессов, которая
дает ответ на вопрос, реализуется
ли проект так, как задумывалось. Здесь
применимы такие критерии, как
соотнесение цели проекта с целями
общественного развития и с потребностями
целевой группы; наличие прогноза
социально-экономических
Оценка вклада, представляющая
собой попытку оценить
Семеновой Т.Ю.[46] сформулированы принципы оценки эффективности социальных проектов, приведем некоторые из них:
· учет фактора времени, в том числе динамичность параметров проекта и его окружения, разрывы во времени, неравноценность разновременных затрат и результатов;
· сопоставление ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом»;
· оценка всех наиболее существенных последствий проекта;
· учет влияния на эффективность
потребности в текущих
· оценка влияния неопределенности и рисков.
Социальная направленность проектов предполагает некоторую их специфичность, которая проявляется в следующем.
Во-первых, двуединство целей. Социальный проект должен включать не только мероприятия, направленные на решение проблемы, но и мероприятия, обеспечивающие создание нового механизма, не допускающего возникновения проблемы в дальнейшем.
Во-вторых, результативность социальных проектов проявляется с определенным временным разрывом, что затрудняет процесс корректировки проекта на этапе реализации и делает невозможной оценку ее эффективности сразу после завершения.
В-третьих, разработка социальных проектов предполагает общественное участие, а значит, и разработку организационного механизма. В-четвертых, невозможно оценить конечные результаты проекта, не учитывая воздействия внешних факторов. К тому же возникает риск недооценки или переоценки расходных потребностей вследствие неправильного учета внешнего воздействия.
В-пятых, так как целью этих проектов является получение социального эффекта, требуется разработка специальных методик определения их эффективности[47].
Сейчас экономическое
обоснование социальных проектов ведется
фактически только со стороны потребностей
и необходимых объемов
Говоря об экономическом
обосновании, нужно, прежде всего, разделять
понятия «эффективность» и «
· мера соответствия его
ожидаемых результатов
· степень приближения к последнему;
· прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую и др. ситуации в обществе.
Оценку эффективности социальных проектов можно выразить либо сравнивая действительные результаты с возможными результатами развития без реализации проекта, либо соизмеряя результаты с затратами. В первом случае эффект от реализации проекта определяется как разница действительных социальных показателей, которые могли бы быть получены при отсутствии социального проекта[50]. Эта идея понятна содержательно, но более трудна с точки зрения ее практической реализации. Поиск возможных подходов к реализации данного варианта целесообразно осуществлять, с одной стороны, проводя компаративный анализ, то есть сравнение с другими регионами или общероссийскими показателями, с другой, – анализ рядов динамики, то есть анализ изменений за последние 5-10 лет. Важный момент реализации такого подхода – прогноз последствий непринятия проекта. При этом надлежит учитывать и потери, которые имели место к моменту разработки программы, и вероятность увеличения ущерба в будущем. В этом случае учитывается тот факт, что рано или поздно необходимость соответствующей компенсации ущерба станет неизбежна. Для прогнозирования опосредованных данных и отдаленных социальных эффектов используется моделирование, в частности – построение древа решений и модель Маркова[51].
Во втором случае полезно
использование отдельных
Итак, можно предложить различные
подходы к оценке эффективности
социальных проектов, широкое использование
которых повысит обоснованность
принимаемых бюджетных
Глава 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для проверки эффективности социального проектирования нами был разработан и реализован социальный проект, направленный на социальную адаптацию безнадзорных детей и подростков, которые состоят на учете в Комиссии по Делам Несовершеннолетних при Кировской Администрации города Томска.
Упражнения тренинга, которые входят в состав социально проекта были разработаны, проверенны и рекомендованы к применению педагогами и психологами. Они представлены в свободном доступе на интернет сайте «А.Я. Психология», вместе с другими разработками профессиональных психологов и педагогов. Упражнения были отобраны нами в соответствии с возрастом и количеством участников, с уровнем интеллектуального развития и тематикой проекта.