Социальное проектирование организационных структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить сущность организационных структур управления, изучить разновидность организационных структур и направления в их развитии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы изучения социального проектирования организационных структур управления
1.1 Понятие управленческих структур организации
1.2 Социально-управленческая природа и принципы построения организационных структур
2. Современные структуры управления организацией
2.1 Механические структуры управления
2.2 Органические структуры управления
3.Технологии социального конструирования организационной структуры управления
3.1 Технологии социального проектирования организационных структур
3.2 Технологии управления социальным проектированием структур организации
Заключение

Файлы: 1 файл

Преддипломка.docx

— 64.12 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание  
Введение  
1. Теоретические основы изучения социального проектирования организационных структур управления  
1.1 Понятие управленческих структур организации 
1.2 Социально-управленческая природа и принципы построения организационных структур  
2. Современные структуры управления организацией  
2.1 Механические структуры управления  
2.2 Органические структуры управления  
3.Технологии социального конструирования организационной структуры управления 
3.1 Технологии социального проектирования организационных структур 
3.2 Технологии управления социальным проектированием структур организации 
Заключение  
Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям  и задачам деятельности предприятия  и была приспособлена к ним. Организационная  структура создает некоторый  каркас, который является основой  для реализации ряда административных функций. Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Организационная структура  имеет отношение непосредственно  к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных  процессах: разделении труда, ресурсном  обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы.

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются  интересы личности и групп, стимулы  и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные  требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация.

Они уверенно развиваются, когда  имеют обоснованную стратегию и  эффективно используют ресурсы. Не понимая  сущности организаций и закономерностей  их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Все это говорит об актуальности темы данной работы.

Цель работы - выявить  сущность организационных структур управления, изучить разновидность организационных структур и направления в их развитии.

 

 

 

 

 

Объект исследования - организационные  структуры управления.

Предмет исследования является выявление принципов построения организационных структур управления и особенностей их развития на современном этапе.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

- определить понятие и  выявить принципы построения  организационных структур управления;

- проанализировать основные  виды организационных структур;

- проанализировать основные методы управления социальным проектированием организационных структур.

Существует много типов  структур управления, и почти каждая характеризуется изобретением нового вида организационной структуры  или их комбинаций.

Термин «структура управления»  применим не только по отношению к  деятельности отдельных экономических  и политических организаций, но и  при рассмотрении государственной  политики в различных областях.

Данная работа посвящена главным образом рассмотрению и анализу основных проблем и тенденций развития организационных структур управления на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения социального проектирования организационных структур управления.

 

1. 1 Понятие управленческих  структур организации

 

Совокупность форм, с помощью  которых на практике реализуется  процесс управления, является основной характеристикой системы управления. К таким формам можно отнести  субъекты управленческой деятельности, связи между ними, цели, функции, методы, технические приемы управления и др.

Система управления имеет свою структуру. Наилучшая структура — это  та, которая в большей мере отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее  внутренним и внешним факторам.

Любая структура построена на разделении труда в соответствии с важнейшими направлениями деятельности по реализации стратегии. Чем глубже разделение труда  и большее разнообразие видов  деятельности, тем сложнее общая  и соответственно управленческая структура. В теории и практике управления существует так называемый диапазон контроля, т.е. предельное число объектов, которым  можно эффективно управлять. Средняя величина контроля составляет 7-10, на высших уровнях –  4-5, на низших – 20-30. Минимальный диапазон складывается из того, что руководитель имеет возможность поддержания необходимых контактов, без излишнего вмешательства в дела сотрудников и ограничения свободы их поведения, максимальный — ограничивается возможностью оказаться перегруженным и потерять из виду стратегические задачи.

Сложность управленческой структуры  и число уровней управления

 

 

 

 

зависят от количества подразделений. Так, для координации двух объектов нужен вышестоящий управляющий  орган, и структура управления формируется  как двухуровневая. Если координируемых объектов более 10, что превышает  средний диапазон контроля, их необходимо сформировать в две группы, в каждой из которых будет самостоятельный  орган управления и помимо этого  еще один для общего руководства, имеющий более высокий ранг. Таким  образом, структура управления становится трехуровневой.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в  устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование. 
В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению. Таким образом, то, что является оптимальным для одной организации, может не быть таковым для другой, а также то, что хорошо для организации в этом году, может не устраивать ее в следующем, не говоря уже о том, что будет через 10 лет. Это не означает, что существует одна и только одна подходящая для организации структура: в зависимости от конкретных условий из нескольких различных структур одна может быть более, а другая менее подходящей. Ни одна из них, по всей видимости, не будет абсолютно эффективной, но некоторые из них будут отвечать нуждам

организация больше, чем другие.

 

 

 

Бернс определил два вида структур организации: механистические  и органические. Он считал, что в  разных случаях подходящими будут  различные структуры. В органических структурах инструкций значительно  меньше. Предполагается, что люди, принимая во внимание относящуюся к делу информацию и советы, решают вместе, как наилучшим  образом достичь целей компании. Согласно Бернсу, организацию нужно  рассматривать как совокупность трех социальных систем: формальная система  руководства, структура карьеры и политическая система. Если в организации будет выбрана одна из неподходящих структур, то в результате появятся структурные проблемы, которые приведут к снижению производственных характеристик организации и почти наверняка станут источником стрессов для сотрудников организации.

В целом, то, какие структуры  будут подходящими, а какие - не будут, определяется рядом взаимосвязанных  факторов, таких как: размер организации, тип рынка сбыта, технология – на которых основана деятельность организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2 Социально – управленческая  природа и принципы построения  организационных структур

 

 Организационная структура  управления (ОСУ) определяется также  как форма разделения и кооперации  управленческой деятельности, в  рамках которой осуществляется  процесс управления по соответствующим  функциям, направленным на решение  поставленных задач и достижение  намеченных целей. С этих позиций  организационная структура представляется  в виде системы оптимального  распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка  и форм взаимодействия между  входящими в ее состав органами  управления и работающими в  них людьми.

Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная  структура производства и управления. Любая организация имеет некоторые  особенности использования технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, порядков и традиций между работниками по вертикали  и горизонтали. Каждая организация  имеет свою историю, культуру, технологическую  философию и персонал. Для осуществления  их гармонического взаимодействия и  служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная структура  управления. Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования  существующих типов линейных, функциональных, штабных, и других структур путем  включения в них или исключения из них каких-либо подразделений  или связей.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы,

 

 

 

 

связи (отношения), уровни и  полномочия. Элементами ОСУ могут  быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в  которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существуют два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава  структурных подразделений организации  вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса  и т.п.;

б) исходя из характера общих  функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость  в них возникает при иерархичности  построения системы управления, то есть при наличии различных уровней  управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре  создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в  ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь  может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и 

 

 

 

 

реализации управленческих решений и движения информации между  так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими  за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

Между всеми выше составляющими  ОСУ существуют сложные отношения  взаимозависимости: изменения в  каждой из них (числа элементов и  уровней, количества и характера  связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел, кому он будет непосредственно подчинен, какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию, на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба, какими полномочиями наделяются работники нового отдела, какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами.

Увеличение количества элементов  и уровней в ОСУ неизбежно 

 

 

 

 

приводит к многократному  росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого  нередко является замедление процесса управления, что в современных  условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

На всех уровнях управления уделяют огромное внимание принципам  и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов  структур. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество  принципов их формирования. Главные  из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

Информация о работе Социальное проектирование организационных структур управления