Социальное проектирование организационных структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить сущность организационных структур управления, изучить разновидность организационных структур и направления в их развитии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы изучения социального проектирования организационных структур управления
1.1 Понятие управленческих структур организации
1.2 Социально-управленческая природа и принципы построения организационных структур
2. Современные структуры управления организацией
2.1 Механические структуры управления
2.2 Органические структуры управления
3.Технологии социального конструирования организационной структуры управления
3.1 Технологии социального проектирования организационных структур
3.2 Технологии управления социальным проектированием структур организации
Заключение

Файлы: 1 файл

Преддипломка.docx

— 64.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

    • внешняя, или как её ещё называют — жизненная среда, также должна рассматриваться в качестве системы, взаимосвязанной с проектируемым объектом, а процесс проектирования — как часть системы функционирования предприятия;
  • Изменяемость во времени:
    • учёт этапов жизненного цикла объекта и процесса разработки;
    • учёт истории и перспектив развития и применения разрабатываемого объекта, а также областей науки и техники, на достижениях которых базируются соответствующие разработки.

Структура управления производственно-хозяйственной  организацией как объект проектирования – сложная система. Она сочетает в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные  взаимодействия, которые поддаются  непосредственному анализу и  рациональному проектированию, так  и социально-психологические характеристики и связи. Последние определяются уровнем квалификации и способностей работников, их отношением к труду, стилем руководства.

Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может  быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры  по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных (в том  числе формализованных) методов  анализа, оценки, моделирования организационных  систем с деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов  организационных 

 

 

 

 

решений.

Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения  к модели рациональной структуры  управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при  рассмотрении, оценке и принятии к  практической реализации наиболее эффективных  вариантов организационных решений. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих  методов: 1) аналогии; 2) экспертно-аналитического; 3) структуризации целей и 4) организационного моделирования.

Метод аналогий состоит в  применении организационных форм и  механизмов управления, которые оправдали  себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т. п.), по отношению к  проектируемой организации. К методу аналогий относятся выработка типовых  структур управления производственно-хозяйственных  организаций и определение границ и условий их применения.

 Использование метода  аналогий основано на двух  взаимодополняющих подходах. Первый  из них заключается в выявлении  (для каждого типа производственно-хозяйственных  организаций и различных отраслей) значений и тенденций изменения  главных организационных характеристик  и соответствующих им организационных  форм и механизмов управления, которые, исходя из конкретного  опыта или научных обоснований,  эффективны для определенного  набора исходных условий. Второй  подход представляет, по сути, типизацию  наиболее общих принципиальных  решений о характере и взаимоотношениях  звеньев аппарата 

 

 

 

 

управления и отдельных  должностей в четко определенных условиях работы организаций данного  типа в конкретных отраслях, а также  разработку отдельных нормативных  характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством, направленным на стандартизацию и унификацию организационных форм управления, ускорение  внедрения наиболее рациональных, прогрессивных  форм. Типовые организационные решения  должны быть, во-первых, вариантными, а  не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми  и корректируемыми с регулярной периодичностью и, наконец, допускающими отклонения в случаях, когда условия  работы организации отличаются от четко  сформулированных условий, для которых  рекомендуется соответствующая  типовая форма организационной  структуры управления.

 Экспертно-аналитический  метод состоит в обследовании  и аналитическом изучении организации,  проводимыми квалифицированными  специалистами с привлечением  ее руководителей и других  работников, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими (в особенности методами аналогий и структуризации целей) и имеет многообразные формы

 

 

 

 

реализации. В первую очередь  к ним относится осуществление  диагностического анализа особенностей, проблем, «узких мест» в системе  управления действующей производственно-хозяйственной  организации или в организациях, аналогичных вновь создаваемой, с тем чтобы предусмотреть организационное решение выявленных проблем в разрабатываемой структуре управления. Сюда же относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами (ранговой корреляции, факторного анализа, обработки списков и т. п.).

К экспертным методам следует  отнести также разработку и применение научных принципов формирования организационных структур управления. Под ними понимаются основанные на передовом опыте управления и  научных обобщениях руководящие  правила, выполнение которых направляет деятельность специалистов при выработке  рекомендаций по рациональному проектированию и совершенствованию организационных  систем управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих  принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации и т. п.). Примерами  современных принципов формирования организационных структур могут  служить такие, как «построение  организационной структуры, исходя из системы целей», «отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления», «сочетание функционального и программно-целевого управления» и целый ряд других.

 

 

 

 

     Особое место  среди экспертных методов занимает  разработка графических и табличных  описаний организационных структур  и процессов управления, отражающих  рекомендации по их наилучшей  организации. К такого рода описаниям относятся, в частности, маршрутная технология выполнения управленческих функций или их этапов, основанная на принципах научной организации труда, а также на прогрессивных методах и технических средствах осуществления управленческих работ и регламентирующая порядок их выполнения. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур. Как правило, при этом осуществляется табличное представление преимуществ и недостатков каждого из вариантов с целью их последующего обсуждения и анализа.

 Метод структуризации  целей предусматривает выработку  системы целей организации (включая  их количественную и качественную  формулировки) и последующий анализ  организационных структур с точки  зрения их соответствия системе  целей. При его использовании  чаще всего выполняются следующие  этапы:

1) разработка системы  («дерева») целей, представляющей  собой структурную основу для  увязки всех видов организационной  деятельности, исходя из конечных  результатов (независимо от распределения  этих видов деятельности по  организационным подразделениям  и программно-целевым подсистемам  в организации);

2) экспертный анализ предлагаемых  вариантов организационной структуры  с

 

 

 

 

точки зрения организационной  обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому  подразделению, определения отношений  руководства, подчинения, кооперации подразделений, исходя из взаимосвязей их целей, и  т. п.;

3) составление карт прав  и ответственности за достижение  целей как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, производственные и управленческие процессы, информация); конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяется подразделение для достижения результатов (утверждение и представление на утверждение, согласование, подтверждение, контроль).

 Метод организационного  моделирования представляет собой  разработку формализованных математических, графических, машинных и других  отображений распределения полномочий  и ответственности в организации,  являющихся базой для построения, анализа и оценки различных  вариантов организационных структур  по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных  типов организационных моделей:

• математико-кибернетические  модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные  связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств или же с помощью машинных имитационных языков (примером могут служить модели многоступенчатой оптимизации, модели системной, «индустриальной» динамики и др.);

• графо-аналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных

 

 

 

 

связей. Они дают возможность  анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать  различные варианты группировки  взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать»  варианты распределения прав и ответственности  между разными уровнями руководства  и т. п. Примерами могут служить  «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями; матрицы распределения полномочий и ответственности; органиграммы процессов принятия решений; таблицы коэффициентов связей между функциями производства и управления и др.;

• натурные модели организационных  структур и процессов, заключающиеся  в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним  относятся организационные эксперименты – заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов  в реальных организациях; лабораторные эксперименты – искусственно созданные  ситуации принятия решений и организационного поведения, сходные с реальными  организационными условиями; управленческие игры –действия практических работников (участников игры), основанные на заранее установленных правилах с оценкой их текущих и долгосрочных последствий (в том числе с помощью ЭВМ);

• математико-статистические модели зависимостей между исходными  факторами организационных систем и характеристиками организационных  структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих  в сопоставимых условиях. Примерами  могут служить регрессивные модели зависимости численности ИТР  и служащих от производственно-технологических  характеристик организации; зависимости  показателей специализации, централизации, стандартизации управленческих работ от типа организационных задач и других характеристик и т. п.

Процесс проектирования организационной  структуры управления должен быть основан  на совместном использовании охарактеризованных выше методов. На стадиях композиции и структуризации наибольшее значение имеют метод структуризации целей, экспортно-аналитический метод, а  также выявление и анализ организационных  прототипов. Более формализованные  методы должны быть использованы для  углубленной проработки организационных  форм и механизмов отдельных подсистем  на стадии регламентации. Для проектирования организационных структур новых  организаций преимущественно используются формально-аналитические методы и  модели, для совершенствования действующих  организаций – методы диагностических  обследований и экспертного изучения, организационной системы. Выбор  метода решения той или иной организационной  проблемы зависит от ее характера, а  также от возможностей для проведения соответствующего исследования, определяемых наличием его методики, необходимой  информации, а также квалификацией  разработчиков системы и сроками  представления рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Организационная структура  управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных  элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивают целенаправленное функционирование и  развитие ее как единого целого.

Информация о работе Социальное проектирование организационных структур управления