Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 16:57, реферат
Целью реферата является изучение явления социальное сиротство
Задачами являются:
-раскрыть сущность понятия социальное сиротство;
-изучить предпосылки становления и развития социального сиротства в России;
-выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы и работы с детьми-сиротами и др.;
- найти пути преодоления социального сиротства в России в Современных условиях.
Введение
Актуальность темы социального сиротства состоит в том, что изменения социально-экономической ситуации в России, произошедшие в последние десятилетия, привели к негативным последствиям в различных сферах жизни, которые отразились на культурных процессах, происходящих в обществе. Негативной тенденцией является кризис института семьи и, как следствие, неуклонный рост количества социальных сирот, преступности в молодежной среде.
Наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот. В обществе всегда были, есть и будут дети-сироты. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Драматична судьба,
детей, выросших в интернатах. Жизнь без
семьи в условиях длительной социальной
изоляции, в ограниченном, замкнутом коллективе
сужает возможности формирования личности,
способствует угасанию мотивации к нравственному
и интеллектуальному совершенствованию.
Особенно катастрофична судьба младенцев,
оставшихся без матери сразу после рождения
в результате отказа от них матерей, поскольку
именно в первые дни и месяцы жизни ребенку
наиболее необходим постоянный эмоциональный
и телесный контакт с биологической матерью.
Лишаясь его, новорожденный подвергается
риску искажения психического развития
на всю жизнь. Оказываясь в изоляции, без
матери сразу после рождения, уже к полугоду
ребенок заметно отстает в развитии, а
через год невосполнимо утрачивает должный
потенциал эмоциональности и интеллекта.
Целью реферата является изучение явления социальное сиротство
Задачами являются:
-раскрыть сущность понятия социальное сиротство;
-изучить предпосылки
становления и развития
-выявить наиболее ценные
для сегодняшнего времени
- найти пути преодоления социального сиротства в России в Современных условиях.
1 .Общая характеристика социального
сиротства в Российской
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, с этой целью они принимают необходимые законодательные и административные меры.
Закон превращается в эффективный механизм регулирования общественных отношений только в тех случаях, когда в не используется четкий понятийный аппарат, именно это определяет, какие нормы права и каких случаях используются. Социальное сиротство является термином социологическим и не имеет адекватного закрепления в праве, что влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления.
В Семейном кодексе (СК РФ) используется понятие дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 121), – дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения. Выявление, учет и защита прав таких детей возлагается на органы опеки и попечительства.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие группы. Первая – дети, проживающие в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль со стороны органов опеки. Вследствие латентности семейного неблагополучия на учете в органах опеки находится незначительная часть таких детей (результаты выборочных исследований свидетельствуют, что среди воспитанников приютов до изъятия из семьи лишь треть получали помощь со стороны социальных служб). Вторая группа – дети, проживающие вне родной семьи. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, помещенные в семью (усыновленные или находящиеся под опекой), в настоящее время в семьях проживает почти ѕ всех детей, оставшихся без родительского попечения. Основной формой семейного устройства остается опека (две трети от всех помещенных в семьи детей). Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях. Именно их чаще всего называют социальными сиротами. Вряд ли к социальным сиротам можно отнести усыновленных детей или детей, находящихся под опекой, если опекун в полной мере выполняет свои обязанности.
В 2013г. в России насчитывалось 734 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, что составило 2% от общего числа детей. Из этих детей под опекой находилось 374,9 тыс., проживало в семьях усыновителей 158,6 тыс., в интернатных учреждениях – 188,9 тыс. (из них 74,8 в детских домах 40,2 в школах интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья), в приемных семьях проживали только 11,1 тыс. детей1. Таким образом большинство детей, оставшихся без родительского попечения живет в семьях, около 60% впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей устраивается в семьи.
Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.
О кризисном состоянии российской семьи свидетельствует устойчивый рост числа родителей, лишенных родительских прав. За 7 лет с 1999 по 2006 г. число удовлетворенных судами исков о лишении родительских прав возросло с 35 тыс. до 56 тыс., а число детей, изъятых у таких родителей, увеличилось с 46,5 тыс. до 65,2 тыс.2 Лишение родительских прав является основной причиной социального сиротства. Так, половина выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, – это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
Ситуация с социальным сиротством в современной России (распространенность, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей) определяется факторами, сформировавшимися еще в советский период. Коммунистическая идеология приоритетной формой воспитания считала общественное, семья рассматривалась как отживший свое институт, не имеющий существенного значения в формировании личности ребенка. Следствием такого подхода были, во-первых, преимущественное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатные учреждения и, во-вторых, отказ от активного социального вмешательства в неблагополучные семьи для вывода их из кризисного состояния. В годы Советской власти и в настоящее время государство вместо предупреждения семейного неблагополучия (социальная поддержка семей с детьми, ранняя профилактика дисфункциональных отношений в семье) основные усилия направляет на устройство детей оставшихся без попечения родителей.
Из выше сказанного следует,
что в современном обществе происходят
сложные и неоднозначные процессы, вследствие
этого проблемы детей-сирот приобретают
еще большую остроту и актуальность. Дети,
лишенные постоянного контакта с родителями
развиваются неблагополучно, отстают
в физическом (лишь 4,7% детей-сирот квалифицируются
как практически здоровые), интеллектуальном
и психическом развитии (параутизм, затруднение
в общении, нарастание пассивности), подвержены
социальной депривации, психической аномии. Многим выпускникам сиротских
учреждений присуща социально-психологическая
неадаптированность, свойственны также
инфантилизм, замедленное самоопределение,
незнание и непризнание самого себя как
личности, появляются криминальные настроения.
2.Причины социального сиротства в России.
Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали возможность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижения рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствие эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма, и связанного с ним семейного насилия3.
Дети поступают в детские дома из домов ребенка, когда их в родильных домах оставляют матери, из семей алкоголиков и наркоманов, лишенных родительских прав. Сироты не знают ни семейного тепла, ни материнской ласки. Самым печальным является то, что все эти дети больны. У них травмированная психика, они страдают различными заболеваниями, и почти все имеют задержки в развитии.
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
О кризисном состоянии российской семьи свидетельствует устойчивый рост числа родителей, лишенных родительских прав. Лишение родительских прав является основной причиной социального сиротства. Так, половина выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, - это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
Ситуация с социальным сиротством в современной России (распространенность, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей) определяется факторами, сформировавшимися еще в советский период.
Причиной увеличения количества социальных сирот являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение. 4
Сегодня Мир вступил в XXI век. Однако проблемы детей-сирот преобладает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.
Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка – распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материального поведения настолько велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства5. В наш детский дом-интернат дети поступают уже отказниками по медицинским показателям (матери оставляют их в родильных домах), после чего они поступают в дом ребенка и, в возрасте трех-четырех лет, уже поступают к нам.
По результатам наблюдений будущие отказницы чаще всего воспитывались в неполной семье, однако и они часто находились в неблагополучной, психо-травмирующей среде. Только в 1/3 случае женщины характеризовали отношения в родительской семье как хорошие. В большинстве семей дочерей «воспитывали» грубостью, криком, а часто и побоями. Таких семей, по нашим данным, не менее 58%. При этом били детей 1% отцов и, что особенно показательно, 13% матерей.
Большинство будущих отказниц в детстве были, по их словам, «сыты и одеты, хотя не имели ничего сверх этого», но у 6% таких семей едва хватало на еду. Более трети семей были обеспечены ниже среднего уровня. Свои жилищные условия большинство респонденток считают средними. Плохими их назвали 6% опрошенных, хорошими — 11%. При этом 11% женщин жили в коммунальной квартире, 30% не имели своего места (угла, комнаты) для учебы и игры. В половине семей случались драки, скандалы.6