Социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития; появляются новые парадигмы образования, в научный оборот входят такие понятия, как «образовательное пространство», «поликультурная образовательная среда» и др.
Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межэтнических контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.

Файлы: 1 файл

Социально-культурные условия формирования этнической толерантнос.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

На правах рукописи

 

 

 

ЛАЗАРЕВА Елена Сергеевна

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТНИЧЕСКОЙ  ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ

 

 

 

13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2012

 

Работа выполнена в ФГБОУ  ВПО «Тамбовский государственный

университет имени Г.Р. Державина»

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доктор культурологии, профессор 

Григорьева Елена Ивановна

Официальные оппоненты:   

Стрельцова  Елена Юрьевна 

доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой теории и  истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры и искусств

 

Гладких Валентина  Владимировна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж)

 

Ведущая организация:      

Челябинская государственная академия культуры и искусств


 

Защита состоится «29» июня 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 при Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.

 

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru.

 

 

 

Автореферат разослан «28» мая 2012 г.


 

 

Ученый секретарь 

диссертационного совета

 

 

 

 

Н.Н. Иванова



 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  исследования. В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития; появляются новые парадигмы образования, в научный оборот входят такие понятия, как «образовательное пространство», «поликультурная образовательная среда» и др.

Включение высших учебных  заведений России в Болонский  процесс ведет к интенсификации межэтнических контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.

Важность процесса формирования толерантности определяется тем, что «взаимопонимание» выступает в качестве социальной и личностной ценности, поскольку позволяет обеспечить необходимое для поддержания и развития жизни общества «взаимодействие» между его членами. Отсутствие взаимопонимания ведет к невозможности взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к разрушению целостности общественных связей и, как следствие, к саморазрушению личности. Наличие взаимодействия, основанного на взаимопонимании, способствует выработке у индивида чувства безопасности, уверенности в собственных действиях и, как следствие, развитию ценностных установок личности.

В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним.

Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и др.

На государственном  уровне формирование этнической толерантности молодежи позволяет достичь политической и социальной стабильности, мира и согласия между народами; установления паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями, способствует повышению интеллектуального, духовно-нравственного потенциала народов; открытости; преодолению замкнутости, изолированности; повышению гуманитарного и культуротворческого потенциала общества.

Межкультурный компонент  общения – явление многостороннее и предполагает изучение внутренних (общение между представителями различных этнических групп внутри поликультурного государства) и внешних (общение между представителями различных государств) аспектов различий в общении.

Одной их основных задач, стоящих перед современным  образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалогичного общения, что требует от всех участников коммуникативного процесса высокого уровня культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения.

Требуется знание этнопсихологии своего народа и народов других стран, сущности межкультурной компетенции, дополненных блоком личностных характеристик, способствующих достижению межкультурного понимания и успешному педагогическому общению.

Необходимо формировать  у студентов навыки межкультурной компетенции и этнической толерантности: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.

Между тем  потенциал социально-культурной деятельности в решении проблемы формирования этнической толерантности в процессе межкультурного общения используется, на наш взгляд, недостаточно. В связи с вышеизложенным представляется необходимой разработка социально-культурных условий формирования этнической толерантности студентов в процессе межкультурного общения.

Научная разработанность проблемы. Являясь ключевым понятием в системе социологических, психологических, педагогических, этнологических и культурологических феноменов, проблема формирования этнической толерантности находится на стыке интересов политологов, социологов, этнологов, психологов и педагогов.

В зарубежной психолого-педагогической науке ученые обращались к исследованию проблематики толерантности в противовес интолерантности с акцентом на изучение природы агрессии (А. Басс, Л.Беркониц, Х.Х. екхаузен и др.), расовой и национальной нетерпимости (Т. Адарно, М. Боуэн, Т. Нельсон и др.), становления и развития сотрудничества (Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.), видов проявления эмпатии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.).

Долгое время в отечественной  научной мысли проблема этнической толерантности рассматривалась преимущественно этнологами, философами и социологами, предметом исследования которых были этнокультурные и социальные особенности формирования этнической толерантности как фактора этнического самосознания (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, П.И. Кушнер,  
В.А. Тишков, К.В. Чистов и др.).

Философский аспект проблемы этнической толерантности рассматривался в работах Б.В. Емельянова, В.М. Золотухина, А.В. Перцева, Е.Б. Рашковского,  
Л.В. Скворцова, Е.Г. Трубиной и др.

В психологии толерантность  рассматривалась как отражение  целостной и динамичной системы  смыслов, заключающихся в личности: Б.С. Братусь, 
А.Н. Леонтьев, З.И. Рябикина и др. Методологические основы изучения проблемы были представлены в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, а в настоящее время разрабатываются в русле историко-эволюционного подхода к изучению личности в исследованиях А.Г. Асмолова и др.

Социокультурный и социально-политический аспекты проблемы толерантности изучались в трудах Д.Б. Абдуразаковой, О.В. Волосова, А.Е. Галеотти, Л.М. Дробижевой, М.Д. Култаевой, Г.У. Олпорта и др.

Формирование этнической толерантности рассматривалось в работах  
Е.А. Крохиной, Н.М. Лебедевой, Н.А. Птициной, П.В. Румянцевой и др.

Педагогические возможности социально-культурной деятельности в формировании личности изучались М.А. Ариарским, Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жарковым, С.Н. Иконниковой, Е.В.Литовкиным, Ю.А. Стрельцовым, Е.Ю. Стрельцовой, А.А. Сукало, В.Я. Суртаевым, Б.А. Титовым, В.Е. Триодиным, В.М. Чижиковым, В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко и др.

Несмотря на пристальный  интерес ученых к обозначенной проблематике, вопросы этнической толерантности в молодежной среде остаются до конца не решенными.

Изучение проблемы этнической толерантности позволило выявить противоречия между:

– потребностями социума  в формировании этнической толерантности  молодежи как основы его устойчивого развития и существующей в современном обществе межэтнической напряженностью;

– объективной потребностью обретения нового уровня этнической толерантности студенческой молодежью и недостаточной разработанностью социально-культурных условий формирования личности молодого человека как носителя этнической толерантности в процессе межкультурного общения;

– имеющимися отдельными эмпирическими разработками в области  формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения и недостаточным теоретическим их обоснованием.

Совокупность  указанных противоречий позволила сформулировать проблему исследования: каковы социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

Объект исследования: формирование этнической толерантности студенческой молодежи.

Предмет исследования: социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной апробации социально-культурных условий формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

Данная цель исследования потребовала определения ряда задач:

1. Проанализировать основные  подходы к проблеме формирования  этнической толерантности молодежи и на этой основе определить сущность и выявить специфику формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

2. Выявить и научно обосновать социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

3. Разработать модель  формирования этнической толерантности  студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

4. Определить уровни, показатели и критерии сформированности этнической толерантности студенческой молодежи.

5. Разработать и апробировать  педагогическую программу по  формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что формирование межэтнической толерантности студенческой молодежи, под которой понимается интегративное качество личности, проявляющееся в единстве этнотолерантного сознания и поведения и включающее когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты, будет осуществляться успешно в процессе межкультурного общения, если:

– формировать когнитивную основу этнотолерантного сознания в процессе повышения межэтнической информированности студентов посредством познания, сравнения, осмысления и принятия национальных культур различных этнических групп;

– формировать межкультурные аксиологические установки молодежи через создание ситуации, отражающие особенности национальных ценностей своей и иных культур, воспитывать уважение и положительное отношение к культурному наследию народов, населяющих регион;

– использовать различные формы самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности, акцентируя внимание на эмпатии, этнической идентичности, преодолении этнических стереотипов, умении регулировать эмоциональное состояние в ситуации межэтнической напряженности;

– расширять возможности взаимодействия вузов и учреждений социально-культурной сферы для интенсивного межнационального, межкультурного общения студенческой молодежи и развития интереса к культурному взаимообмену и взаимообогащению;

– активизировать деятельность студенческой молодежи по формированию своего этнтолерантного сознания и межкультурного общения посредством построения воспитательного процесса на основе разработанной модели и программы;

– развивать межэтническую компетентность педагогов, повышая этнокультурную информированность и готовность к педагогическому руководству процессом формирования этнической толерантности у студенческой молодежи.

Методологическая  основа исследования. К изучению этого феномена можно подойти с позиций исследователей, раскрывающих различные методологические подходы: онтологический (Н.А. Кормина, А.Ж. Овчинникова, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев и др.), гносеологический (Э.В. Ильенков, А.С. Канарский, В.П. Копнин и др.), семантический (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев, 
Г.Г. Шпет и др.), культурологический (М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев и др.).

Информация о работе Социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения