Социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития; появляются новые парадигмы образования, в научный оборот входят такие понятия, как «образовательное пространство», «поликультурная образовательная среда» и др.
Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межэтнических контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.

Файлы: 1 файл

Социально-культурные условия формирования этнической толерантнос.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Базовыми для нас являются исследования А.Г. Асмолова, Н.М. Борытко, Г.Н. Волкова, С.Н. Глазачева, Н.М. Кудинова, Д.И. Фельдштейна, С.В. Чащина, Т.И. Шульги и др. Важнейшие аспекты формирования толерантности изучены Р.В. Валитовой, В.М. Золотухиным, Л.М. Митиной, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, Г.М. Шеломовой и др.

В определении теоретических  позиций автора в вопросах личностных и технологических факторов в процессе педагогического воздействия существенную роль сыграли работы современных педагогов и специалистов в области социально-культурной деятельности (Т.Г. Бортникова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселева, М.В. Кларин, Е.В. Литовкин, Г.Н. Новикова, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: теоретический анализ литературных источников; теоретическое моделирование; анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, социологический опрос, использование интерпретированного экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова и др.); математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I» и ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени  
Г.Р. Державина».

В ходе исследования на различных  этапах эксперимента приняли участие 279 чел., из которых 140 чел. участвовали в социологическом опросе и 139 чел. (122 студента и 9 педагогов) в экспериментальной работе.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2012 гг. и состояло из трех основных этапов.

На  первом этапе (2009-2010 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования.  
На этом же этапе были выявлены сущность и специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, определены социально-культурные условия и разработана теоретическая модель.

На втором этапе (2010-2011 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялись: социологический опрос и констатирующий эксперимент, исследовались различные подходы к поставленной проблеме на практике.

На  третьем этапе (2011-2012 гг.) проводились формирующий и контрольный эксперименты, были подведены итоги экспериментально-практической работы: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрения в практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– уточнена сущность формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения за счет углубления компонентов этнотолерантного сознания и поведения, включающих когнитивный компонент, основу которого составляет межэтническая информированность, эмоционально-оценочный, выражающийся во взаимном интересе к иноэтнической культуре, потребности в межэтническом общении поведенческий компонент, основанный на эмпатии, умении регулировать эмоциональное состояние, гибкости в преодолении этнических стереотипов, опыте этнотолерантного поведения;

– выявлена специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, которая определяется социально-культурной и личностной готовностью студентов к межкультурному взаимодействию с представителями различных национальностей с целью понимания и признания естественности и многообразия способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, укрепления терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также познания богатого многообразия культур других народов;

– разработана модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, содержащая целевой, организационно-содержательный и диагностико-результативный блоки;

– выявлены социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения (формирование когнитивной основы этнотолерантного сознания; применение различных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;  расширение возможностей вузов и учреждений социально-культурной сферы для взаимного межкультурного общения; осуществление социально-педагогического сопровождения межкультурного общения на основе разработанной модели и программы); 

– выделены критерии (когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий), соответствующие им показатели и уровни сформированности этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения (высокий, средний, низкий).

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности и состоит в дополнении научных основ формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения технологиями социально-культурной деятельности с позиций социально-педагогического, системного, деятельностного, личностно ориентированного подходов, с точки зрения которых определены принципы, блоки модели, социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения. Уточнены в контексте исследования ведущие понятия: «формирование межэтнической толерантности студенческой молодежи», «сущность формирования межэтнической толерантности студенческой молодежи», «специфика формирования межэтнической толерантности студенческой молодежи». Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки педагогических моделей и социально-культурных технологий в различных видах и формах образования и сферы досуга, а также на различных этапах непрерывного образования.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования этнической толерантности студенческой молодежи.

Результаты диссертации позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации по организации процесса формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

Разработанная авторская педагогическая программа «Мир без границ» по формированию этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения может служить основой для совершенствования процесса воспитания подрастающего поколения в различных сферах общественной жизни.

Материалы диссертационного исследования могут быть применены специалистами учреждений образования и социально-культурной сферы, руководителями досуговой деятельности и другими в решении проблем формирования этнической толерантности подрастающего поколения.

Полученные результаты могут использоваться в деятельности государственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ по воспитанию подрастающего поколения; при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи на федеральном и республиканском уровнях; в работе центров по организации досуга молодежи; в системе переподготовки и повышения квалификации кадров сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных научных выводов обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знаний; применением комплекса разнообразных методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; применением взаимодополняющих психолого-педагогических и социологических методов, комплексным характером опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью экспериментальных данных, их всесторонним анализом, сочетанием качественного и количественного анализа результатов педагогической работы, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования.

На защиту выносятся  следующие положения:

1. Сущность формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения представляет собой целенаправленный педагогический процесс передачи молодому поколению совокупного человеческого опыта, который направлен на выработку у студенческой молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов гуманизма, уважения и взаимной свободы и включает умение вести диалог и общаться с представителями других культур; признавать их точку зрения; умение выслушивать других и тактично выражать свои взгляды, права и потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов.

2. Специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения определяется воспитательным потенциалом совместной деятельности, в процессе которой обеспечиваются: доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности; познание богатого многообразия культур других народов, а также обогащение новым культурным достоянием и социальным опытом; создание условий для самоопределения студентами  своей роли, характера поведения и форм взаимодействия с социальным окружением; выработка ценностей, идеалов, способности понимания и признания естественности и многообразия способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

3. Педагогическая модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, включающая: цель, задачи, социально-культурные условия, принципы, функции, формы, методы и технологии, типы, критерии, показатели, уровни и результат деятельности.

4. Совокупность социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения:

– осуществление межкультурного общения в гуманистической атмосфере взаимодействия;

– построение воспитательного процесса на основе разработанной модели;

– методическое обеспечение педагогического процесса, в частности, педагогической программой формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, а также критериальным аппаратом, позволяющим оценить эффективность педагогической работы;

 – использование разнообразных форм, методов и технологий обучения и воспитания, приучающих к толерантному поведению;

– обеспечение подготовки педагогов к осуществлению деятельности по формированию этнической толерантности у студенческой молодежи.

5. Педагогическая программа «Мир без границ» по формированию этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения на основе технологий социально-культурной деятельности, которая позволяет повысить межэтническую информированность студентов, развить интерес и уважение к различным культурам, эмпатии, положительной этнической идентичности; усваивать общечеловеческие ценности и обогащать опыт межкультурного общения посредством включения студентов в совместную межкультурную деятельность и самовоспитание.

6. Критериальный аппарат, включающий показатели, критерии и уровни сформированности этнической толерантности студенческой молодежи. Уровни (высокий, средний, низкий) определяются с помощью критериев (когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого) и соответствующих им показателей: наличие знаний о многообразии культур нашего мира, умение генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов; отношение к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствие чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); конструктивное взаимодействие с представителями других этносов, настроенность на диалог и понимание другого человека, отказ от привилегии первого лица, признание и уважение собственного права на отличие, позитивное отношение к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) выступления соискателя перед педагогической и научной  общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах;

Информация о работе Социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения