Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития; появляются новые парадигмы образования, в научный оборот входят такие понятия, как «образовательное пространство», «поликультурная образовательная среда» и др.
Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межэтнических контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.
Педагогическая программа по формированию
этнической толерантности студенческой
молодежи в процессе межкультурного общения
предусматривала вовлечение студентов
в различные виды деятельности: туристическую,
творческую, игровую, исследовательскую,
познавательную, коммуникативную. Активизации
деятельности студентов способствовало
разнообразие форм применяемых технологий:
этнокультурные, культуротворческие,
культуроохранные, проектные, информационно-
Педагогическая деятельность по программе «Мир без границ» осуществлялась со студентами в процессе межкультурного общения в течение одного учебного года (один раз в неделю). Длительность занятий варьировалась от 90 мин. до 3 ч. в зависимости от содержания того или иного мероприятия.
После проведения педагогической работы по разработанной нами программе «Мир без границ» с целью выявления ее результативности нами было проведено повторное изучение этнической толерантности студентов по анкете, которая использовалась в констатирующем эксперименте.
Проведя анонимное анкетирование студентов, вошедших в экспериментальную группу, мы получили данные, в соответствии с которыми студенты Воронежского государственного аграрного университета имени Петра I условно были распределены на группы. Студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, вошедшие в контрольную группу (с которыми не проводилась работа по авторской программе), также были проанкетированы и в соответствии с выявленными уровнями этнической толерантности условно распределены на группы. Сравнительный анализ полученных данных (контрольный эксперимент) показал четкую положительную динамику сформированности этнической толерантности в экспериментальной группе (рис. 4).
Рис. 4. Сравнительная диаграмма, отображающая условное распределение
испытуемых на группы в соответствии с выявленными уровнями
сформированности этнической толерантности у студентов
экспериментальной группы (контрольный эксперимент)
Далее мы сравнили результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, и убедились, что они значительно отличаются (рис. 5).
Рис. 5. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное
распределение студентов
экспериментальной и
в соответствии
с выявленными уровнями
Таким образом, анализируя данные, полученных в ходе контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе прослеживается положительная динамика, значительно увеличилось число студентов, имеющих высокий уровень сформированности этнической толерантности, что позволяет оценить авторскую программу «Мир без границ» и разработанные социально-культурные условия как эффективные, позволяющие успешно формировать этническую толерантность студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
В заключении диссертации подводятся итоги проделанной научно-исследовательской работы, определяются перспективы изысканий.
Значимыми достижениями проведенного исследования являются следующие:
4. Определен критериальный аппарат, позволяющий проводить объективную оценку педагогической деятельности по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения: критерии, показатели и уровни сформированности данного качества.
5. Разработана и апробирована педагогическая программа по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения «Мир без границ».
Диссертационное исследование открывает путь к новым научным работам по данной проблеме: изучение возможностей использования различных технологий социально-культурной деятельности в формировании толерантности подрастающего поколения, подготовка и повышение квалификации педагогов к проведению педагогической работы по воспитанию этнической толерантности и пр.
Основное содержание диссертации отражено в следующих
публикациях автора:
статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях,
включенных в реестр ВАК МОиН РФ:
1. Лазарева Е.С. Сущность и специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 2. (0,5 п.л.)
2. Лазарева Е.С. Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 3. (0,5 п.л.)
3. Лазарева Е.С. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 4. (0,5 п.л.)
прочие публикации по теме диссертационного исследования:
4. Лазарева Е.С. Социально-культурная анимация как инновационное направление в развитии личности // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: мат-лы VI Междунар. форума. 2011, (ОАЭ) / отв. ред. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. (0,3 п.л.)
5. Лазарева Е.С. Роль этнической толерантности в развитии современного общества // Рязанские социологические чтения: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. 2011 г. Рязань: Изд-во РГУ им. С.А. Есенина, 2011. (0,4 п.л.)
6. Лазарева Е.С. Роль этнической толерантности в современном российском обществе // Формирование регионального культурного пространства: тенденции, традиции, инновации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. студ. и преподавателей Уфимского филиала Челябинской государственной академии культуры и искусств. Уфа, 2012. (0, 3 п.л.)
7. Лазарева Е.С. Формирование этнической толерантности подрастающего поколения как современная педагогическая проблема // Социально-культурная идентификация жителей города Москвы: актуальные проблемы и пути их решения: мат-лы Общерос. науч. конф. 2011 г. / отв. ред. К.И. Вайсеро. М.: Изд-во Моск. город. ун-та управления правительства Москвы, 2011. (0,3 п.л.)
8. Лазарева Е.С. Социально-культурный аспект профессиональной межкультурной коммуникации // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: мат-лы 4-й Всерос. научн.-практ. конф. неязыковых вузов на базе ВГИФК. Воронеж: Научная книга, 2011. (0,1 п.л.)
9. Лазарева Е.С. Проблема формирования этнической толерантности на современном этапе развития российского общества // Стрельцовские чтения: тр. межвузов. науч.-практ. конф. 2011 г. / сост. и науч. ред. Н.Н. Ярошенко, Е.Ю. Стрельцова. М.: МГУКИ, 2011. (0,4 п.л.)
10. Лазарева Е.С. Проблема формирования этнической толерантности как важнейшее условие стабильного развития современного общества // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. тр. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. Вып. 5. (0,4 п.л.)
11. Лазарева Е.С. Социокультурный компонент как средство повышения эффективности учебного процесса при изучении иностранного языка в вузе // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: мат-лы 5-й Всерос. науч.-практ. конф. неязыковых вузов на базе ВГИФК. Воронеж: Научная книга, 2012. – (0,1 п.л.)
12. Лазарева Е.С. Формирование этнической толерантности студенческой молодежи в процессе обучения в вузе // Динамика культурных процессов в современной России: мат-лы Общерос. науч. конф. 2012 г. / отв. ред. Г.А. Романова. Смоленск: Изд-во Смоленск. гос. ин-та искусств, 2012. (0,4 п.л.).
13. Лазарева Е.С. Технологии социально-культурной анимации в работе с детьми и молодежью // Инновационные ресурсы организации отдыха и оздоровления детей и молодежи: мат-лы Всерос. науч. конф. 2012 г. / М.: Изд-во ФГАУ Федерального института развития образования, 2012. (0,4 п.л.)
14. Лазарева Е.С. Формирование этнической толерантности молодежи как педагогическая проблема // Динамика культурных процессов в современной России: мат-лы Общерос. науч. конф. 2012 г. / отв. ред. Г.А. Романова. Смоленск: Изд-во Смоленск. гос. ин-та искусств, 2012. – (0,4 п.л.)
15. Лазарева Е.С. Проблема формирования этнической толерантности на современном этапе развития российского общества // Проблемы мировоззренческого развития личности в современном культурно-образовательном пространстве: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф молодых ученых, аспирантов и соискателей. Орел: Изд-во Орлов. гос. ин-та искусств и культуры, 2012. (0, 3 п.л.)
16. Лазарева Е.С. Формирование этнической толерантности у молодежи как актуальная проблема современного мирового сообщества // Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона: мат-лы II заоч. Всерос. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та им. Ф.М. Достоевского, 2012.(0, 3 п.л.)