Социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития; появляются новые парадигмы образования, в научный оборот входят такие понятия, как «образовательное пространство», «поликультурная образовательная среда» и др.
Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межэтнических контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.

Файлы: 1 файл

Социально-культурные условия формирования этнической толерантнос.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

б) разработка авторской педагогической программы по формированию этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, ее основных компонентов и непосредственное участие при ее реализации в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет имени Петра I»;

г) социально-культурная, воспитательная и педагогическая работа в ФГБОУ  ВПО «Воронежский государственный университет имени Петра I», включая руководство лингвострановедческими проектами и подготовку мероприятий в рамках преподаваемых дисциплин;

д) создание и непосредственное руководство клубным любительским объединением «Мир без границ» при Лингвистическом центре в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет имени Петра I».

Результаты диссертационного исследования отражены в 16 научных публикациях автора общим объемом 4,2 п.л., в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура и объем  диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, обозначены объект, предмет, цель, определены гипотеза, задачи и методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту, приведены данные об апробации и внедрении результатов работы в практику.

Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения» содержит теоретический анализ изучаемой проблемы, в ходе которого рассмотрены и проанализированы основные подходы к формированию этнической толерантности молодежи, изучен потенциал социально-культурной деятельности в решении этой проблемы, и на этой основе разработана модель, а также определены сущность и социально-культурные условия формирования этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения.

В первом параграфе первой главы «Формирование этнической толерантности молодежи как педагогическая и социально-культурная проблема» было выявлено современное состояние изучаемого вопроса путем анализа философской, психолого-педагогической и социологической литературы.

Данная проблема является предметом большого числа исследований, как в нашей стране, так и зарубежом (А.Г. Асмолов, К. Кесслер,  
В.А. Лекторский, А.А. Погодина, К. Роджерс, Ж. Семлен, П.В. Степанов,  
А.А. Ухтомский и др.).

Понятие «толерантность» имеет множество трактовок, представленных в трудах педагогов, философов, психологов, социологов в разные периоды развития общества.

Проведенный анализ теоретических  исследований показал, что требования толерантности в отношениях между людьми, социальными группами, государствами признаются некой общечеловеческой нормой, следовать которой необходимо для самосохранения отдельного человека и всего человечества. В связи с этим ряд ученых осуществлили попытку сформулировать принципы толерантности, выделить основные функции толерантности в структуре личности, а также определить критерии толерантного человека.

К основным функциям толерантности  в структуре личности относят: гуманитарную, идентификации и социальной адаптации (П.И. Дзыгиновский,  
О.С. Газман, В.А. Стрельникова и др.).

Работы ученых (Т.В. Безюлева, Б.С. Гершунский, П.В. Степанов и др.) позволили выделить критерии толерантного человека: 1) умение вести диалог и общаться; 2) способность сочувственно выслушивать другого и выражать свои взгляды, права и потребности таким образом, чтобы другая сторона могла их понять; 3) умение взглянуть на вопрос в истинном виде и признать точку зрения другого; 4) умение пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов.

Анализ различных научных  исследований, посвященных проблеме толерантности, позволил определить, что  в понимание толерантности закладывается  подтекст обогащения новым и иным культурным достоянием, социальным опытом (А.Г. Асмолов, Р.Р. Валитова, Е.Ю. Клевцова,  
Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова и др.). Своеобразие данного определения не сводится к прагматизму, так как толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня.

Достаточно точным представляется определение толерантности как  социального фактора, направляющего межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывающего индивидов между собой, а также с традициями, нормами, культурой (М.С. Мириманова).

Коммутативные барьеры свидетельствуют об интолерантности или недостаточной толерантности, с которой связаны следующие тенденции: стремление    к превосходству, власти; неумение учитывать мнение другого или просто эгоизм; стремление к демонстрации силы, агрессивность; неумение управлять собственными эмоциями, эгоизм; стереотипность мышления. Формирование межличностной толерантности поможет преодолеть значительную часть коммуникативных барьеров между людьми (М.С. Мириманова, А.С. Обухов).

Анализ работ различных  отечественных и зарубежных исследователей позволил раскрыть различные аспекты осмысления и понимания феномена толерантности, которые должны базироваться на следующих положениях:

    • общество – сложная самоорганизующаяся система, устойчивость которой обусловливается межличностными, межэтническими и иными различными связями; толерантность составляет одну из фундаментальных основ достижения социального согласия в обществе;
    • принцип гуманизма должен выступать общим методологическим принципом изучения феномена толерантности, т.е. толерантность не приемлет зло, насилие, жестокость, социальную несправедливость, посягательство на свободу и т.д.;
    • толерантность формируется на базе социокультурного опыта того или иного народа, в связи с чем она проявляется в различных формах с учетом этого опыта.

Во втором параграфе первой главы  «Сущность и специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения» раскрываются механизмы формирования толерантности.

В работе подчеркивается, что источником развития являются как  внутренние противоречия самой системы (человека), так и внешние воздействия окружающей среды на систему, которая открыта для взаимодействия. В этой связи этническое, социальное, религиозное, политическое, психологическое многообразие людей, плюрализм мнений, разнообразие позиций, точек зрения, вариантов поведения являются условиями для развития человека, общества и мира  
(Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова).

В диссертационном исследовании выявлено, что педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

– целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей;

– стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, т.е. умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

– создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Формирование  толерантной культуры молодежи, воспитание толерантного сознания остается на сегодняшний  день важнейшей задачей, возможность решения которой заключается в использовании потенциала социально-культурной деятельности, которая является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействующим формированию мотивов, ценностей, установок.

Современная социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников). 

На основе изучения литературных источников в исследовании определены сущность, специфика, а также социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

В третьем параграфе  первой главы «Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения» представлена разработанная педагогическая модель, позволяющая эффективно организовать педагогический процесс формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, который включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: целевой, организационно-содержательный и диагностико-результативный (рис. 1).

Целью исследования является формирование этнической толерантности студенческой молодежи. Поставленная цель, ее теоретическая разработка позволили выдвинуть в качестве задач исследования следующие: формирование мировоззрения, умения приобретать необходимые знания о многообразии культур нашего мира, самостоятельно творчески мыслить и быть способными их генерировать, принимать и понимать; умения структурировать информацию; формирование интереса к собственным традициям, обычаям и культуре различных этносов; формирование духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения; формирование позитивного отношения к человеку, основанного на видении в каждом положительной сущности, заложенной в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, уважения к различным культурам нашего мира, воспитание культуры межнационального согласия; формирование умения вести диалог и общаться с представителями других культур, признавать их точку зрения, выслушивать и тактично выражать свои взгляды, права и потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм, умения управлять собственными эмоциями.

В модели представлен комплекс социально-культурных условий осуществления эффективной педагогической деятельности, а также принципы формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения: научности, систематичности, последовательности, гуманистической направленности воспитания, связи воспитания с жизнью, обусловленности содержания, форм, методов, средств и приемов историческими традициями, принцип культуросообразности, ориентации на диалог культур, принцип воспитания с опорой на положительные качества человека и пр.

Для формирования этнической толерантности студенческой молодежи необходимо использовать следующие технологии социально-культурной деятельности: этнокультурные, культуротворческие, культуроохранные, проектные, социально-защитные, информационно-просветительские, коммуникативные и др.

Среди типов деятельности по формированию этнической толерантности студенческой молодежи выделяют: просветительские, творческие, развлекательные и др.

Важнейшей частью организационно-содержательного блока является авторская педагогическая программа «Мир без границ» по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

 

 

Комплекс социально-культурных условий формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения: формирования когнитивной основы этнотолерантного сознания; применение различных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;  расширение возможностей вузов и учреждений социально-культурной сферы для взаимного межкультурного общения; осуществление социально-педагогического сопровождения межкультурного общения на основе разработанной модели и программы

 

Социальный  заказ: формирование этнической толерантности студенческой молодежи

Целевой блок

Задачи

формирование мировоззрения, умения приобретать необходимые знания о многообразии культур нашего мира, самостоятельно творчески мыслить и быть способными их генерировать, принимать и понимать, умения структурировать информацию; формирование интереса к собственным традициям, обычаям и культуре различных этносов

формирование духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения; формирование позитивного отношения к человеку, основанного на видении в каждом положительной сущности, заложенной в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, уважения к различным культурам нашего мира, воспитание культуры межнационального согласия

формирование умения вести диалог и общаться с представителями других культур, признавать их точку зрения, выслушивать и тактично выражать свои взгляды, права и потребности, пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм, умение управлять собственными эмоциями

Организация формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения

Принципы: научности; систематичности и последовательности, системности, гуманистической направленности воспитания, связи воспитания с жизнью, принцип обусловленности содержания, форм, методов, средств и приемов историческими традициями, культуросообразности, ориентации на диалог культур, воспитания с опорой на положительные качества человек и др.

Организационно-содержательный блок

Организационные формы социально-культурной деятельности:

 

 

художественно-массовые; программы;

туристический клуб;

любительское объединение тренинги, игровые формы и пр.

Функции формирования этнической толерантности:

 

образовательная;

воспитательная;

коммуникативная;

культуротворческая;

рекреативная

Технологии социально- культурной деятельности:

 

 

этнокультурные; культуротворческие; культуроохранные; проектные, социально-защитные; информационно-просветительские; коммуникативные

Типы деятельности:

 

 

просветительские;

творческие;

развлекательные и др.

Педагогическая  программа по формированию этнической толерантности молодежи «Жить в  Мире»

Критерии: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий

Диагностико-

Результативный блок

Показатели:

– наличие знаний о многообразии культур нашего мира, умение генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов;

– отношение к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствие чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения);

          – конструктивное взаимодействие с представителями других этносов, настроенность на диалог и понимание другого человека, отказ от привилегии первого лица, признание и уважение собственного права на отличие, позитивное отношение к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость»

Уровни:  высокий, средний, низкий

 

Результат: повышение уровня сформированности этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения

Информация о работе Социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения