Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития; появляются новые парадигмы образования, в научный оборот входят такие понятия, как «образовательное пространство», «поликультурная образовательная среда» и др.
Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межэтнических контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.
б) разработка авторской педагогической программы по формированию этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, ее основных компонентов и непосредственное участие при ее реализации в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет имени Петра I»;
г) социально-культурная, воспитательная и педагогическая работа в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет имени Петра I», включая руководство лингвострановедческими проектами и подготовку мероприятий в рамках преподаваемых дисциплин;
д) создание и непосредственное
руководство клубным
Результаты диссертационного исследования отражены в 16 научных публикациях автора общим объемом 4,2 п.л., в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, обозначены объект, предмет, цель, определены гипотеза, задачи и методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту, приведены данные об апробации и внедрении результатов работы в практику.
Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения» содержит теоретический анализ изучаемой проблемы, в ходе которого рассмотрены и проанализированы основные подходы к формированию этнической толерантности молодежи, изучен потенциал социально-культурной деятельности в решении этой проблемы, и на этой основе разработана модель, а также определены сущность и социально-культурные условия формирования этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения.
В первом параграфе первой главы «Формирование этнической толерантности молодежи как педагогическая и социально-культурная проблема» было выявлено современное состояние изучаемого вопроса путем анализа философской, психолого-педагогической и социологической литературы.
Данная проблема является предметом большого
числа исследований, как в нашей стране,
так и зарубежом (А.Г. Асмолов, К. Кесслер,
В.А. Лекторский, А.А. Погодина, К. Роджерс,
Ж. Семлен, П.В. Степанов,
А.А. Ухтомский и др.).
Понятие «толерантность» имеет множество трактовок, представленных в трудах педагогов, философов, психологов, социологов в разные периоды развития общества.
Проведенный анализ теоретических исследований показал, что требования толерантности в отношениях между людьми, социальными группами, государствами признаются некой общечеловеческой нормой, следовать которой необходимо для самосохранения отдельного человека и всего человечества. В связи с этим ряд ученых осуществлили попытку сформулировать принципы толерантности, выделить основные функции толерантности в структуре личности, а также определить критерии толерантного человека.
К основным функциям толерантности
в структуре личности относят: гуманитарную, идентификации и социальной
адаптации (П.И. Дзыгиновский,
О.С. Газман, В.А. Стрельникова и др.).
Работы ученых (Т.В. Безюлева, Б.С. Гершунский, П.В. Степанов и др.) позволили выделить критерии толерантного человека: 1) умение вести диалог и общаться; 2) способность сочувственно выслушивать другого и выражать свои взгляды, права и потребности таким образом, чтобы другая сторона могла их понять; 3) умение взглянуть на вопрос в истинном виде и признать точку зрения другого; 4) умение пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов.
Анализ различных научных
исследований, посвященных проблеме
толерантности, позволил определить, что
в понимание толерантности
Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова и др.). Своеобразие
данного определения не сводится к прагматизму,
так как толерантные отношения возможны
только на основе бескорыстного принятия
другого человека, независимо от его культурного
и социального уровня.
Достаточно точным представляется определение толерантности как социального фактора, направляющего межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывающего индивидов между собой, а также с традициями, нормами, культурой (М.С. Мириманова).
Коммутативные барьеры свидетельствуют об интолерантности или недостаточной толерантности, с которой связаны следующие тенденции: стремление к превосходству, власти; неумение учитывать мнение другого или просто эгоизм; стремление к демонстрации силы, агрессивность; неумение управлять собственными эмоциями, эгоизм; стереотипность мышления. Формирование межличностной толерантности поможет преодолеть значительную часть коммуникативных барьеров между людьми (М.С. Мириманова, А.С. Обухов).
Анализ работ различных отечественных и зарубежных исследователей позволил раскрыть различные аспекты осмысления и понимания феномена толерантности, которые должны базироваться на следующих положениях:
Во втором параграфе первой главы «Сущность и специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения» раскрываются механизмы формирования толерантности.
В работе подчеркивается,
что источником развития являются как
внутренние противоречия самой системы (человека),
так и внешние воздействия окружающей
среды на систему, которая открыта для
взаимодействия. В этой связи этническое,
социальное, религиозное, политическое,
психологическое многообразие людей,
плюрализм мнений, разнообразие позиций,
точек зрения, вариантов поведения являются
условиями для развития человека, общества
и мира
(Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова).
В диссертационном исследовании выявлено, что педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
– целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей;
– стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, т.е. умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
– создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Формирование толерантной культуры молодежи, воспитание толерантного сознания остается на сегодняшний день важнейшей задачей, возможность решения которой заключается в использовании потенциала социально-культурной деятельности, которая является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействующим формированию мотивов, ценностей, установок.
Современная социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников).
На основе изучения литературных источников в исследовании определены сущность, специфика, а также социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
В третьем параграфе первой главы «Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения» представлена разработанная педагогическая модель, позволяющая эффективно организовать педагогический процесс формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, который включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: целевой, организационно-содержательный и диагностико-результативный (рис. 1).
Целью исследования является формирование этнической толерантности студенческой молодежи. Поставленная цель, ее теоретическая разработка позволили выдвинуть в качестве задач исследования следующие: формирование мировоззрения, умения приобретать необходимые знания о многообразии культур нашего мира, самостоятельно творчески мыслить и быть способными их генерировать, принимать и понимать; умения структурировать информацию; формирование интереса к собственным традициям, обычаям и культуре различных этносов; формирование духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения; формирование позитивного отношения к человеку, основанного на видении в каждом положительной сущности, заложенной в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, уважения к различным культурам нашего мира, воспитание культуры межнационального согласия; формирование умения вести диалог и общаться с представителями других культур, признавать их точку зрения, выслушивать и тактично выражать свои взгляды, права и потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм, умения управлять собственными эмоциями.
В модели представлен комплекс социально-культурных условий осуществления эффективной педагогической деятельности, а также принципы формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения: научности, систематичности, последовательности, гуманистической направленности воспитания, связи воспитания с жизнью, обусловленности содержания, форм, методов, средств и приемов историческими традициями, принцип культуросообразности, ориентации на диалог культур, принцип воспитания с опорой на положительные качества человека и пр.
Для формирования этнической толерантности
студенческой молодежи необходимо использовать
следующие технологии социально-культурной
деятельности: этнокультурные, культуротворческие,
культуроохранные, проектные, социально-защитные,
информационно-
Среди типов деятельности по формированию этнической толерантности студенческой молодежи выделяют: просветительские, творческие, развлекательные и др.
Важнейшей частью организационно-содержательного блока является авторская педагогическая программа «Мир без границ» по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
Комплекс социально-культурных условий формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения: формирования когнитивной основы этнотолерантного сознания; применение различных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; расширение возможностей вузов и учреждений социально-культурной сферы для взаимного межкультурного общения; осуществление социально-педагогического сопровождения межкультурного общения на основе разработанной модели и программы
|
Социальный заказ: формирование этнической толерантности студенческой молодежи |
Целевой блок | |||||
Задачи | |||||||
формирование мировоззрения, умения приобретать необходимые знания о многообразии культур нашего мира, самостоятельно творчески мыслить и быть способными их генерировать, принимать и понимать, умения структурировать информацию; формирование интереса к собственным традициям, обычаям и культуре различных этносов |
формирование духовно- |
формирование умения вести диалог и общаться с представителями других культур, признавать их точку зрения, выслушивать и тактично выражать свои взгляды, права и потребности, пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм, умение управлять собственными эмоциями | |||||
Принципы: научности; систематичности и последовательности, системности, гуманистической направленности воспитания, связи воспитания с жизнью, принцип обусловленности содержания, форм, методов, средств и приемов историческими традициями, культуросообразности, ориентации на диалог культур, воспитания с опорой на положительные качества человек и др. |
Организационно-содержательный блок | ||||||
Организационные формы социально-культурной деятельности:
художественно-массовые; программы; туристический клуб; любительское объединение тренинги, игровые формы и пр. |
Функции формирования этнической толерантности:
образовательная; воспитательная; коммуникативная; культуротворческая; рекреативная |
Технологии социально- культурной деятельности:
этнокультурные; культуротворческие; культуроохранные;
проектные, социально-защитные; информационно- |
Типы деятельности:
просветительские; творческие; развлекательные и др. | ||||
Педагогическая программа по формированию этнической толерантности молодежи «Жить в Мире» | |||||||
| |||||||
Критерии: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий |
Диагностико- Результативный блок | ||||||
Показатели: – наличие знаний о многообразии культур нашего мира, умение генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов; – отношение к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствие чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); – конструктивное взаимодействие с представителями других этносов, настроенность на диалог и понимание другого человека, отказ от привилегии первого лица, признание и уважение собственного права на отличие, позитивное отношение к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость» | |||||||
Уровни: высокий, средний, низкий | |||||||
| |||||||
Результат: повышение уровня сформированности этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения |