Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития; появляются новые парадигмы образования, в научный оборот входят такие понятия, как «образовательное пространство», «поликультурная образовательная среда» и др.
Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межэтнических контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.
Рис.1. Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения
Диагностико-результативный блок включает: критерии сформированности этнической толерантности студенческой молодежи: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий; показатели, уровни и результат.
Определены показатели сформированности этнической толерантности студенческой молодежи:
– наличие знаний о многообразии культур нашего мира, умение генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов;
– отношение к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствие чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения);
– конструктивное взаимодействие с представителями других этносов, настроенность на диалог и понимание другого человека, отказ от привилегии первого лица, признание и уважение собственного права на отличие, позитивное отношение к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость».
Выделенные критерии и показатели позволили определить уровни сформированности этнической толерантности студенческой молодежи, а также результат – сформированность этнической толерантности студенческой молодежи.
Разработанная теоретическая модель позволяет эффективно организовать педагогическую работу по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения» рассматривается организация и результаты опытно-экспериментальной работы, которая включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В первом параграфе второй главы «Экспериментальная работа по изучению этнической толерантности студенческой молодежи» представлены результаты социологического опроса и констатирующего эксперимента. В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 279 чел., из которых 140 чел. участвовали в социологическом опросе и 139 чел. (122 студента и 9 педагогов) в экспериментальной работе.
Опытно-экспериментальной базаой являлись ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I». Прежде всего, нами был проведен социологический опрос среди студенческой молодежи ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I», в ходе реализации которого необходимо было ответить на ряд вопросов, касающихся проблемы этнической толерантности. Результаты социологического опроса оказались следующими:
– на вопрос «Сегодня в России проживают люди многих национальностей. На Ваш взгляд, они приносят стране больше пользы или вреда?» мнения разделились: 59 чел. (42%) сказали, что это приносит стране больше пользы, 44 чел. (31%) – что больше вреда, 37 чел. (27%) затруднились с ответом;
– на вопрос «Испытываете ли Вы раздражение и неприязнь по отношению к представителям другой национальности?» 49 чел. (35%) испытуемых ответили положительно, 74 чел. (53%) – отрицательно, 17 чел. (12%) – затруднились ответить на поставленный вопрос;
– на вопрос «В чем чаще всего заключаются причины межнациональной розни в нашей стране?» чаще всего респонденты упоминали о засилье приезжих и их вызывающем поведении (многие приезжие не хотят себя по-человечески вести – 63 чел. (45%)); о неправильной внутренней политике государства, беззаконии, коррупции (в политике отсутствует национальный вопрос; нет порядка в стране – 17 чел. (12%)); о бедности населения, большом разрыве между богатыми и бедными, зависти к богатым; о невоспитанности, бескультурье, несдержанности людей – 11 чел. (8%), о шовинистических настроениях, действиях националистических группировок (около 6%) и т.д;
– на вопрос «Как Вы можете оценить межнациональную обстановку там, где живете: как спокойную или как взрывоопасную?» 115 чел. (82%) воспринимают ситуацию с межнациональными отношениями там, где они живут, как спокойную; 8 чел. (6%) респондентов оценивают ее как взрывоопасную, остальные респонденты 17 чел. (12%) отказались комментировать вопрос;
– на вопрос «Случались ли за последний год конфликты между людьми разных национальностей в населенных пунктах, где Вы живете?», большинство респондентов ответили отрицательно – 73 чел. (52%), 57 чел. (41%) говорят о том, что за последний год в населенных пунктах, где они живут, случались конфликты между людьми разных национальностей, 10 чел. (7%) затрудняются с ответом.
Среди причин межнациональных конфликтов были названы: вызывающее поведение приезжих (приезжают к нам со своими законами, не уважают местное население) – 90 чел. (64%), реже упоминаются национальные, расовые предрассудки (неуважение, неприязнь к другим национальностям – 32 чел. (23%)). Также говорилось о различиях во взглядах, традициях и религии, о бездуховности и невоспитанности населения (примерно по 1,5-3%);
– на вопрос «Попадались ли Вам в средствах массовой информации за последний год сообщения о проявлениях национальной розни в тех или иных регионах России?» ответили положительно 87 чел. (62%), отрицательно – 33 чел. (24%), затруднились с ответом 20 чел. (14%);
– на вопрос «Приводит ли, на Ваш взгляд, подробное освещение межнациональных конфликтов в СМИ к усилению межнациональной розни или к ее ослаблению?» дали положительные ответы 59 чел. (42%), отрицательно ответили 36 чел. (26%), затруднились с ответом 45 чел. (32%).
Таким образом, проведенный нами социологический опрос позволил сделать вывод о том, что большинство испытуемых не компетентны в глобальных и местных этнических вопросах, в проблемах толерантности, являются равнодушными к вопросу межнационального общения, не всегда задумываются о проблеме проявления национальной розни и т.д.
Далее нами было
проведено анкетирование
Опросник состоял из
22 вопросов. Исследование проводилось
анонимно, что позволило получить более точные результаты. Для количественного
анализа подсчитывался общий результат.
Каждому ответу на прямое утверждение
присваивался балл от «абсолютно не согласен»
– 1 балл, до «полностью согласен»
– 6 баллов. Индивидуальная оценка выявленного
уровня этнической толерантности каждого
участника осуществлялась по следующим
ступеням:
– 22-60 балла – низкий уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (интолерантный) характеризуется: отсутствием знаний о многообразии культур нашего мира, неумением генерировать мысли, структурировать информацию и прогнозировать возможные исходы различных ситуаций; отсутствием знаний о традициях своего народа, обычаях и культуре различных этносов; неприязненным, а порой и агрессивным отношением к представителям других этносов, имеющих другие свойства: внешние (расовые, национальные особенности) и внутренние (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); неумением конструктивно взаимодействовать с представителями других этносов, отсутствием умения вести диалог и понимать другого человека, негативным отношением к представителям других этносов;
– 61-99 балла – средний уровень сформированности межэтнической толерантности студенческой молодежи (нейтральный) характеризуется: недостаточными знаниями о различных культурах и традициях своего народа, наличием некоторых знаний о культуре других народов; нейтральным отношением к представителям других этносов, отсутствием желания взаимодействовать с представителями других этносов, отсутствием настроенности на диалог и понимание другого человека, нейтральным безынициативным отношением к представителям других национальностей;
– 100-132 балла – высокий уровень сформированности межэтнической толерантности студенческой молодежи (толерантный) характеризуется наличием знаний о многообразии культур нашего мира, умением генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличием интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов; отношением к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствием чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); конструктивным взаимодействием с представителями других этносов, настроенностью на диалог и понимание другого человека, отказом от привилегии первого лица, признанием и уважением собственного права на отличие, позитивным отношением к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость».
С помощью побалльной
оценки определялся уровень сформирова
В анкетировании приняли участие студенты 2-3-го курсов ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I» в количестве 54 чел., составившие экспериментальную группу, и студенты 2-3-го курсов ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» в количестве 68 чел., которые составили контрольную группу. Полученные результаты представлены в диаграмме (рис. 2).
Рис. 2. Условное распределение студентов экспериментальной группы
в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической
толерантности (констатирующий эксперимент)
В контрольной группе, которую составили студенты 2-3-го курсов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в количестве 68 чел., испытуемых, имеющих средний уровень сформированности этнической толерантности, оказалось 57%, 35% респондентов были отнесены к группе с низким уровнем данного показателя и 8% студентов имели высокие показатели сформированности этнической толерантности (рис. 3).
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточной этнической толерантности испытуемых: у многих студентов недостаточно знаний о многообразии культур нашего мира, нередко отмечается неприязнь, а порой и агрессивное отношение к представителям других этносов, имеющих другие свойства: внешние (расовые, национальные особенности) и внутренние (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); не все студенты умеют конструктивно взаимодействовать с представителями других этносов, вести диалог и понимать другого человека и т.д.
Рис. 3. Условное распределение студентов контрольной группы
в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической
толерантности (констатирующий эксперимент)
Во втором параграфе второй главы «Формирование этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения» представлено описание формирующего эксперимента, целью которого являлась разработка и апробация педагогической программы по формированию этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения с учетом разработанных нами социально-культурных условий.
В формирующем эксперименте приняли участие 122 студента и 9 педагогов. Опытно-экспериментальной базой являлся ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I».
Прежде всего, нами была разработана педагогическая программа «Мир без границ» по формированию этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения.
Для этого в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I» был создан студенческий клуб – форма объединения студентов на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха. Главными принципами клуба являлись: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.
В диссертации отмечено, что в системе вузовского образования и воспитания продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения) как организованного общения в группе единомышленников позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, традиций и истории, природной среды, другого человека и т.д.).
В процессе педагогической работы по разработанной нами программе у студентов формировалась этническая толерантность: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами. Программа базировалась на социально-педагогическом, системном, деятельностном, и личностно-ориентированном подходах.