Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 01:10, курсовая работа
Актуальность исследования. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие токсикоманических веществ. Подростковая и юношеская токсикомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия.
Токсикоманические вещества в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомленность учителей и родителей по данному вопросу, оставляет желать лучшего. Без глубокого понимания данной проблемы, общество оказывается совершенно бессильным в отношении токсикомании.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТОКСИКОМАНИИ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ТОКСИКОМАНИИ………...11
1.1 Токсикомания, как социально-педагогическая проблема…………….11
1.2 Причины и последствия употребления токсикоманических веществ подростками………………………………………………………………………...13
1.3 Особенности подросткового возраста………………………………….18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ТОКСИКОМАНИИ………………………………………………………………...22
2.1 Диагностика подростков склонных к употреблению токсикоманических веществ………………………………………………………22
2.2 Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к употреблению токсикоманических веществ……………………………………..27
2.3 Результаты экспериментальной работы……………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Токсикомания - заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. В наблюдениях последних лет отмечается быстрое формирование физической зависимости и психоорганического синдрома с интеллектуально-мнестическими расстройствами. Число рецидивов от общего числа выписанных больных достигает 20 %, из них около 60 % практически вновь начинали злоупотреблять, впервые же дни после выписки.
Клиническая картина рецидивов отличается быстрым, даже катастрофическим формированием психоорганического синдрома с выраженными интеллектуально-мнестическими расстройствами, аффективной патологией - дисфориями, психопатоподобными расстройствами и делинквентным поведением.
Как и алкоголизм, всем токсикоманам свойственно стремление объединяться в группы для приобретения, хранения и употребления токсических веществ. За компанию легче преодолевается естественный страх перед токсическими отравлениями, интереснее совместно пережить состояние токсического «кайфа». В этом состоянии подросткам свойственны повышенная внушаемость, зависимое от группы поведение. Достаточно быстрое привыкание и стремление к регулярному употреблению токсического вещества приводит к очень быстрым и значительным изменениям в интеллектуально-мнестической и личностной сферах. Поэтому они становятся орудием у более сильных лидеров (вожаков) для совершения преступлений. Криминальные группы токсикоманов относят к примитивным преступным группам.
Мода на различные токсические вещества постоянно меняется, но меняются и способы вдыхания. Токсикоманы используют полиэтиленовые или пластиковые пакеты, в которые вливается или кладется вата, тряпка, смоченная летучим веществом. Пакеты надевают на голову, кладут за пазуху, погружают лицо, а руками плотно прижимают края пакета к лицу. Используют трубки, выбривают часть волосяного покрова на затылке и прикладывают смоченные раствором вату (тряпку) и пр.
Пирожков В.Ф. выделяет следующие мотивы употребления токсических веществ. Они почти полностью совпадают с типологией алкоголизма у подростков: из любопытства; бравада своей смелостью; стремление самоутвердиться в среде себе подобных; групповая сопричастность за компанию; получить «кайф» - расслабиться; желание развлечься; желание уйти от трудных жизненных проблем; снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения (групповой секс, преступления и т.п.) [8, с.39].
В зависимости от вида токсических веществ и способов употребления различают следующие типы токсикоманов:
а) аппликаторщик - употребляет ТВ (токсические вещества), накладывая смоченный тампон с ТВ на затылочную часть головы (чаще ацетон);
б) нюхач - подросток, «балдеющий» при помощи вдыхания различных летучих веществ (клеев, лаков, растворителей и т.п.);
в) колесник (таблетка) - глотает психотропные лекарственные вещества как «тормозящие» психическую деятельность (транквилизаторы), так активизирующие ее (эфиросодержащие препараты);
г) ширевой - подросток, «севший на иглу», который вводит в вену токсические вещества, не относящиеся к типу наркотиков (например, настой табака).
Употребление токсических веществ часто происходит в общественном месте. Подростки сидят группами на скамейке во дворе, школьном туалете, иногда даже в классе на уроке, молчаливые и застывшие. Они начинают прогуливать занятия, хуже учиться, более утомляемы, раздражительны, плаксивы.
Существуют следующие признаки у подростка, употребляющего токсические вещества:
1. Наличие выбритого затылка, наколки на руке.
2. Наличие сыпи вокруг рта и носа, раздражение век и глаз. В тех случаях, когда подросток выбривает затылок, кожа в месте прикладывания ваты (тряпки) покрасневшая и раздраженная.
3. Внешний вид неопрятный, видны следы клея.
4. Стремление к группированию и уединению в перерывах между занятиями.
5. Нарушение сна, аппетита, повышенная утомляемость.
6. Подросток пропускает школьные занятия, не готовит домашние задания, теряет интерес к учению, почти не бывает дома.
7. Подростки
становятся грубыми, раздражительными,
на вопросы учителей и
Установить, что подросток начал использовать токсические вещества, несложно. Вот на какие признаки указывает В.Ф. Пирожков [8, с.42].
Во-первых, обнаружить можно по характерному запаху, исходящему от их одежды, от носимых с собой различных емкостей (пузырьков), целлофановых пакетов, ношению ваты в носу, смоченной токсической жидкостью. Этот запах длительное время сохраняется даже в выдыхаемом подростком воздухе.
Сформированная зависимость, помимо разрушительного влияния на интеллект разрушает личность в целом. Все, что раньше интересовало подростков, теряет значение. Влечение проявляется в неуправляемом поведении. Они уже перестают скрывать употребление токсических веществ и переходят от группового употребления к индивидуальному, в одиночку. Если пытаться отобрать у них ингалянт или прервать процесс вдыхания, подростки могут даже подраться с родителями. Бывают случаи воровства: уносят ценные домашние вещи, крадут у одноклассников, чтобы раздобыть деньги.
В случае выявления токсикоманов необходимо установить круг их общения, связи, взаимное влияние, лидерство, а также лиц, поставляющих в школу, училище токсические вещества и склоняющих учащихся к их употреблению.
Последствиями токсикомании являются снижение концентрации внимания, объема памяти, интеллекта, полностью теряется интерес к учебе. Речь бедная, с использованием одних и тех же оборотов. Через несколько месяцев развиваются токсическая энцефалопатия и слабоумие. Теряется способность ориентироваться в новой обстановке. Жалобы на головную боль, головокружение, непереносимость транспорта, бессонницу. Помимо тяжелых психических нарушений наблюдаются поражения ЦНС, внутренних органов (печени, почек, дыхательных путей) и многое другое. Смерть наступает от паралича дыхательного центра, асфиксии или из-за несчастных случаев.
По закону, все токсикоманы должны быть поставлены на диспансерный учет и организовано их лечение. В набор мер профилактики входит антитоксическое просвещение, вовлечение подростков в социально полезную деятельность и подростковые объединения, индивидуальное шефство, жесткий тотальный контроль.
Виды токсичных веществ: Ингалянтные. Злоупотребление галлюциногенами и холинометическая токсикомания (димедрол, циклодол). Другие виды злоупотреблений: (транквилизаторы, кофенизм, никотинизм).
Ингалянтные - техническая и бытовая химия (бензин, ацетон, клей, пятновыводитель, растворители нитрокрасок). Опьянение парами бензина, наступает в течение 5—10 минут. Краснеет лицо, эйфория - расплывается блаженной улыбке. Если ингаляция прекращается, то опьянение проходит за 15—20 минут и сменяется вялостью головной болью. Если вдыхание продолжается, то развивается делирий. Яркие галлюцинации устрашающего характера. Реже слуховые галлюцинации (акоазмы - шумы, гудки, звон, неразборчивая речь).
Токсикоманы, как бы отключаются от окружающей действительности, галлюцинации принимаются за действительную реальность. При прекращении ингаляции галлюцинации исчезают, и к ним появляется критическое отношение. Делирий длится около получаса и сменяется апатией, астенией, головной болью.
Опьянение парами пятновыводителя. Ингалируют группой. Быстро наступает эйфория, смех одного заражает других. Появляются визуальные представления: «О чем подумаю, то и будет». Подростки фантазируют на приключенческие и сексуальные темы. При продолжительности вдыхания представления уже не возникают. Развивается онейроид с галлюцинациями - возникают видения, напоминающие увлекательный фильм. От окружающих отключены, но сохраняют сознание того, что видения вызваны, а не реальны.
Ацетон, растворители. Опьянение этими веществами сходно с онейроидом. Онейроид протекает тяжелее, с оглушением. Участники сидят оцепеневшие, с опущенной головой, на лице застывшая улыбка, при обращении к ним отмахиваются, что-то бормочут. При передозировке наступают сопор и кома.
Опьянение клеем. Проявляется эйфорией и онейроидом. Видение в виде мультфильмов, галлюцинации ярко окрашены. Передозировка - сопор, кома.
Последствия: Психоорганический синдром: ослабляет память, трудно сосредоточиться, плохо соображают. Резко падает способность усваивать учебный материал. Пассивность и склонность к безделью, могут чередоваться со злобностью и агрессивностью. Смерть может наступить от паралича дыхательного центра, асфиксии или из-за несчастных случаев.
1.3 Особенности подросткового возраста
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения [9, с.88].
Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих, но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение.
Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.
Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления [8, с. 98].
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство.
Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.
Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления.
При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.
В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к токсикомании