Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 01:10, курсовая работа
Актуальность исследования. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие токсикоманических веществ. Подростковая и юношеская токсикомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия.
Токсикоманические вещества в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомленность учителей и родителей по данному вопросу, оставляет желать лучшего. Без глубокого понимания данной проблемы, общество оказывается совершенно бессильным в отношении токсикомании.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТОКСИКОМАНИИ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ТОКСИКОМАНИИ………...11
1.1 Токсикомания, как социально-педагогическая проблема…………….11
1.2 Причины и последствия употребления токсикоманических веществ подростками………………………………………………………………………...13
1.3 Особенности подросткового возраста………………………………….18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ТОКСИКОМАНИИ………………………………………………………………...22
2.1 Диагностика подростков склонных к употреблению токсикоманических веществ………………………………………………………22
2.2 Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к употреблению токсикоманических веществ……………………………………..27
2.3 Результаты экспериментальной работы……………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения токсикомании в среде подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.
Токсикомания - это такое систематическое употребление токсических средств, которое сопровождается формированием психической зависимости от него, ростом толерантности, возникновением абстинентного синдрома и разнообразными психическими, соматическими и социальными нарушениями.
Анализ показателей официальной медицинской статистики, говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части подростков в незаконное употребление токсикоманических средств.
На сегодняшний день, явно прослеживаются следующие тенденции:
- «омоложение» контингента употребляющих токсикоманические вещества;
- снижение возраста впервые пробующих токсикоманические вещества;
- отсутствие учёта той доли подростков, которые задумываются над проблемой употребления токсикоманических веществ.
Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковой токсикоманией принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления токсикоманических веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.
Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:
- привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
- влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;
- посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации;
- организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;
- организация работы по выявлению групп риска - склонных к наркотизации подростков.
Иными словами, общая задача - вырастить психически здоровое, полноценное поколение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. / С.А. Бадмаев. - М.: Магистр, 2000. - 96 с.
2. Богданова, О.С. О нравственном воспитании подростков. / О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2001. - 111 с.
3. Болотовский, И.С. Наркология. Токсикомания. / И.С. Болотовский. - Казань, 1999. – 132 с.
4. Братусь, В.С., Сидоров, П.И. Психология, клиника профилактика токсикомании. / В.С. Братусь, П.И. Сидоров. - М., 2004. – 121 с.
5. Буянов, М.И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1998. – 99 с.
6. Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. - М., 2001. – 96 с.
7. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. – 110 с.
8. Галагузова, М.А. Социальная педагогика. / М.А. Галагузова. - М., 2004. – 114 с.
9. Гарифуллин, Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. / Р.Р. Гарифуллин. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 125 с.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1997. – 113 с.
11. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / А.Д. Гонеев. - М.: Академия, 1999. – 102 с.
12. Данилин, А.Г., Данилина, И.В. Как спасти детей от наркотиков: Пособие для родителей. / А.Г. Данилин, И.В. Данилина. - М.: Центрополиграф, 2002. – 99 с.
13. Дунаевский, В.В. Наркомания и токсикомания. / В.В. Дунаевский. - М.: Медицина, 2005. – 118 с.
14. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
15. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
16. Касаткин, В.Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. / В.Н. Касаткин. - М., 2003. - 132 с.
17. Касаткин, В.Н. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. / В.Н. Касаткин. - М., 2003. - 136 с.
18. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2000. - 304с.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова. – М., 2000. – 201 с.
20. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. / В.Т. Кондрашенко. - Минск, 1998. – 183 с.
21. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. / А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
22. Личко, А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. / А.Е. Личко. - М., 1993. – 104 с.
23. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина и др. - М., 2003. – 142 с.
24. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 2004. – 123 с.
25. Смирнов, В.К., Нечипоренко В.В., Бердник К.П. Некоторые подходы к пониманию аспектов формирования наркоманий. Психологические исследования и психотерапия в наркологии. / В.К. Смирнов и др. - М., 2002. – 131 с.
26. Социальная работа с молодежью: опыт, проблемы, перспективы. - Тула, 2004. – 123 с.
27. Цукерман, Г.А., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития. / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерфакс, 2005. – 133 с.
28. Шакурова, Н.В. Методика и норма работы социального педагога. / Н.В. Шакурова. - М., 2003. – 151 с.
29. Шпаков, А.О. Иллюзия рая. Семейный словарь-справочник (наркотики, психоделики, яды, аллергены). / А.О. Шпаков. - СПб.: Зенит, 2001. – 143 с.
30. Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. / К.Г. Юнг. - М.: Наука, 2002. – 114 с.
Физическая агрессия:- «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;- «нет» - № 9, 17, 41.
Косвенная агрессия:- «да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63;- «нет» - № 10, 26, 49.
Раздражение: - «да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;- «нет» - № 11, 35, 69.
Негативизм: - «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.
Обида:- «да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;- «нет» - № 44.
Подозрительность: - «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;- «нет» - № 65, 70.
Вербальная агрессия: - «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; - «нет» - № 39, 66, 74, 75.
Угрызения совести:- «да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47.
Чувство вины: - «да» - № 54, 61, 67.
Работать нужно, как можно быстрее, долго не раздумывать.
Вопросы |
Баллы |
1. Обнаружили ли Вы у ребенка: | |
1.Снижение успеваемости в |
50 |
2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе. |
50 |
3. Потерю интереса к спортивным
и другим внеклассным |
50 |
4. Частую смену настроения. |
50 |
5. Частые синяки и порезы. |
50 |
6. Частые простудные заболевания. |
50 |
7. Потерю аппетита и похудание. |
50 |
8. Частое выпрашивание у Вас денег. |
50 |
9. Понижение настроения, негативизм. |
50 |
10.Самоизоляцию. |
50 |
11.Скрытность, уединенность. |
50 |
12.Позицию самозащиты в |
50 |
13. Гневность, агрессивность. |
50 |
14.Нарастающее безразличие к |
|
15.Резкое снижение |
100 |
16.Татуировки, следы ожогов сигаретой. |
100 |
17.Бессонницу, повышенную утомляемость. |
100 |
18.Нарушение памяти. |
100 |
19.Отказ от утреннего туалета. |
100 |
20.Нарастающую лживость. |
100 |
21.Чрезмерно расширенные или |
200 |
22.Значительные суммы денег |
300 |
23.Частый запах спиртного. |
300 |
24.Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения. |
300 |
25.Наличие шприца, игл, ацетона. |
300 |
26.Наличие неизвестных |
300 |
27.Состояние опьянения без |
300 |
28.Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке. |
300 |
2. Слышали ли Вы от ребенка: | |
1. Высказывания о |
50 |
2. Разговор о наркотиках. |
100 |
3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков. |
200 |
3. Сталкивались ли Вы со | |
1. Пропажей лекарств. |
100 |
2. Пропажей из дома денег, ценностей |
100 |
4. Случалось ли с Вашим ребенком: | |
1. Задержание в связи с |
100 |
2. Задержание в связи с |
100 |
3. Совершение кражи. |
100 |
4. Арест в связи с хранением, приобретением наркотиков. |
300 |
5. Другие противоправные |
100 |
Информация о работе Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к токсикомании