Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к токсикомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие токсикоманических веществ. Подростковая и юношеская токсикомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия.
Токсикоманические вещества в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомленность учителей и родителей по данному вопросу, оставляет желать лучшего. Без глубокого понимания данной проблемы, общество оказывается совершенно бессильным в отношении токсикомании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТОКСИКОМАНИИ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ТОКСИКОМАНИИ………...11
1.1 Токсикомания, как социально-педагогическая проблема…………….11
1.2 Причины и последствия употребления токсикоманических веществ подростками………………………………………………………………………...13
1.3 Особенности подросткового возраста………………………………….18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ТОКСИКОМАНИИ………………………………………………………………...22
2.1 Диагностика подростков склонных к употреблению токсикоманических веществ………………………………………………………22
2.2 Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к употреблению токсикоманических веществ……………………………………..27
2.3 Результаты экспериментальной работы……………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 92.31 Кб (Скачать файл)

3. Недоверие к людям. Высокие баллы говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности и враждебности.

4. Неуверенность в себе. Высокие баллы свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе.

5. Акцентуации характера. К группе риска относят следующие типы акцентуации характера:

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, энергичен, активен, не любит дисциплины, раздражителен.

Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, ненадежен в человеческих отношениях.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, часто уходит в себя.

Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется непредсказуемой изменчивостью настроения [15, с.23].

                                        Работа с родителями.

Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов; сформировать группы лидеров-родителей).

Сюда относится анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка. (Приложение 3).

Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость [10, с.35].

                                Работа с педагогическим коллективом.

Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе). Вторичная профилактика. Ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным токсикоманам, во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики - не опоздать с принятием оздоровительных мер.

Задачи вторичной профилактики:

1. Работа  с детьми групп риска (выявление  патологии, лечение и наблюдение  у специалистов; создание программ  для работы с ними).

2. Создание  центра реабилитации, где все  методы психотерапевтической работы  направлены на социализацию и  адаптацию.

3. Работа  с родителями данной группы (создание  групп взаимопомощи, обучение навыкам  социально-поддерживающего и развивающего  поведения в семье и во взаимоотношениях  с детьми).

Третичная профилактика - это оказание помощи людям, страдающим токсикоманией. Ее цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления токсических средств и помощь малоэффективна.

Задачи третичной профилактики:

    1. Формирование реабилитационной среды.
    2. Создание групп взаимопомощи.
    3. Взаимодействие с группой «Анонимные токсикоманы».

Профилактическая работа может включать в себя три компонента.

1. Образовательный компонент.

Специфический - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении токсикоманических веществ.

Неспецифический - помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.

Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.

2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.

Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Структура программы профилактики

Программа предполагает работу с детьми и подростками старшего (15-16 лет) и среднего (12-14 лет) возраста. Программа включает в себя четыре раздела:

    1. Информационный.
    2. Когнитивного развития.
    3. Развития личностных ресурсов.
    4. Развития стратегий высокофункционального поведения.

Основные направления работы:

- подготовка  специалистов из числа школьных  психологов, социальных педагогов  и учителей для работы с  детьми группы риска;

- профилактическая  работа со всеми детьми и  подростками с приоритетной ориентацией  на детей группы риска;

- работа  с родителями детей, склонных  к употреблению или употребляющих токсикоманические вещества.

В начале и в конце программы предусматривается проведение «круглых столов» со всеми специалистами, работающими по программе, анализ и подведение итогов работы. Методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики, следующие:

    1. Групповая работа.
    2. Тренинг поведения.
    3. Когнитивная модификация и терапия.
    4. Личностный тренинг.
    5. Дискуссии.
    6. Мозговые штурмы.
    7. Беседы.
    8. Лекции.
    9. Ролевые игры.
    10. Психогимнастика.
    11. Психодрама.
    12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.
    13. «Круглые столы».
    14. Совещания.
    15. Супервизия.
    16. Проведение методических занятий с супервизорами.

 

Предполагаемые результаты.

    1. Уменьшение факторов риска употребления токсикоманических веществ в молодежной среде.
    2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.
    3. Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления токсикоманическими веществами.

Критерии эффективности:

- уменьшение  факторов риска злоупотребления  токсикоманическими веществами;

- усиление  личностных ресурсов, препятствующих  развитию саморазрушающих форм поведения;

- наличие  навыков противодействия токсикозирующейся среде.

На основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что именно профилактические мероприятия способствуют формированию отрицательного отношения подростков к употреблению токсикоманических веществ.

 

2.3 Результаты экспериментальной  работы 

 

 

На контрольном этапе нами было проведено индивидуальное тестирование с учащимся 10-го класса. Существует немало тестов, позволяющих определить степень зависимости от табака и дающих возможность решить дилемму: можно ли прекратить курение самостоятельно или лучше обратиться к специалистам, добившимся наибольших успехов в преодолении никотиномании.

Поэтому для проведения исследования использовался тест «Почему я курю?», разработанный А. Леоновым. Тест включает 18 высказываний, на которые можно дать 5 разных вариантов ответа: всегда (5 баллов); часто (4 балла); при случае (3 балла); изредка (2 балла); никогда (1 балл). (Приложение 4).

Сумма ответов на вопросы 1,7 и 13 выявляет истинные причины, заставляющие курить. Сумма ответов 2,8 и 14 показывает, насколько важны для человека манипуляции с сигаретой. Ответы 3,9 и 15 в сумме дают оценку тому раскрепощению, которое курящий получает от сигарет. 4,10 и 16 - это показатель внутреннего напряжения. Сумма ответов на вопросы 5,11 и 17 отражают психологическую зависимость от сигареты. Сумма ответов на вопросы 6, 12 и 18 характеризует силу привычки, так называемого рефлекса курения. Если каждая из сумм баллов составляет одиннадцать и выше - это показатель сильной зависимости от курения.

Подросток, с которым проводился тест, набрал 11 баллов по шкале, характеризующей силу привычки к курению. Тестирование показало, что курильщик зависит от никотина, для определения степени зависимости был проведен уточняющий тест Фагерстрема.

    1. Когда курящий тянется за сигаретой, после того как проснется?

- На протяжении 5 минут - 3 балла.

- От 6 до 30 минут - 2 балла.

- От 31 до 60 минут - 1 балл.

- Более, чем через 60 минут - 0 баллов.

2. Тяжело ли ему воздержаться  от курения в тех местах, где  оно запрещено?

- Да - 1 балл.

- Нет - 0 баллов.

3. От какой сигареты ему было  бы тяжелее всего воздержаться?

- От утренней - 1 балл.

- От последующей - 0 баллов.

4. Сколько сигарет в день он  выкуривает?

- 10 или менее - 0 баллов.

- От 11 до 20 - 1 балл.

- От 21 до 30 - 2 балла.

- Более 30 - 3 балла.

5. Когда он больше курит - утром  или на протяжении дня?

- Утром - 1 балл.

- На протяжении дня - 0 баллов.

6. Курит ли он во время болезни, когда он должен придерживаться  постельного режима?

- Да - 1 балл.

- Нет - 0 баллов.

Если курильщик набрал от 0 до 3 баллов - низкий уровень зависимости. При решении прекратить курение основное внимание должно быть уделено психологическим факторам.

4-5 баллов - средний уровень зависимости. Желательно использование препаратов  замещения никотина.

6-10 баллов - высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может  вызвать неприятные ощущения  в организме. Справиться с ними  помогут препараты замещения  никотина.

Тестируемый подросток набрал следующие баллы при ответе на вопросы: 1- 1 балл. 2 - 1 балл. 3 - 1 балл. 4 - 2 балла. 5 - 0 баллов. 6 - 1 балл.

Итого 6 баллов, следовательно, в 16 лет он имеет уже высокую степень зависимости от курения.

Проведенная экспериментальная работа позволила выявить тот процент подростков, у которых имеется предрасположенность к употреблению токсикоманических и психоактивных веществ, многие уже их употребляют. Это еще раз доказывает тот факт, что токсикоманические и психоактивные вещества становятся сегодня антисоциальным компонентом молодежной субкультуры.

Итак, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Одним из главных методов в борьбе с токсикоманией является профилактика, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Выделяют первичную профилактику, которая направлена на предотвращение употребления токсикоманических и психоактивных веществ; вторичную, направленную на выявление подростков, начавших употреблять токсикоманические и психоактивные вещества; третичную, цель которой - оказание помощи лицам, страдающим токсикоманией, с целью предупреждения дальнейшего распада личности.

Профилактика токсикомании проводится по следующим направлениям:

- психологическое;

- педагогическое;

- санитарно-гигиеническое;

- медико-социальное;

- здравоохранительное;

-административно-правовое;

- экономическое.

В результате экспериментальной работы было выявлено, что около 30% подростков имеют предрасположенность к употреблению токсикоманических и психоактивных веществ, поэтому необходимо большое внимание уделять профилактике токсикомании, «ведь болезнь легче предупредить, чем излечить».

 

 

 

Информация о работе Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к токсикомании