Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к токсикомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие токсикоманических веществ. Подростковая и юношеская токсикомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия.
Токсикоманические вещества в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомленность учителей и родителей по данному вопросу, оставляет желать лучшего. Без глубокого понимания данной проблемы, общество оказывается совершенно бессильным в отношении токсикомании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТОКСИКОМАНИИ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ТОКСИКОМАНИИ………...11
1.1 Токсикомания, как социально-педагогическая проблема…………….11
1.2 Причины и последствия употребления токсикоманических веществ подростками………………………………………………………………………...13
1.3 Особенности подросткового возраста………………………………….18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ТОКСИКОМАНИИ………………………………………………………………...22
2.1 Диагностика подростков склонных к употреблению токсикоманических веществ………………………………………………………22
2.2 Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к употреблению токсикоманических веществ……………………………………..27
2.3 Результаты экспериментальной работы……………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 92.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ТОКСИКОМАНИИ

 

2.1 Диагностика подростков склонных к употреблению токсикоманических веществ

 

 

Хорошо известно, какие необратимые последствия для физического развития подростка, может иметь употребление токсикоманических средств в период интенсивного роста организма. Но не менее серьезную травму употребление таких веществ, наносит личности растущего организма. В результате, у человека возникает аморальная система мотивов поведения и ценностей. Отсюда следует, что требуются безотлагательные меры, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию одурманивания подростков. Общеизвестно, что предупреждение любых недугов гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. Одним из этапов профилактики токсикомании является диагностика предрасположенности подростка к употреблению одурманивающих веществ. Рассмотрим более подробно этот вопрос.

В доказательство всего вышеизложенного, нами был проведен эксперимент.

На данном этапе эксперимент проводился в форме тестирования (группового и индивидуального) и анкетирования. Участниками эксперимента были подростки 8-10 классов. Одним из тестов, который был проведен - опросник Басса-Дарки. Он позволяет выявить, есть ли у подростка такая черта, как агрессивность. Как известно, повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера подростков группы риска.

Опросник включает 75 утверждений. Задача испытуемого состоит в следующем: поставить слово «да» рядом с тем утверждением, с которым согласны, и «нет» - рядом с утверждением, с которым не согласны. (Приложение 1).

В опросе принимали участие 20 человек. У каждого, хотя и в разных проявлениях, встречается агрессивная черта. Из теста видно, что наиболее часто встречающейся характеристикой является угрызение совести, чувство вины, это характерно для 19 подростков из 20 тестируемых. У 14 человек ярко выражен негативизм. Физическая агрессия характерна для 6 человек из 20 тестируемых. Для двух подростков характерна косвенная агрессия, для такого же количества подростков характерна и раздражимость. Такая черта как подозрительность свойственна 6 ученикам из 20. У двух подростков присутствует вербальная агрессия. Такая характеристика как обидчивость не встретилась ни у кого.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства опрашиваемых подростков в той или иной степени встречаются проявления агрессивности:

- 90%- угрызения совести, чувство вины

- 70%- негативизм

- 30%- физическая агрессия

- 30%- подозрительность

- 10%- косвенная агрессия

- 10%- раздражимость

- 10%- вербальная агрессия

- 0%- обида

С подростками 9 класса было проведено анкетирование. Им предлагалось ответить на вопросы анкеты с целью определения процентного соотношения одобрительного и отрицательного отношения к употреблению токсикоманических веществ.

Школьникам предлагались вопросы следующего характера.

 

1. Как Вы думаете, если в вашем классе подростки, которые:

 

Никто

1-2 чел.

1/3

1/2

Больши-

нство

Потребляют токсикоманические вещества

70%

30%

     

2. Среди Ваших друзей (старше или младше Вас):

 

Никто

1-2 чел.

1/3

1/2

Больши-

нство

Потребляют токсикоманические вещества

50%

50%

     

3. Подростки, использующие токсикоманические вещества, получают их:

От своих одноклассников

От своих друзей- ровесников

От знакомых взрослых

От торговцев наркотиками (молодых)

От торговцев наркотиками (взрослых)

   

100%

   

4. Как Вы относитесь к потреблению  подростками токсикоманических веществ в таких случаях:

Ситуации

Одобряю

Безразлично

Осуждаю

а) в компании сверстников, где все потребляют

 

50%

50%

б) для поднятия настроения и снятия напряжения

 

30%

70%

в) когда скучно, от чувства одиночества

 

50%

50%

г) чтобы почувствовать себя самостоятельным, вызвать уважение сверстников

 

30%

70%


5. Как Вы оцениваете информацию о токсикоманических веществ, получаемую от:

 

Интересна

Безразлична

Часто не соответствует действительности

Всегда прави-

льная

а) родителей

 

80%

20%

 

б) учителей

 

100%

   

в) друзей

20%

80%

   

г) передач радио, телевидения

   

50%

50%


6. Если в компании сверстников Вас уговаривают:

 

С радостью соглашусь

Откажусь

Соглашусь, чтобы не обидеть

Употреблять токсикоманические вещества

 

100%

 

7. Если подросток в меру и без вредных последствий употребляет психоактивные вещества - это вполне нормально:

Да

Нет

 

100%


8. Вредное воздействие на организм человека токсикоманических веществ сильно преувеличивают:

Да

нет

 

100%


 

9. Я бы попробовал (-а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал (-а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания:

да

Нет

не знаю

20%

50%

30%


 

В анкетировании принимали участие 10 подростков. Результаты оказались следующими.

При ответе на вопрос о потреблении токсикоманических и психоактивных веществ мнения ребят разделились: 70% считают, что никто в классе не употребляет одурманивающие средства, 30% считают, что это 1-2 человека. 100% исследуемых уверены в том, что подростки получают токсикоманические и психоактивные вещества от знакомых взрослых. Мнения разделились также и при ответе на вопрос об употреблении одурманивающих веществ в различных ситуациях: примерно 1/2 подростков относятся к этому отрицательно, столько же - безразлично. К информации о токсикоманических и психоактивных веществах, получаемой из разных источников, 50% относятся безразлично, столько же считают ее правильной.

По результатам ответов на оставшиеся вопросы, можно сделать вывод, что большинство исследуемых подростков отрицательно относятся к потреблению токсикоманических и психоактивных веществ, понимая их вредное воздействие (100% понимают, что не является нормальным употребление токсикоманических и психоактивных веществ, даже если человек употребляет их в меру; 100% осознают вредное воздействие, которое оказывает потребление одурманивающих средств), но все-таки остается процент тех подростков, у которых не сформировано понятие о вреде одурманивающих веществ.

Итак, на основании полученных данных, можно сделать вывод, что большинство подростков отрицательно относятся к употреблению токсикоманических и психоактивных средств (70%), но все-таки оставшаяся часть (30%) еще не осознают негативного действия таких веществ, поэтому есть вероятность предрасположенности включения подростков в так называемую «группу риска».

 

2.2 Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к употреблению токсикоманических веществ

 

 

Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Профилактика включает:

- диагностику  предрасположенности к потреблению  психоактивных веществ;

- выбор  психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;

- проведение  профилактики на всем протяжении  подросткового периода.

Мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий. В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика - это комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Она рассчитана на все население, но прежде всего, на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают: приобщение к посильному труду, вовлечение подростков в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, туризмом, искусством и т.д.

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета, многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому, занятия по профилактике токсикомании должны проводить социальные педагоги.

Задачи первичной профилактики:

1. Создание школ, свободных от  психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к токсическим веществам; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

2. Выявление группы риска (по  специально разработанным методическим  рекомендациям).

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска».

Инструкция: Подросткам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон жизни.

Предлагается честно и обдуманно отвечать на каждый вопрос, для того, чтобы была возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов.

Отвечать на каждый вопрос необходимо следующим образом: если согласен, отвечать «да», если не согласен - отвечать «нет». Если не живет вместе с родителями, то отвечать на вопрос о семье, имея в виду тех людей, с которыми живет подросток. (Приложение 2).

Ключ к опроснику

Показатель

№ вопроса

1. Отношения в семье

3+; 13-; 18+; 19+; 26+; 27+; 32+; 38+;47+.

2. Агрессивность

7+; 12+; 24+; 25+; 30+; 40+; 41+; 45+; 46+.

3. Недоверие к людям

1-; 2-; 8+; 9+; 10-; 11+; 22+; 23+; 31+.

4. Неуверенность в себе

4+; 14+; 15-; 16+; 20+; 21+; 28+; 29+; 33+; 39+; 49+.

5. Акцентуации: гипертимная, истероидная, шизоидная, эмоционально-лабильная

34+; 42-; 50+; 5+; 35+; 43+; 17+; 36+; 48+; 6+; 37+; 44+.


 

Оценка результатов

Показатель

Высокие баллы (группа риска)

1. Отношения в семье

5 и более баллов

2. Агрессивность

5 и более баллов

3. Недоверие к людям

5 и более баллов

4. Неуверенность в себе

6 и более баллов

5. Акцентуации: гипертимная, истероидная, шизоидная, эмоционально-лабильная

2-3 балла по каждому типу акцентуации


 

Обработка результатов

Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждой шкале. Суммарный балл по каждой из 5 шкал отражает степень ее выраженности.

Интерпретация результатов.

1. Отношения в семье. Высокие баллы свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

- напряженной  ситуацией в семье;

- родительской  неприязнью;

- необоснованными  ограничениями и требованиями  дисциплины без чувства родительской  любви;

- страхом  перед родителями и т.д.

2. Агрессивность. Высокие баллы свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к токсикомании