Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 03:37, курсовая работа
Сегодня в развитии экономики большинства стран наиболее значительными признаются проблемы в области работы с человеческими ресурсами. Постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива как к одному из подходов в управлении персоналом. Внимание к проблемам социально-психологического климата оправдано тем, что трудовой коллектив как организованная общность отражает все общественные изменения.
Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, увеличенными требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и осложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личных притязаний. Без компетентного постоянно совершенствующегося управления невозможно преодолеть трансформации, которые происходят в нашем обществе.
Критика должна быть конкретной и персональной. Не конструктивна критика в присутствии третьих лиц. Замечания со стороны руководства в этом случае воспринимаются человеком как неуважение его личного достоинства.
6. В случае конфликта между подчиненными, само признание руководителем его наличия, снимет многие отрицательные моменты. Самоустранение руководителя от столкновений в коллективе может привести к тому, что эмоциональное напряжение, сопровождающее конфликт, резко усилится, связь с причиной конфликта исчезнет. С этого момента ситуация выходит из-под контроля руководителя. Одним из лучших методов управления, предотвращающих назревающий конфликт, является разъяснение требований каждой из сторон. Использование местоимения «мы», «у нас» позволит подчеркнуть чувство общности, следование общей цели, снимет эмоциональное напряжение и направит ситуацию в сторону нивелирования конфликта.
Воздействуя хотя бы на один из факторов СПК, руководитель может существенно повлиять на характер отношений между сотрудниками, на их отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами труда, эффективность работы организации в целом. Уверенность коллектива в том, что действия руководителя продиктованы деловыми интересами и уважительным отношением к сотрудникам оказывает влияние как на авторитет руководителя, так и на формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
2.1. Характеристика объекта исследования
Для решения задач, стоящих перед курсовым проектом была выбрана группа учащихся 11 класса «А» средней школы № 106 численностью 24 человек. Из них 9 юношей и 13 девушек. В день проведения опроса по разным причинам в классе отсутствовало семь человек. Поэтому качественные показатели немного отличаются от реальных, но в целом дают представление о социально-психологическом климате коллектива.
Выбор исследуемого объекта был не случайным. Подобный социологический опрос проводился четырьмя годами раньше по просьбе классного руководителя, когда ученики ещё были несовершеннолетними подросткам. В рамках курсового проекта было интересно проследить динамику развития отношений в группе и изменение персональных коэффициентов каждого члена группы: социальный и социометрический статусы.
Первый социологический опрос на сплочённость группы дал хороший результат (Приложение 1). Коэффициент сплочённости составлял 0,74 по учёбе и по дружбе и 0,64 по отдыху. Преимущество лидеров определялось только по учёбе. Одновременно был определён один аутсайдер. Его отношения никак не складывались с одноклассниками, но связано это было не с успеваемостью, а с личностными характеристиками учащегося. Однако его не обижали, а держали нейтралитет, стараясь меньше общаться со сверстником.
Сплочённость класса подтверждалось практикой. Класс, сформированный в раннем подростковом возрасте (5-ый класс в возрате 10-11 лет), где доминирующим мотивом общения является желание быть вместе со сверстниками, что-то делать, под авторитарно-демократическим руководством классного руководителя был дружным. Увлечённость учебным процессом и постоянными творческим заданиями, сказывалась положительно на успеваемости и личностном общении. Взаимовыручке способствовала хорошая коммуникационная связь – класс был сформирован как информационно-технологический и у каждого подростка обязательным условием было наличие компьютера дома. Классный руководитель поддержал связь с детьми после занятий в школе через интернет.
Подтверждением этого факта стала успешная сдача выпускных экзаменов по окончании 9-го класса – уровень выше среднего по городу.
После получения неполного среднего образования некоторые ученики решили продолжить образование в колледжах города. Но основная масса учащихся (80%), успешно сдав выпускные экзамены, продолжило обучение в старших классах. С началом нового учебного года в коллектив прибыли новые ученики из параллельных классов. Численность их не превышала 20% от основного состава, но могла повлиять на социально-психологический климат группы с изменениями социального статуса.
По данным социологических исследований в X-XI классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в их глазах. У многих подростков оказывается фрустрированной6 потребность быть значимым в глазах сверстников.
К концу выпускного класса многие достигли совершеннолетия (18 лет), что не могло не сказаться на отношениях с классным руководителем. Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). Проявляется стремление к самоутверждению. Отметка как основной побуждающий мотив учения утратил свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.
Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний.
Классному руководителю постоянно приходиться выбирать правильный стиль общения, импровизировать. Поэтому повторное исследование поможет преподавателю определить сплочённость группы и по возможности регулировать процесс разобщения.
2.2. Процедура проведения социологического исследования. Методы сбора информации
В качестве инструмента для проведения исследования была использована экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, разработанная А.С.Михайлюк и Л.Ю.Шарыто7, с применением социометрической процедуры.
Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный8. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей характера членов коллектива».
Для этого участникам опроса были предложен опросный лист со следующими вопросами − см. таблицу 1.
Вместе с этим был предложен тест экспертной оценки сплочённости учебной группы9 с определением индекса групповой сплочённости Сишора10. Простой тест состоит из 5 вопросов. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы не указывались.
Уровни групповой сплоченности определялась как: 15,1 баллов и выше – высокая; 11,6 – 15 балла – выше средней; 7- 11,5 – средняя; 4 – 6,9 – ниже средней; 4 и ниже – низкая.
Для подтверждения данных был проведён контрольный тест на диагностику делового, творческого и нравственного климата в коллективе11. Методика предлагает при работе с тестом каждому члену коллектива независимо друг от друга оценивать по 9-балльной шкале все 18 качеств, характеризующих, по его мнению, коллектив. При обработке данных определяется средний балл по каждому блоку качеств, который и может служить оценкой делового, творческого или нравственного климата в коллективе - таблица 2.
Шкала уровней варьируется таким образом: Очень низкий – 1 балл; низкий – 2 балла; ниже среднего – 3 балла; чуть ниже среднего – 4 балла; средний – 5 баллов; чуть выше среднего – 6 баллов; выше среднего – 7 баллов; высокий – 8 баллов; очень высокий – 9 баллов.
Таблица1
Опросный лист
№ |
Вопросы |
1 |
Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных
ниже утверждений Вы больше всего согласны: |
2 |
Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо,
если бы члены Вашего коллектива жили
неподалеку друг от друга? |
3 |
Как Вам кажется, могли бы
вы дать достаточно полную
характеристику: |
4 |
Цифра «один» на приведенной ниже шкале
характеризует коллектив, который Вам
очень не нравится, а цифра «девять» —
коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали
свой коллектив? |
5 |
Если бы у Вас возникла возможность провести
отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: |
6 |
Могли бы Вы с достаточной уверенностью
определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов
Вашего коллектива? |
7 |
Какая атмосфера обычно преобладает
в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один»
соответствует нездоровой атмосфере,
а цифра «девять» — наоборот, атмосфере
взаимопомощи, взаимного уважения, понимания.
Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой
коллектив? |
8 |
Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо
причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились
встречаться с членами Вашего коллектива? |
Таблица 2
Диагностик творческого и нравственного климата в коллективе
Деловые качества | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
1. Безответственность 2. Приспособленчество 3. Отчужденность 4. Индивидуализм 5. Формализм 6. Равнодушие |
Ответственность | |||||||||
Принципиальность | ||||||||||
Сотрудничество | ||||||||||
Коллективизм | ||||||||||
Деловитость | ||||||||||
Удовлетворенность | ||||||||||
Творческие качества | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
7. Равнодушие 8. Апатия 9. Консерватизм 10 Пессимизм 11.Пассивность 12.Застой |
Увлеченность | |||||||||
Целеустремленность | ||||||||||
Новаторство | ||||||||||
Оптимизм | ||||||||||
Энтузиазм | ||||||||||
Прогресс | ||||||||||
Нравственные качества | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
13. Агрессивность 14. Лживость 15 Враждебность 16. Наказание 17.Социальная незащищенность 18. Отсутствие условий
для культурного роста |
Доброжелательность | |||||||||
Честность | ||||||||||
Дружелюбие | ||||||||||
Поощрение | ||||||||||
Социальная защищенность | ||||||||||
Наличие условий для профессионального и культурного роста |
Информация о работе Социально-психологический климат коллектива – предмет труда руководителя