Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 03:37, курсовая работа
Сегодня в развитии экономики большинства стран наиболее значительными признаются проблемы в области работы с человеческими ресурсами. Постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива как к одному из подходов в управлении персоналом. Внимание к проблемам социально-психологического климата оправдано тем, что трудовой коллектив как организованная общность отражает все общественные изменения.
Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, увеличенными требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и осложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личных притязаний. Без компетентного постоянно совершенствующегося управления невозможно преодолеть трансформации, которые происходят в нашем обществе.
2.3. Обобщение и анализ
результатов исследования
Обработка результатов полученных при использовании методики А.С.Михайлюк и Л.Ю.Шарыто по таблице 1, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причём ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого участника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 — на ответы-утверждения; 7, 8, 9 — на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
Отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 — на ответы-утверждения; 1, 2, 3 — на ответы по шкале «1–9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й — к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й — к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).
По группе ответов была построена таблица для всех респондентов опроса.
Таблица 3
Сводная таблица компонентов
п/н |
Учащиеся |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
1 |
Агузаров Денис |
0 |
"+"1 |
"+"1 |
2 |
Александров Кир. |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
3 |
Брюханов Игорь |
0 |
"+"1 |
"+"1 |
4 |
Василенко Юля |
0 |
"+"1 |
0 |
5 |
Ворсина Женя |
"+"1 |
0 |
"+"1 |
6 |
Громовой Женя |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
7 |
Иванова Вика |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
8 |
Иванова Ксения |
"+"1 |
"+"1 |
0 |
9 |
Илларионова Ален |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
10 |
Инкина Настя |
"+"1 |
0 |
0 |
11 |
Исхакова Карина |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
12 |
Камуллин Рафаэль |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
13 |
Карян Аня |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
14 |
Корольков Вадим |
"+"1 |
"+"1 |
0 |
15 |
Королёва Ксения |
"+"1 |
0 |
0 |
16 |
Костюченко Ант |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
17 |
Кузьмина Мария |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
18 |
Капускина Катя |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
19 |
Маслаков Денис |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
20 |
Рогалёва Катя |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
21 |
Садохина Вика |
"+"1 |
0 |
"+"1 |
22 |
Согонов Женя |
0 |
"+"1 |
"+"1 |
23 |
Фёдорова Настя |
0 |
"+"1 |
"+"1 |
24 |
Читаев Сергей |
"+"1 |
"+"1 |
"+"1 |
ИТОГО |
"+" |
19 |
20 |
20 |
0 |
5 |
4 |
4 |
На следующем этапе обработки для каждого компонента была выведена средняя оценка по выборке.
Для эмоционального компонента:
Э = Е(+) – Е(–) / n,
Где: Е(+) — количество всех положительных ответов;
Е(–) — количество всех отрицательных ответов;
n — число сотрудников, принявших участие в опросе.
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до –1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные. Для этого континуум возможных оценок (от +1 до –1) делится на три равные части:
От –1 до –0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются отрицательными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается неудовлетворительным.
От –0,33 до +0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.
От +0,33 до +1 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный.
По результатам нашего исследования средняя оценка эмоционального компонента равна:
Э = 19-0/24 = 0,79
Для когнитивного и поведенческого компонента средняя оценка составила:
П(К) = 20-0/24 = 0,83
Как видно из результатов – социально- психологический климат благоприятный.
Подтверждение расчётным данным было получено в следующих тестах -
в экспертной оценки сплочённости учебной группы и диагностику делового, творческого и нравственного климата в коллективе.
По сплочённости группы показатели распределились следующим образом – см. рисунок 2.
Рис.2. Показатели сплочённости учащихся 11 класса
Исходя из того, что уровень групповой сплочённости от 15,1 баллов и выше – высокий, можно сказать коллектив является сплочённым и благополучным. При этом мнение учеников, пришедших из параллельных классов и проучившихся не более 1,5 года совпадает с мнением большинства. Это говорит о хорошей социальной адаптации новых учащихся.
При обработке данных последней предложенной методикой средний балл по каждому блоку качеству составил:
По оценочной шкале показатель с 6 до7баллов считается – выше среднего. Для выпускников средней школы это очень хороший показатель.
Все исследуемые показатели социометрической процедуры являются структурными, к которым относятся и социометрические индексы.
Социометрическая процедура с выявлением «социометрических позиций, т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии –антипатии , где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый» не нашла своего практического применения. Предложенный опросный лист с вопросами для определения деловых и личностных отношений, а также дружбы, в которых просили указать фамилии выбранного(отвергнутого) респондента не позволил построить социометрическую матрицу. Испытуемые, руководствуясь личным мотивом, чаще ссылались на ответы: выбрал бы всех или в принципе безразлично, что недопустимо при параметрической процедуре. Некоторые просто проигнорировали вопрос.
Можно это расценить как противоположный показатель сплочённости группы, если опрашиваемый действительно не может определиться с указанием названной фамилии. Или сказывается влияние пресловутого старшего юношеского возраста, когда субъект сознательно выбирает близких друзей, а не членов клуба по интересам. Автор склоняется ко второму варианту.
Для отражения несостоявшейся социометрической процедуры приводится фрагмент матрицы с полученными данными – таблица 4.
Таблица 4
Социометрическая матрица с обработанными данными
Глава 3. Способы формирования благоприятного
социально-психологического климата в коллективе
Теоретические исследования феномена «Социально психологический климат коллектива» сопряжены с определенными трудностями - необходимостью учёта двух наук социологии и психологии; с другой стороны именно социологический подход позволяет психологии апеллировать к социологии, исходя из понимания, что человек есть результат социальных отношений.
Практические исследования и разработки в части совершенствования социально – психологических взаимоотношений в коллективе также требуют углубленного изучения психологии как науки, отдельных ее разделов: психологии личности, психологии группы, психологии управления
Таким образом, изучение данного феномена сопряжено с необходимостью совершенствования, повышения эффективности организаций, и при этом требует систематического изучения науки психологии, и социально – психологических взаимоотношений на практике, с целью наиболее эффективного использования рабочей силы.
В основе регулирования социально-психологического климата коллектива лежат критерии оптимизации и методы воздействия на них.
Совершенствование условий формирования СПК означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку. Причём оценки могут быть дифференцированы по подразделениям, категориям работающих, а также степени неблагоприятности.
Деятельность по улучшению условий формирования СПК может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от отрицательно влияющих факторов.
Сложным и противоречивым в своем влиянии на СПК является действующая система стимулирования. Материальные и моральные стимулы являются стержневым моментом в формировании социально-психологического статуса человека в коллективе. Кроме индивидуальных особенностей личности на восприятие стимулов влияют групповое мнение, условия труда и быта, традиции, нормы и ценности.
Важно учитывать в практической работе по совершенствованию СПК стиль руководства. Очевидно, что стиль руководства должен определяться уровнем развития коллектива и изначально существующими в нём отношениями, традициями, ценностями, нормами. В одних случаях наиболее эффективным оказывается директивный стиль руководства, в других - либеральный, направленный на общее руководство и дающий возможность самоуправления и раскрытие потенциала каждого.
При разработке рекомендаций управления школьным коллективом можно выделить наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе.
Важным фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя с группой воспитанников, что выражается в стиле руководства группой и стиле педагогического общения.
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Социальный психолог В.Б. Ольшанский охарактеризовал признаки поведения педагога, создающего развивающий климат12.
Информация о работе Социально-психологический климат коллектива – предмет труда руководителя