Социальные ценности студенческой молодежи на примере Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Молодежь является наиболее заметной социальной группы, составляющей до 60 % населения Земли. Становление системы её социальных установок, ценностных ориентаций относится к числу наиболее актуальных исследовательских задач, поскольку от состояния духовной жизни молодых людей будут во многом зависеть не только существующие тенденции, но и общая направленность развития российского общества.
Будущее общества определяется его интеллектуальной элитой, которая формируется, прежде всего, в стенах вузов. Высокообразованная интеллигенция представляет собой социальную группу, которая находится в авангарде прогресса, является генератором современных технических и технологических идей, разработчиком инновационных планов и программ экономического развития предприятий, фирм, иных социальных структур различного профиля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……..3
Раздел 1. Студенты как социальная группа в современном
российском обществе………………………………………………………..7
Раздел 2. Эмпирическое исследование ценностей студенческой молодежи Казани……19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Социальные ценности студенческой молодежи (на примере Казани).курсовая.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..……..3

Раздел 1. Студенты   как социальная группа в современном 
российском обществе………………………………………………………..7

Раздел  2.  Эмпирическое исследование ценностей студенческой молодежи Казани……....………………………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………………26

Приложения……………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы. Молодежь является наиболее заметной социальной группы, составляющей до 60 % населения Земли. Становление системы её социальных установок, ценностных ориентаций относится к числу наиболее актуальных исследовательских задач, поскольку от состояния духовной жизни молодых людей будут во многом зависеть не только существующие тенденции, но и общая направленность развития российского общества.

Будущее общества определяется его интеллектуальной элитой, которая формируется, прежде всего, в стенах вузов. Высокообразованная интеллигенция представляет собой социальную группу, которая находится в авангарде прогресса, является генератором современных технических и технологических идей, разработчиком инновационных планов и программ экономического развития предприятий, фирм, иных социальных структур различного профиля. В связи с этим интерес представляет её ценностная система, структура интересов и потребностей, связанных с функционированием, как производственного коллектива, так и социума в целом.

В современном  российском обществе, претерпевающем период системной трансформации, молодежь является одной из наиболее незащищенных групп и в первую очередь испытывает на себе как позитивные, так и негативные эффекты происходящих перемен. Изучение влияния осуществляемых преобразований в целом и в различных аспектах на социодинамику молодежи, образ и стиль ее жизни и модели поведения, изменения в ее системе ценностей, степень открытости общества для восходящей мобильности входит в предмет социологии молодежи и составляет наиболее актуальную и насущную ее область.

           В рамках социологии молодежи  проводится изучение ценностных ориентиров современных молодых людей. Особое внимание к потребностям, запросам, ценностным ориентациям и социальным ожиданиям молодёжи объясняется тем, что современная молодежь проходит свое становление в сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых. При этом нужно учитывать, что нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры, что порождает проблемы молодёжной бездуховности, наркомании, игромании, проституции, преступности и других социальных девиаций. Сегодняшняя ситуация в России, характеризующаяся большими социальными изменениями, интенсивностью социально-экономических и социокультурных процессов, обостряет проблему формирования нравственных качеств личности вообще и молодежи в частности. Особенно важной видится задача нравственного воспитания подростков и молодежи, ибо важнейшим условием выживания общества и его развития являются нравственные ориентиры, которых придерживаются молодые люди, какие ожидания можно связывать с поведением молодежи. От позиции молодого поколения во многом зависит судьба и благополучие России, а, значит, каждого ее жителя. Настоящая социальная ситуация российского общества оценивается учеными как кризисная. Она сопровождается усилением социальной напряженности, потерей многими людьми ценностных ориентиров, наступлением состояния аномии, при котором «старые ценности уже во многом не работают, а новые еще не заработали в полную силу, так как находятся в состоянии формирования, или утверждения»1. В такой ситуации особую важность приобретают социологические исследования нравственного состояния молодой части общества, раскрытие сегодняшних и будущих реакций граждан на происходящие   изменения.

В связи с  этим целью исследования является изучение системы ценностей современной студенческой молодёжи.

Задачи исследования таковы:

  1. изучить особенности, современное состояние и функционирование 
    студенческой   молодежи   как   социальной   группы,   а   также   процесс 
    становления системы её жизненных ценностей;
  2. выявить основные группы ценностей, выделяемых в современном студенческом обществе;
  3. дать социологическую характеристику студенческой молодёжи как 
    социальной группы.

Объект исследования —     современная  студенческая     молодёжь. Предмет - особенности системы жизненных ценностей современной студенческой молодёжи в трансформирующемся обществе.

Рабочая гипотеза такова: ценностная система молодежи, а в частности студенческой молодежи,  характеризуется преобладанием социальных, а также материальных ориентации над индивидуально-личностными.

Теоретико-методологическая база исследования.

Проблемой изучения молодежи занимались такие учёные как  В.Т. Лисовский, И.С. Кон, С.Н. Иконникова, Т.Г. Исламшина, А.Л. Салагаев, В.А. Луков, В.И. Чупров, Е.Л. Омельченко, Т.Н. Кухтевич и другие.

В.Т.      Лисовский      анализирует      актуальные   теоретические, методологические   и   прикладные   проблемы   социологии   молодежи. С.Н. Иконникова2 рассматривает молодость как этап духовного развития личности, культуру и духовный мир молодежи3.

Т.Г. Исламшина, А.Л. Салагаев анализируют молодёжные культуры и субкультуры второй половины XX века и особенности их развития и функционирования в России и Татарстане.

Ю.Г. Волков заостряет  своё внимание на предмете и методе социологического исследования молодежи, рассматривает ценностные ориентации и социальное самочувствие молодежи.

Е.Л. Омельченко изучает современные молодежные культуры и субкультуры4, анализирует основные этапы конструирования молодёжного вопроса в России и на Западе, разрабатывает теоретические основы нового подхода к изучению современной молодёжи в контексте стилевых стратегий.

Материалы Всероссийского исследования «Молодежь - 2007» анализируются В.И. Добрыниным, Т.Н. Кухтевичем, С.В.Тумановым в книге «Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации».

Методы  исследования таковы: сравнительно-исторический анализ, вторичный анализ результатов социологических исследований, анкетный опрос, анализ статистических данных.

Эмпирическая  база: студенческая молодёжь очного отделения с 1 по 5 курсы высших учебных заведений города Казань (п.=100 чел. - анкетирование).

В работе были использованы статистические материалы Росстата и Татарстана. Текстовое и графическое  представление выполнено с помощью  программ Microsoft Word и Microsoft Excel. Количественный анализ выполнен и представлен с помощью программы SPSS 11.0.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Студенты как социальная группа в современном российском обществе.

 

Полемика между учеными  по поводу определения молодёжи, критериев  выделения её в самостоятельную  группу, возрастных границ актуальна  долгое время. Учёных разделяют разные подходы к предмету изучения - с  позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.

С точки зрения гуманитарного знания «молодость является наиболее значимым этапом, когда человек овладевает новыми социальными ролями, формирует социальные притязания, личностные надежды и планы, переходит от юношества как периода стартовых ожиданий к активной и самостоятельной жизнедеятельности, становясь полноправным представителем своего времени и своего поколения»5.

Социологи первыми  среди обществоведов увидели  в молодежи как социальной группе присущие только ей культурные черты, специфические интересы, ценности и  нормы поведения. Кроме того, они  заговорили об особых проблемах молодежи, имеющих, прежде всего социальные корни.

В дискуссиях ученых сформировался взгляд на молодежь как  на референтную группу, и определились основные подходы к социологическому определению ее сущности. Важнейшими групообразующими признаками молодежи большинство авторов признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.

В.Т. Лисовский  определяет молодежь как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»6.

И.С. Кон дал  следующее определение молодежи. «Молодежь — социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»7.

Х.Ортега-и-Гассет рассматривал молодость как «в высшей степени эгоистический жизненный  этап»8. Он считает, что юноша живет исключительно для самого себя, ничего не создавая и не проявляя никаких забот о коллективном.

Как часть общества молодежь является предметом изучения многих социальных наук. Философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история — вот основной перечень наук, где «молодежь» входит в понятийный и терминологический аппарат. В каждой из этих наук в понятие «молодежь» вкладывается свое содержание. Это связано с особенностями предмета науки и традиционностью употребления в них данного понятия. В монографии «Молодежь России: социальное развитие» комплексно анализируются социальные характеристики молодежи: ее социальный состав, особенности социального положения, специфические формы социальной деятельности. Анализируя соотношение «молодежь и общество», авторы связывают социологическое определение понятия «молодежь» с тем специфическим положением, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества. В этом своем социальном качестве молодежь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют ее в самостоятельную социально-демографическую группу, а во-вторых, как субъект общественного производства, отличающийся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.

Эти проявления социального качества молодежи в  процессе развития переходят одно в  другое, взаимодополняют друг друга  как внешнее и внутренне, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется  посредством деятельности.

И.М. Ильинский, А.В. Шаронов определяют молодежь «как социально- демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе»9.

Учитывая относительность  самостоятельности молодежи как  социально-демографической группы удается, во-первых, не отрывать эту  группу от общества, частью которого она является, а во-вторых, акцентировать внимание исследователей на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Поэтому и молодежные проблемы, ставшие предметом социологического анализа стало, принято подразделять на две большие группы.

К первой относятся  специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

Другую важную область социологического анализа  составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т. д.).

Молодежь является предметом изучения многих социальных наук, таких как философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история. А также «молодежь» входит в понятийный и терминологический аппарат многих социологических направлений и подходов. В каждом из этих направлений в понятие «молодежь» вкладывается свое содержание.

Современная же молодежь - это группа с противоречивой системой ценностей. Для нее характерны ценностные ориентации старшего поколения (родителей, воспитателей, педагогов, старших родственников) и, одновременно, своего поколения, отличающиеся нетрадиционностью и приверженностью к субкультурам.

Так как молодое поколение  российских граждан является надеждой и наследником страны, то целесообразно  будет рассматривать проблемы именно молодежной нравственности, ее состояние  и перспективы формирования.

В исследовании фигурируют такие понятия, как «ценности», «нравственность», «мораль» и «нравственные ценности», «нравственные ориентиры»,   «нравственные   чувства».     Каждое   из   этих   понятий зачастую    может      быть    выявлено    как    синоним    другого,    но дифференцированное по содержанию   от него.

Согласно определению, которое мы можем найти в словаре  С. И. Ожегова, «нравственность—это  внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические  нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.» Нравственность—от фр. "Morale"—нравственность; от латинского "moralis"—нравственный—     нравственность, правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям; одна из основных форм культуры и идеологии. Есть и другие определения: «Мораль—одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. От других форм... мораль отличается способом обоснования и осуществления своих требований...»10

Информация о работе Социальные ценности студенческой молодежи на примере Казани