Социальные ценности студенческой молодежи на примере Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Молодежь является наиболее заметной социальной группы, составляющей до 60 % населения Земли. Становление системы её социальных установок, ценностных ориентаций относится к числу наиболее актуальных исследовательских задач, поскольку от состояния духовной жизни молодых людей будут во многом зависеть не только существующие тенденции, но и общая направленность развития российского общества.
Будущее общества определяется его интеллектуальной элитой, которая формируется, прежде всего, в стенах вузов. Высокообразованная интеллигенция представляет собой социальную группу, которая находится в авангарде прогресса, является генератором современных технических и технологических идей, разработчиком инновационных планов и программ экономического развития предприятий, фирм, иных социальных структур различного профиля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……..3
Раздел 1. Студенты как социальная группа в современном
российском обществе………………………………………………………..7
Раздел 2. Эмпирическое исследование ценностей студенческой молодежи Казани……19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Социальные ценности студенческой молодежи (на примере Казани).курсовая.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые ученые понятия «нравственность» и «мораль» считают синонимами, но у многих наряду с отождествлением этих понятий  существует точка зрения, что мораль—это форма сознания, а нравственность—это область практических поступков, обычаев, нравов. Проявляясь в социальных взаимоотношениях, нравственность осуществляет свою регулятивную функцию.

Хотя нормы  и ценности тесно связаны между  собой, но между ними существуют и  отличия:

1. Выполнение  норм одобряется, а служение ценностям заставляет человека стремиться к высшему идеалу.

2. Нормы могут  выполняться все сразу, а ценности  выстраиваются в иерархию, когда  можно пожертвовать одними ради  других. Например, пожертвование личным  достоинством ради справедливости.

3. Нормы   жестко   задают   линию   поведения,   а   служение ценностям может быть более или менее ревностным.

Ценности не сводятся к норме, это то, что сверх - и наднормально. Нравственные ценности не рядоположены, они составляют некую  иерархию. Различают ценности более высокого и более низкого уровня. В целом ценностная система имеет форму усеченной   пирамиды:   множество   ценностей   расположены     у   ее подножия, с подъемом вверх количество их уменьшается, а на вершине остается всего несколько ценностей, которые мы именуем высшими. Как правило, это высокие абстракции, универсальные повеления и запреты (не убей, не укради, будь честным и т.д.)

Ценностные  ориентации различают на:

1. Личностные  ценности   (жизнь   человека,   честь   и   достоинство личности, права человека, здоровье и т. д.).

  1. Семейные   ценности   (отчий дом, семейный лад, традиции семьи и т. п.).
  2. Государственные    ценности      (уважение      к    государственным символам, патриотизм).
  3. Национальные ценности   (родная земля, родной язык,  история народа, национальная культура и пр.).
  4. Общечеловеческие      ценности      (добро,       красота,   благо, сопереживание, благородство).

Ценностные  ориентации описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Если ценности принадлежат социальной группе, то ценностные ориентации — индивиду. По мнению В. А. Василенко, С. Ф. Анисимова, О. Г. Дробницкого, А. А. Ручки и других авторов нельзя говорить о ценности, одинаково значимой для всех. То, что для одного человека представляет ценность, для другого не имеет никакой ценности. То, что для одного добро или красиво, не исключено, что для другого будет злым и безобразным. Каждый человек имеет свою систему ценностей11.

Рассматривая  в данной работе состояние нравственности в молодежной среде и перспективы формирования нравственных ценностей молодежи, выбор ценностных ориентации индивидами, будем помнить о взаимосвязи и о взаимозависимости нравственных качеств с состоянием общества.

По данным исследований12 в современном татарстанском обществе «функционирует конгломерат различных ценностных представлений. У различных социальных групп не просто разные смыслосодержащие ценности, представления о том, ради чего человек живет и действует, что такое добро и зло, благо, счастье, но— диаметрально противоположные.» Все ценностные представления населения Республики Татарстан, на первый взгляд неупорядоченно и хаотично сосуществующие, по мнению Г. И. Макаровой13 можно систематизировать, выделяя следующие ценностные системы:

1. Ценности   демократического общества—либерализм,    плюрализм, индивидуализм; стремление к достижению успеха, самостоятельности.

2.  Ценности   советского  строя—коллективизм,   уравнительность   в распределении  материальных благ, сильное авторитарное  государство. 

3. Националистические  и связанные с ними религиозные  идеи.

4.  Привнесенные   извне    культурные    формы   из-за    стихийности  сложившейся       социокультурной       ситуации,     не подготовленной  длительным историческим опытом.

Очень важно, чтобы выбор молодой, нравственнонесостоявшеися части общества, не шел вразрез с общечеловеческими ценностями и положительными нравственными традициями старшего поколения.

Социологи всегда уделяли большое внимание молодежи, а сейчас появилось особое направление исследований—социология молодежи.

Ученые со времен Ж. Ж. Руссо спорят о том, какому возрасту соответствует молодежь. Российские социологи к социально-демократический  группе «молодежь» относят людей  в возрасте 15-30 лет.    По    мнению     С.   И.   Иконниковой,   молодежь—это   классово-дифференцированная социально-демографическая группа общества, включающая в себя молодых людей от 16-ти до 30-ти лет14.

Зарубежные  социологи уточняют понятие «молодежь» введением термина «молодой взрослый», понимая под ним достижения определенных социальных позиций, которые молодому еще не доступны.15 Процесс взросления молодежи российские ученые разграничивают на следующие временные этапы: подростки—до 18 лет, молодежь—от 18 до 25 лет, молодые взрослые—от 25 до 30 лет.16

Как уже говорилось ранее, социальная группа молодежи представляет для социологической науки огромный интерес. Проблема нравственности молодежи как объект исследования данной работы заслуживает того, чтобы разобраться в нынешнем нравственном облике молодых, узнать причины и дальнейшие пути его формирования. Анализ положения молодежи как социальной общности позволит глубже оценить социальную эффективность проводимых реформ, обосновать их корректировку с позиций будущего России.

В советском  обществознании преобладала трактовка молодежи как монолитного, целостного слоя общества, для которого 
была создана система нравственных ценностей, идеалов, 
характеризовавшихся такими чертами, как коммунистическая 
убежденность, чувство общественного долга, ответственность перед 
коллективом,       товарищами,       патриотизм и    пролетарский интернационализм. В современной российской трактовке понятие «молодежь»    рассматривается как   социально- демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально- психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально- экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.17

Социологи Тюменского Государственного университета при  определении социально-демографической группы «молодежь» прежде всего упор делают на возрастной признак как объективную меру естественной дифференциации людей. По их мнению «молодежь»— это особая социальная общность, состоящая из когорты сверстников в возрасте 15—17 лет, находящаяся на стадии становления, формирования структуры ценностной системы выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо «наследует» социальный статус семьи, либо характеризуется будущим социальным статусом».18

Мы в своем  исследовании склонны придерживаться определения молодежи как социально-демографической  группы общества в возрасте 15-30 лет, с характерными для нее социально- психологическими свойствами и нравственными  ценностями, как дифференцирующего, так и интегрирующего характера.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко  в силу неустойчивости ее социального  положения. Сегодняшние молодые  люди вдвойне поставлены в экстремальные  условия: переворот в социально-экономическом  укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания.

Становление нынешней молодежи пришлось на годы реформ, период    ломки, крушения надежд и жизненных  планов.  Старшие,  не жившие в  капитализирующемся обществе, мало, чем  могут помочь. Социологические исследования выявили, что в разноликом племени молодых разброс мнений очень велик, но в то же время ценности образования, культуры, высокой квалификации, гуманных человеческих отношений не утратили лидирующего положения—эти черты отличают молодежь нынешнего поколения от юношей и девушек прошлых лет.19

Молодежь, являясь  частью общественной системы, подвергается влиянию как конструктивных, так  и деструктивных социальных институтов. Молодые люди, со свойственной им социальной незрелостью ищут самовыражение  и утверждение в социуме через создание    собственной    субкультуры.    Как    правило,      субкультура наиболее выражена внешне (мода, манера говорить, общее пристрастие в музыке и т. д.). Каждый молодой человек, входящий в социальную группу с ее определенной культурой уже является носителем тех ценностей, которые он приобрел в процессе своей предыдущей социализации (овладел языком, знаниями, ценностями и нормами, способствующими формированию мировоззрения). В процессе социализации личность вырабатывает свои индивидуальные черты, а индивидуализированная личность может становиться источником инноваций в обществе. Молодежная субкультура—это инновация молодых.

Все отечественное  общество можно сравнить с личностью, прошедшей все стадии социализации и вступающей в контакт с западной культурой. Это вступление сопровождается сочетанием различных культур, течений.

В нашей же стране в 90-х годах драматизм экономических  и политических изменений отодвинул  на второй план драматизм культурный. Вопрос государства и денег встал  острее, чем вопрос нравственности, что повлекло за собой деградацию образования и нравственного воспитания молодежи. С мощным развитием медиа-культуры СМИ стали одним из основных источников приобщения к нравственным ценностям. Государство утратило прежнюю монополию на распространение культурно- нравственной информации, что позволяет большее развитие разных направлений популярной культуры. Татарстан в этом смысле специфичен. Так, наряду с общей молодежной поп-культурой, имеющей общероссийские масштабы, существует и собственная татарстанская культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Эмпирическое исследование ценностей студенческой молодежи Казани.

 

          Было проведено социологическое исследование среди студентов высших учебных заведений города Казани. Было опрошено 100 человек студентов, по 20 человек разных курсов, 50 человек женщин и 50 – мужчин. В программе SPSS были обсчитаны все данные.

На вопрос «Работаете ли Вы»  34% респондентов ответили «да», из них 2% - 1 курс, 5% - 2 курс и по 9% - 3,4,5 курсы. 66% студентов ответили «нет», из них 18% - 1 курс, 2 курс – 15% и по 11% - 3,4,5 курсы (См. приложение, таблица №1, №2).

Респонденты на вопрос «Приходится  ли Вам подрабатывать» ответили «от  случая к случаю» 33%, «регулярно, несколько  раз в неделю» 7%, «я работаю постоянно» 22%, «я не подрабатываю» 37%.  Отсюда можно сделать вывод, что большинство студентов либо не подрабатывают вообще, либо подрабатывают редко: от случаю к случаю. Остальные работают постоянно и систематически регулярно подрабатывают (См. приложение, таблица №3, №4.).

На вопрос анкеты, «Каковы  Ваши жизненные приоритеты» большинство  студентов ответили, что для них  важно получить высшее образование (70%), создать семью, иметь детей (63%), иметь интересную работу, расти по службе (62%). Для 45% респондентов важно открыть своё дело, а для 15% - проявить свои способности, таланты. Для первого курса в первую очередь важно получать высшее образование(75%), во-вторых, иметь интересную работу(60%), в-третьих, открыть свое дело, расти по службе(45%) и создать семью, иметь детей(40%). Для второго курса, во-первых, очень важно также получать образование(85%) и создать семью(80%). Во-вторых, иметь интересную работу(60%) в-третьих, открыть свое дело. Для третьего курса 70% респондентов считают важным создать семью, 60% - открыть свое дело, 55% - иметь интересную работу. Студенты четвертого курса, как и студенты второго, в такой же иерархии распределили  свои жизненные приоритеты.  Что самое интересное,  пятикурсники для себя важным считают иметь интересную работу(80%), по 55% получили такие жизненные приоритеты как создание семьи и получение высшего образования, 45% -  открытие своего дела, встать на ноги.   (См. приложение, таблица №5, №6).

На взгляд большинства  опрошенных студентов наиболее присуще  современной молодежи тяга к удовольствиям и развлечениям, на этот вариант ответили 69% респондентов. А также современная молодежь характеризуется наличием вредных привычек(40%), стремлением модно одеваться(27%), стремлением к успеху(20%), и только 9% опрошенных ответили «образованность, широкий кругозор». (См. приложение, таблица №7, №8).

85% респондентов на вопрос  «Как Вы проводите свое свободное  время» ответили, что общаются  с друзьями,  59% смотрят ТВ, видео,  слушают музыку, третье место   занимает такое проведение свободного времени как отдых с друзьями за кружкой пива, вина(37%). (См. приложение, таблица №9, №10).

65% молодых людей считают  причиной духовной деградации  личности наркомания и пьянство. Второй причиной считают бесцельное  проведение свободного времени(45%), третьей – стремление к получению «легких денег»(36%). От 17% до 21 %  распределили такие варианты ответа как отсутствие стремления к получению образования, отсутствие интереса к книгам, театру, искусству, половая распущенность, гомосексуализм, лесбиянство, а также большое наличие развлекательных учреждений. Таким образом, студенты считают главной причиной препятствия духовного развития личности наркоманию и пьянство (См. приложение, таблица №11, №12).

На вопрос «Книги, какой  тематики Вы приобретаете чаще всего» 25,3% респондентов ответили драма, мелодрама, по 24,2% - юмористические, образовательные, классические и художественные, 21,2%  читают анекдоты,  научную литературу для интеллектуального развития. Следовательно, студенты не утратили интерес к научным книгам, интересуются классической и художественной литературой, что свидетельствует о том, что молодежь не утратила интерес к книгам (См. приложение, таблица №13).

Большинство студентов считают, что им нравиться работать. На этот вариант ответили 58% респондентов, в вопросе «Ваше отношение к труду вообще» , 24%  - не любят трудиться, но приходится. Только 8 % молодых людей считают себя трудоголиками и у 6% работа вызывает негативные эмоции. Некоторые ответили, что любят работать только в зависимости от настроения(4%). Эта ситуация характеризует положительную ситуацию на фоне трансформации общества, это свидетельствует о том, что молодежи все таки нравиться работать (См. приложение, таблица №14)

В студенческих творческих коллективах участвуют  33% респондентов, остальные 67% не интересуются творческой жизнью университета. Это свидетельствует о том, что только одна третья часть студентов интересуется творчеством, в том числе спортом, танцами, пением и т.д. (См. приложение, таблица №15)

Информация о работе Социальные ценности студенческой молодежи на примере Казани