Социальные ценности студенческой молодежи на примере Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Молодежь является наиболее заметной социальной группы, составляющей до 60 % населения Земли. Становление системы её социальных установок, ценностных ориентаций относится к числу наиболее актуальных исследовательских задач, поскольку от состояния духовной жизни молодых людей будут во многом зависеть не только существующие тенденции, но и общая направленность развития российского общества.
Будущее общества определяется его интеллектуальной элитой, которая формируется, прежде всего, в стенах вузов. Высокообразованная интеллигенция представляет собой социальную группу, которая находится в авангарде прогресса, является генератором современных технических и технологических идей, разработчиком инновационных планов и программ экономического развития предприятий, фирм, иных социальных структур различного профиля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……..3
Раздел 1. Студенты как социальная группа в современном
российском обществе………………………………………………………..7
Раздел 2. Эмпирическое исследование ценностей студенческой молодежи Казани……19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Социальные ценности студенческой молодежи (на примере Казани).курсовая.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Свои личные деньги в основном студенты тратят на продукты (61%), на отдых с друзьями (46%), на вещи (46%). Только  одна четвертая  часть опрошенных тратят свои личные деньги на учебу, книги, канцтовары, 5% тратят на спорт. Студенты первого курса  ответили 80% на вариант «на продукты» и 60% «на вещи», «на отдых с друзьями»(55% и 60%)  большинство ответили 2 и 3 курсы, пятикурсники по - равному ответили на варианты ответов «на продукты»(50%) и «на отдых с друзьями»(50%).(См. приложение, таблица №16, №17)

Одна третья часть молодых людей считают, что ситуация в современном российском обществе в ближайшее время улучшится (28%). 24% опрошенных ответили, что лучше жить сегодняшним днем и не забивать себе голову, 16% верят, что улучшения произойдут, но не скоро, 8% особых изменений не предвидят, 7% опасаются, что жизнь и дальше будет только ухудшаться, 6% в скорые перемены не верят, но еще немного могут подождать,  4%  считают, что улучшения возможны лишь при возврате к прежним порядкам. Это свидетельствует о том, что все таки в среди студентов бытует мнение о том, что ситуация в обществе улучшится. Но все же многие считают, что лучше не забивать себе голову, а жить сегодняшним днем. (См. приложение, таблица №18)

На вопрос «На  что бы Вы потратили денежные средства, если бы у Вас оказалась крупная сумма» одна третья часть(36%) опрошенных израсходовала бы деньги на текущие расходы, 21% респондентов – на отдых и развлечения, многие писали свои варианты ответа, а именно на ценные бумаги, на недвижимость, в свое дело, на развитие, на машину, на семью, вложение в банк и т.д. Только 12% потратили бы крупную сумму на образование, 9% на посещение театра, кино, концертов. Таким образом, в наше время, для молодых людей острой проблемой стоит приобретение недвижимости, машины, также хотят развить свое дело, вложить в банк и ценные бумаги, у многих проблема с текущими расходами и им требуется крупная сумма. (См. приложение, таблица №19, №20)

 Больше половины  респондентов в основном удовлетворены  тем как проводят свое свободное  время (55%), 24% полностью удовлетворены, 16% в основном не удовлетворены, и 5% полностью удовлетворены. (См. приложение, таблица №21)

В современном  обществе понятие «жить хорошо»  студентам ассоциируется с тем, что бы быть здоровым, сильным (59%), любить и быть любимым (49%), иметь хорошую семью (44%), быть материально обеспеченным (42%), иметь интересную работу (21%).  Для 1, 2, 4, 5 курсов здоровье ставиться на первый план, для 3 курса первой является ценность любить и быть любимым. (См. приложение, таблица №22, №23)

Студенты всех курсов считают, что высшее образования  нужно для того, чтобы сделать  карьеру. На этот вариант ответили 64% респондентов. На вторую ступень отступили  такие необходимости, как  стать  хорошим специалистом и найти  хорошо оплачиваемую работу. Одна треть считает, что интересна студенческая жизнь(35%), иначе невозможно реализовать себя (29%), не стать образованным человеком (24%), возможность стать культурным в образованной среде (24%). Но 23% считают, что получение высшего образование стало принятым в наше время. Подведя итог, можно сказать, что молодые люди получают образование для того, чтобы сделать карьеру, чтобы стать образованным и найти хорошо оплачиваемую работу, что выделяет также и ценность работы для современного студента. (См. приложение, таблица №24, №25)

Главной жизненной ценностью  для студентов является семья, на вопрос «Какие жизненные интересы являются для Вас наиболее приоритетными» она является главной для 73% респондентов. Здоровье занимает второе место в системе ценностей (59%). Третье место разделили деньги и любовь (по 56%). Четвертое – карьера(50%) и дружба (47%). Карьера является для студентов 1 курса наиболее приоритетной, деньги и любовь для 2,  для 3, 4, 5 семья. (См. приложение, таблица №26, №27). Исходя из эмпирических данных исследования, работу следует также считать важной ценностью для современной молодежи.

47% студентов  оценивают материальное положение  своей семьи как выше среднего, 43% как среднее. Только 8 % считают  его высоким и 2% очень низким. Отсюда следует, что в учебном заведение в основном преобладают учащиеся со средним и немного выше среднего достатком. (См. приложение, таблица № 28)

Материальную  помощь полностью предоставляют  родители половине опрошенных студентов, одна третья часть пользуются родительской помощью, но время от времени подрабатывают, 15% - обеспечивают себя сами, поэтому неудивительно, что семья имеет огромное значение в жизни современного студента, ведь только заручившись ее поддержкой, студент может полноценно развиваться в условиях настоящего. (См. приложение, таблица №29.)

  Таким образом, исходя из результатов социологического исследования ценностей современной молодежи, можно сделать следующие выводы:

  • самой главной ценностью современная молодежь считает семью, поскольку для полноценного развития в условиях современного общества необходима ее поддержка как в моральном, так и в материальном планах;
  • также для современной молодежи важно построение карьеры и поиск хорошей работы для личностного развития, удовлетворения своих интересов и реализации амбиций;
  • важной ценностью является здоровье, довольна сильна пропаганда здорового образа жизни и спортивных ориетаций;
  • ценностью молодежь считает также получение высшего образования, духовное и интеллектуальное саморазвитие.

 

В   настоящее   время     возрастает   необходимость изучения особенностей    формирования  нравственных   ценностей    в  различных слоях  юношества, исследования специфики групповых  отношений для разработки   подходов   к решению молодежных   проблем,   проведения государственной молодежной политики.

Изучение   особенностей   формирования   нравственных   ценностей молодежи следует рассматривать в тесной связи   и взаимодействии с  детерминирующими их факторами,   как внутренними (биологическими), так  внешними   (элементы социальной среды).

 

  

 

 

 

 

Заключение

Современное    общество,    будучи    гораздо    более    сложным    и  дифференцированным,     выдвигает     усложнившиеся   требования     к образованию, знаниям, навыкам  и умениям своих членов. На социальную адаптацию   и   социализацию   молодого   индивида,   приобретение   им образования и определенного социального капитала уходит длительное время.  Специфика молодежи как социальной  группы в  современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни, так или иначе, находятся в процессе формирования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Значительное количество молодых людей, в первую очередь, студенты и учащиеся, не имеют собственного определенного социального статуса, занимая в статусной структуре общества место в зависимости от социального положения родителей или от своего будущего статуса, связанного с получением профессии.  В то же время, если статус взрослого человека определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, молодой индивид, часто помимо основного занятия, включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.

Молодежь, в  силу того, что она находится в  процессе становления, в большей  степени, чем другие возрастные группы, подвержена различным социально-экономическим, политическим, идейным, культурным влияниям, более непосредственно и активно реагирует на них, что способствует подержанию высокого уровня неопределенности ее социального поведения, подвижности ценностных ориентаций.

На выбор  индивидом своей позиции влияют факторы, которые восходят к макро- и микроуровням. С одной стороны, это социальная среда, в том числе  и среда воспитания личности, с  другой - активность самой личности, ее самостоятельность, критическое  отношение к социальным реалиям, участие в активной преобразовательной деятельности и т.п.

Молодежное  сознание в целом очень противоречиво, иррационально. Это проявляется  в рассогласованности интересов  в самом духовном мире, в неадекватности понимания собственных личностных интересов.

Так, молодые  люди хотят иметь крепкую семью  и здоровых детей, и в то же время  указывают, что им нужны материальные средства и что они готовы там, где живут строить экологически грязное производство во имя накопления капитала. Очевидно, что здоровье будущих поколений и труд на этом производстве - вещи несовместимые.

Таким образом, система ценностей студенческой молодежи  либеральна, в ней преобладают ценности рынка, свободы, предпринимательства, материального благополучия. Высока для студентов ценность семьи и ценность здоровья, которые занимают одинаковую первую позицию в общей иерархии ценностей. Деньги и материальный достаток занимают 2-е место в общей системе ценностей. Таким образом, подтверждается выдвинутая в исследовании рабочая гипотеза о том, что для исследуемой категории студенчества ценности социальные более значимы, чем индивидуальные, и она ориентирована преимущественно на своё вхождение в социум, адаптацию к условиям меняющейся социальной среды.

Способы  времяпрепровождения   студентов  отличаются  развлекательным   характером:   молодые   люди   стремятся посмотреть любимые   телепередачи или послушать музыку, сходить на дискотеки в ночные клубы, погулять на улице. Общение с прессой, литературой, посещение театров, кино, концертов свойственно лишь небольшой части респондентов, что говорит о невысоком уровне их духовной культуры.

Основными целями современной молодежи являются создание семьи, получение высшего образования, профессиональное становление вплоть до открытия своего дела. Последнее свидетельствует о рыночной направленности её социальных ориентаций.

Итак, обобщая  вышесказанное, студенческая молодёжь демонстрирует пример  гедонистического стиля мышления и образа жизни. Она стремится жить «здесь и сейчас», ориентируется на сиюминутность в выборе поступков, линии поведения. При этом, несмотря на неудовлетворенность своим положением, современная молодежь остается главным источником развития и перемен в условиях динамично развивающегося общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бабочкин   П.И.   Социализация   молодежи:   опыт,   проблемы, перспективы. / П.И. Бабочкин. // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №1.-С. 18-20.
  2. Бойко Л.И. Трансформация функций ВО и социальные позиции студенчества. / Л.И. Бойко. // Социс. - 2007. - №3. - С. 85-90.
  3. Быстрова А.Н. Мир культуры: Учеб.пособие. / А.Н. Быстрова.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009. - 680 с.

 

  1. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. / Общ. ред. Ю.Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
  2. Вершинская И.А. Язык молодежи как элемент культуры. - В кн.: Сборник тезисов XII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»: В 3 т. / И.А. Вершинская. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - Т.З. - С. 54-56.
  3. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная 
    динамика. / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. // Социс. - 2009. -  №12. - 
    С. 76-81.
  4. Виштак  О.В.  Мотивационные  предпочтения  абитуриентов  и студентов. / О.В. Виштак // Социс. - 2003. - №2. - С. 87-94.
  5. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации. / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз. // Социс. - 2007.-№1.-С. 24-29.
  6. Добрынина В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащейся и студенческой  молодежи:  особенности  и  тенденции.  / В.  Добрынина, 
    Т. Кухтевич // Социология образования. - 2007. - №5. - С. 13-15.

 

  1. Дряхлов Н.И., Моор СМ. Актуальны ли сегодня проблемы молодежи? / Н.И. Дряхлов, СМ. Моор. // Социс. - 2009. - №3. - С. 95-98.
  2. Здравомыслов   А.Т.   Потребности.   Интересы.   Ценности.   / 
    А.Т. Здравомыслов -М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
  3. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. / Ю.А. Зубок. // Социс. - 2003. - №4. - С. 84-87.
  4. Иконникова С.Н. Социология о молодежи. / С.Н. Иконникова. - Л.: Знание, 1985.-32 с.
  5. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. / С.Н. Иконникова. - М.: Знание, 1989.-64 с.
  6. Карабанов С.Н. Стиль жизни студенческой молодежи в условиях трансформации современной России: Дисс.   ...  канд.  социол.  наук.  / С.Н. Карабанов. - Волгоград: ВолГу, 2003. - 219 с.

23.Кон   И.С.   Молодежь.   /   И.С.   Кон.   //   Большая   советская энциклопедия. М., 1995. - Т. 16. - 890 с.

24. Меренков    А.В.    Рыночные    ориентиры    студенчества.    / А.В. Меренков. // Социс. - 1998. - №12. - С. 71-75.

25. Могильчак     Е.Л.     Диспозиции     студентов     относительно собственности. / Е.Л. Могильчак. // Социс. - 2008. - №2. - С. 74-79.

26. Молодежные  субкультуры / Исламшина Т.Г., Максимова  О.А., Салагаев А.Л. и др. - Казань: Изд-во Казан.гос.технол. ун-та, 2009. - 16с.

27. Молодежь - будущее России. Монография. - М., 1995. - 240 с.

28. Молодежь  России: социальное развитие / [С.Н.  Быкова, Т.Е. Березкина и др.]. - М.: Наука, 1992. - 205 с.

          29.Молодежь   России:   тенденции,   перспективы.   /   Под   ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М., 1993. - 247 с.

  1. Молодежь Татарстана. Стат.сборник. / Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по РТ. - Казань, Издат. центр 
    Татарстанстата, 2005. -46 с.
  2. Образование в Республике Татарстан. Стат сборник /Издат центр Госкомстата РТ. -Казань, 2003. - 141 с.
  3. Омельченко  Е.Л.   Молодежные  культуры   и   субкультуры.   / 
    Е.Л. Омельченко. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2009. - 264 с.

33. Омельченко  Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. / Е.Л. Омельченко. - Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2007. - 184 с.

  1. Ортега- и Гассет X. Восстание масс. / X. Ортега- и Гассет // Избранные труды. - М., 2009. - 386 с.
  2. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация. / Г.И. Осадчая. // Социс. - 2007. - №10. - С. 88-94.

Информация о работе Социальные ценности студенческой молодежи на примере Казани