Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 01:19, курсовая работа
Актуальность темы. Молодежь является наиболее заметной социальной группы, составляющей до 60 % населения Земли. Становление системы её социальных установок, ценностных ориентаций относится к числу наиболее актуальных исследовательских задач, поскольку от состояния духовной жизни молодых людей будут во многом зависеть не только существующие тенденции, но и общая направленность развития российского общества.
Будущее общества определяется его интеллектуальной элитой, которая формируется, прежде всего, в стенах вузов. Высокообразованная интеллигенция представляет собой социальную группу, которая находится в авангарде прогресса, является генератором современных технических и технологических идей, разработчиком инновационных планов и программ экономического развития предприятий, фирм, иных социальных структур различного профиля.
Введение………………………………………………………………..……..3
Раздел 1. Студенты как социальная группа в современном
российском обществе………………………………………………………..7
Раздел 2. Эмпирическое исследование ценностей студенческой молодежи Казани……19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………30
Свои личные деньги в основном студенты тратят на продукты (61%), на отдых с друзьями (46%), на вещи (46%). Только одна четвертая часть опрошенных тратят свои личные деньги на учебу, книги, канцтовары, 5% тратят на спорт. Студенты первого курса ответили 80% на вариант «на продукты» и 60% «на вещи», «на отдых с друзьями»(55% и 60%) большинство ответили 2 и 3 курсы, пятикурсники по - равному ответили на варианты ответов «на продукты»(50%) и «на отдых с друзьями»(50%).(См. приложение, таблица №16, №17)
Одна третья часть молодых людей считают, что ситуация в современном российском обществе в ближайшее время улучшится (28%). 24% опрошенных ответили, что лучше жить сегодняшним днем и не забивать себе голову, 16% верят, что улучшения произойдут, но не скоро, 8% особых изменений не предвидят, 7% опасаются, что жизнь и дальше будет только ухудшаться, 6% в скорые перемены не верят, но еще немного могут подождать, 4% считают, что улучшения возможны лишь при возврате к прежним порядкам. Это свидетельствует о том, что все таки в среди студентов бытует мнение о том, что ситуация в обществе улучшится. Но все же многие считают, что лучше не забивать себе голову, а жить сегодняшним днем. (См. приложение, таблица №18)
На вопрос «На что бы Вы потратили денежные средства, если бы у Вас оказалась крупная сумма» одна третья часть(36%) опрошенных израсходовала бы деньги на текущие расходы, 21% респондентов – на отдых и развлечения, многие писали свои варианты ответа, а именно на ценные бумаги, на недвижимость, в свое дело, на развитие, на машину, на семью, вложение в банк и т.д. Только 12% потратили бы крупную сумму на образование, 9% на посещение театра, кино, концертов. Таким образом, в наше время, для молодых людей острой проблемой стоит приобретение недвижимости, машины, также хотят развить свое дело, вложить в банк и ценные бумаги, у многих проблема с текущими расходами и им требуется крупная сумма. (См. приложение, таблица №19, №20)
Больше половины
респондентов в основном
В современном обществе понятие «жить хорошо» студентам ассоциируется с тем, что бы быть здоровым, сильным (59%), любить и быть любимым (49%), иметь хорошую семью (44%), быть материально обеспеченным (42%), иметь интересную работу (21%). Для 1, 2, 4, 5 курсов здоровье ставиться на первый план, для 3 курса первой является ценность любить и быть любимым. (См. приложение, таблица №22, №23)
Студенты всех курсов считают, что высшее образования нужно для того, чтобы сделать карьеру. На этот вариант ответили 64% респондентов. На вторую ступень отступили такие необходимости, как стать хорошим специалистом и найти хорошо оплачиваемую работу. Одна треть считает, что интересна студенческая жизнь(35%), иначе невозможно реализовать себя (29%), не стать образованным человеком (24%), возможность стать культурным в образованной среде (24%). Но 23% считают, что получение высшего образование стало принятым в наше время. Подведя итог, можно сказать, что молодые люди получают образование для того, чтобы сделать карьеру, чтобы стать образованным и найти хорошо оплачиваемую работу, что выделяет также и ценность работы для современного студента. (См. приложение, таблица №24, №25)
Главной жизненной ценностью для студентов является семья, на вопрос «Какие жизненные интересы являются для Вас наиболее приоритетными» она является главной для 73% респондентов. Здоровье занимает второе место в системе ценностей (59%). Третье место разделили деньги и любовь (по 56%). Четвертое – карьера(50%) и дружба (47%). Карьера является для студентов 1 курса наиболее приоритетной, деньги и любовь для 2, для 3, 4, 5 семья. (См. приложение, таблица №26, №27). Исходя из эмпирических данных исследования, работу следует также считать важной ценностью для современной молодежи.
47% студентов
оценивают материальное
Материальную помощь полностью предоставляют родители половине опрошенных студентов, одна третья часть пользуются родительской помощью, но время от времени подрабатывают, 15% - обеспечивают себя сами, поэтому неудивительно, что семья имеет огромное значение в жизни современного студента, ведь только заручившись ее поддержкой, студент может полноценно развиваться в условиях настоящего. (См. приложение, таблица №29.)
Таким образом, исходя из результатов социологического исследования ценностей современной молодежи, можно сделать следующие выводы:
В настоящее время возрастает необходимость изучения особенностей формирования нравственных ценностей в различных слоях юношества, исследования специфики групповых отношений для разработки подходов к решению молодежных проблем, проведения государственной молодежной политики.
Изучение особенностей формирования нравственных ценностей молодежи следует рассматривать в тесной связи и взаимодействии с детерминирующими их факторами, как внутренними (биологическими), так внешними (элементы социальной среды).
Заключение
Современное общество, будучи гораздо более сложным и дифференцированным, выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. На социальную адаптацию и социализацию молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала уходит длительное время. Специфика молодежи как социальной группы в современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни, так или иначе, находятся в процессе формирования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Значительное количество молодых людей, в первую очередь, студенты и учащиеся, не имеют собственного определенного социального статуса, занимая в статусной структуре общества место в зависимости от социального положения родителей или от своего будущего статуса, связанного с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, молодой индивид, часто помимо основного занятия, включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.
Молодежь, в силу того, что она находится в процессе становления, в большей степени, чем другие возрастные группы, подвержена различным социально-экономическим, политическим, идейным, культурным влияниям, более непосредственно и активно реагирует на них, что способствует подержанию высокого уровня неопределенности ее социального поведения, подвижности ценностных ориентаций.
На выбор индивидом своей позиции влияют факторы, которые восходят к макро- и микроуровням. С одной стороны, это социальная среда, в том числе и среда воспитания личности, с другой - активность самой личности, ее самостоятельность, критическое отношение к социальным реалиям, участие в активной преобразовательной деятельности и т.п.
Молодежное
сознание в целом очень противоречиво,
иррационально. Это проявляется
в рассогласованности интересов
в самом духовном мире, в неадекватности
понимания собственных личностн
Так, молодые люди хотят иметь крепкую семью и здоровых детей, и в то же время указывают, что им нужны материальные средства и что они готовы там, где живут строить экологически грязное производство во имя накопления капитала. Очевидно, что здоровье будущих поколений и труд на этом производстве - вещи несовместимые.
Таким образом, система ценностей студенческой молодежи либеральна, в ней преобладают ценности рынка, свободы, предпринимательства, материального благополучия. Высока для студентов ценность семьи и ценность здоровья, которые занимают одинаковую первую позицию в общей иерархии ценностей. Деньги и материальный достаток занимают 2-е место в общей системе ценностей. Таким образом, подтверждается выдвинутая в исследовании рабочая гипотеза о том, что для исследуемой категории студенчества ценности социальные более значимы, чем индивидуальные, и она ориентирована преимущественно на своё вхождение в социум, адаптацию к условиям меняющейся социальной среды.
Способы времяпрепровождения студентов отличаются развлекательным характером: молодые люди стремятся посмотреть любимые телепередачи или послушать музыку, сходить на дискотеки в ночные клубы, погулять на улице. Общение с прессой, литературой, посещение театров, кино, концертов свойственно лишь небольшой части респондентов, что говорит о невысоком уровне их духовной культуры.
Основными целями современной молодежи являются создание семьи, получение высшего образования, профессиональное становление вплоть до открытия своего дела. Последнее свидетельствует о рыночной направленности её социальных ориентаций.
Итак, обобщая вышесказанное, студенческая молодёжь демонстрирует пример гедонистического стиля мышления и образа жизни. Она стремится жить «здесь и сейчас», ориентируется на сиюминутность в выборе поступков, линии поведения. При этом, несмотря на неудовлетворенность своим положением, современная молодежь остается главным источником развития и перемен в условиях динамично развивающегося общества.
Список литературы
23.Кон И.С. Молодежь. / И.С. Кон. // Большая советская энциклопедия. М., 1995. - Т. 16. - 890 с.
24. Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества. / А.В. Меренков. // Социс. - 1998. - №12. - С. 71-75.
25. Могильчак Е.Л. Диспозиции студентов относительно собственности. / Е.Л. Могильчак. // Социс. - 2008. - №2. - С. 74-79.
26. Молодежные субкультуры / Исламшина Т.Г., Максимова О.А., Салагаев А.Л. и др. - Казань: Изд-во Казан.гос.технол. ун-та, 2009. - 16с.
27. Молодежь - будущее России. Монография. - М., 1995. - 240 с.
28. Молодежь России: социальное развитие / [С.Н. Быкова, Т.Е. Березкина и др.]. - М.: Наука, 1992. - 205 с.
29.Молодежь России: тенденции, перспективы. / Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М., 1993. - 247 с.
33. Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. / Е.Л. Омельченко. - Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2007. - 184 с.
Информация о работе Социальные ценности студенческой молодежи на примере Казани