Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:39, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение роли социальных институтов в обществе и их трансформация от Модерна к Постмодерну.
Интерес данной работы заключается в процессе влияния компьютерных сетей Internet, развитие PR и влиянию СМИ.
Введение……………………………………………………………………………...3
І. Социальный институт как социологическая категория………………………...5
Понятие «социального института»……………………………………5
Типология социальных институтов…………………………………...7
Функции………………………………………………………………...9
ІІ. Трансформация социальных институтов от Модерна к Постмодерну ……..13
2.1. Овеществление Модерна и виртуализация Постмодерна……………13
2.2. Эволюция основных социальных институтов:………………………..15
Экономика……………………………………………………...……..15
Политика………………………………………………………………21
Наука…………………………………………………………………..24
Искусство……………………………………………………………...27
Семья…………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина
Социологический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
с предмета: СОЦИОЛОГИЯ
на тему: «Социальные институты: трансформация от модерна к постмодерну»
Выполнила:
студентка 2-го курса
группы СР-12
Билыч Ирина
Александровна
Проверил:
Панюта В.И.
Харьков 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
І. Социальный институт как социологическая категория………………………...5
ІІ. Трансформация социальных институтов от Модерна к Постмодерну ……..13
2.1. Овеществление Модерна
и виртуализация Постмодерна………
2.2. Эволюция основных социальных институтов:………………………..15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Введение.
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Практика закрепления
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение роли социальных институтов в обществе и их трансформация от Модерна к Постмодерну.
Интерес данной работы заключается в процессе влияния компьютерных сетей Internet, развитие PR и влиянию СМИ.
Термин «социальный институт»
употребляется в самых
Одним из первых развернутое определение
социального института дал
Социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую
включаются также нормы и
- совокупность обычаев,
- формальную и неформальную организацию;
- совокупность норм и
общественных отношений;
- обособленный комплекс
Таким образом, мы видим , что термин «социальный институт» может иметь разные определения:
Социальный институт – это организованные объединение людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные институты –
Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Социальный институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.
Понятие «институт» было
заимствовано социологией из юриспруденции,
где его использовали для характеристики
определенного комплекса
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.
Процесс образования институтов – институционализация – подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний.
1.2. Типология социальных институтов.
Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества, потребность в коммуникации и т. д.
К числу основных институтов относятся: экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.); воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения); религиозные и др.
Предназначение социальных институтов
состоит в том, чтобы удовлетворять
важнейшие жизненные
- потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
- потребность в безопасности
и социальном порядке (
- потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты).
- потребность в передаче знаний,
социализации подрастающего
- потребности в решении
К числу основных признаков социальных институтов относятся:
Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только возникающих, - менее отчетливо.
Элементарной единицей социального института любого типа является акт социального взаимодействия. В идеальной форме он существует как нормативное предписание закона, должностной инструкции, указа и др.
Институты делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, «телефонное право»).
Под неформальными обычно понимают общепринятые условности и этические кодексы поведения. Это обычаи, законы, привычки или нормативные правила, которые являются результатом тесного совместного существования людей. Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга. Эти кодексы поведения формирует культура.
Под формальными институтами понимаются правила, созданные и поддерживаемые специально уполномоченными людьми (государственными чиновниками).
В социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Согласно теории Дж. Хоманса, это, во-первых, психологический тип объяснения, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по своему происхождению образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Во-вторых, - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определённой сферы деятельности. Еще два типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс называет неубедительными. Это структурный тип, когда доказывается, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе», и функциональный, согласно которому институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе.
Информация о работе Социальные институты: трансформация от модерна к постмодерну