Социальные институты: трансформация от модерна к постмодерну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение роли социальных институтов в обществе и их трансформация от Модерна к Постмодерну.
Интерес данной работы заключается в процессе влияния компьютерных сетей Internet, развитие PR и влиянию СМИ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
І. Социальный институт как социологическая категория………………………...5
Понятие «социального института»……………………………………5
Типология социальных институтов…………………………………...7
Функции………………………………………………………………...9
ІІ. Трансформация социальных институтов от Модерна к Постмодерну ……..13
2.1. Овеществление Модерна и виртуализация Постмодерна……………13
2.2. Эволюция основных социальных институтов:………………………..15
Экономика……………………………………………………...……..15
Политика………………………………………………………………21
Наука…………………………………………………………………..24
Искусство……………………………………………………………...27
Семья…………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социальные институты трансформация от модерна к постмодерну.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Семейные институты  сформировались как комплекс  норм,  которые  воплощают для  людей  эпохи  Модерн  решения   проблемы   обладания   личной   жизнью, удовлетворения психо-физиологических потребностей.  Базовые  элементы  этого комплекса: личность -  тело,  чьи физические  и психические атрибуты  суть проявления  сексуальности;  любовь  -  реализация  сексуальности  в  брачном поведении; семья - постоянный брак и  домохозяйство;  зрелость  -  обладание физической,  эмоциональной  способностью  к  заботе  о  близких.   Практики, соответствующие этим нормативным требованиям, и  расцениваются  как  "личная жизнь" в противовес жизни общественной, несмотря на то, что сфера семьи  или сфера  интимности  -  это  часть  институционального  строя,  одно порядковая экономике, политике, науке, искусству.

Базовые    элементы брачно-семейных практик Модерна на исходе XX в. виртуализируются.

В эпоху Постмодерн любовь и брак  все  меньше  определяются  реальными  - материальными,  физиологическими  и  т.п.  -  потребностями  и  все   больше становятся    производной    от    образов    сексуальности     и     семьи, создаваемых/конструируемых индивидами, а чаще заимствуемых у масс-медиа.

Сексуальность становится  формой  самоидентификации, самовыражения  и самоутверждения  личности.  Сексуальность  как  совокупность биопсихических  реакций  и  переживаний  замещается   практиками   создания, поддержания и варьирования образа сексуальности  -  сексапильности:  одежда, уход за телом, косметика, эротизация поведения

Физиологические   потребности    можно    удовлетворять    без    жесткой идентификации/ориентации, без официального принятия обязательств в отношении партнера и потомства.  Ныне  санкционируется  практически  любая  ориентация сексуального поведения. Сексуальная свобода  находит  выражения  в практике "открытых отношений", "пробного брака" -    партнерства/сожительства, гомосексуальных союзах. Брак становится виртуальным.  Сейчас около половины  всех  браков  заключаются  после  устоявшегося  партнерства, причем не всегда оно - первое.

Материальные потребности  современный  человек  может  удовлетворять без ведения общего хозяйства, без кооперации с родственниками,  без  взращивания смены.  Система  социального  обеспечения,  эта   воплощенная   модернизация интимности,  свела  общественный  институт  родства  к  нуклеарной  семье  - минимальному объекту опеки и регулирования. Стабильное  существование неполных  семей означает,   что   исполнение   социальных   ролей   заботливых    родителей, воспитывающих, взращивающих  детей,  становится  виртуальным.  В  отсутствие реальных родительских  функций,  рассеянных  между  педагогами,  чиновниками системы welfare, социальными работниками  и  т.п.,  родительство  становится симулякром  -  образом  материнства/отцовства,  не  имеющим   референтов   в реальности.

Виртуализация  семейных  отношений  очевидна  в  гомосексуальных  семьях, фактически терпимых и претендующих на легализацию. В гомосексуальных  союзах со  всей  очевидностью  симулируются  брачное   поведение   и   супружество, исполнение поло-возрастных ролей, характерные для институционального  строя, предполагающего существование лишь гетеросексуалов.

В интимной сфере отчуждение человеческой сущности  в виртуальную  реальность   может   принимать   и   более   изощренные   формы киберпротезирования реальных сексуальности и семейных отношений. На  рубеже XX-XXI вв. на базе сети Internet происходит  консолидация  этих  отчужденных форм в виде глобальной сферы виртуального секса.

Неполные, "пробные", дислокальные, гомосексуальные семьи  объединяет  то, что в них симулируются супружество, родительство, родство по типу нуклеарной семьи. Новые  семейные  формы  не  являются  "продуктами  распада"  семейных устоев. Они - стабильные формы симуляции. Симулируется нуклеарная семья с ее репродуктивными,   психорелаксационными   функциями,   а   также   функциями легитимации секса и первичной социализации детей. В эпоху Модерн  семья функционирует в качестве постоянного  и  социально  признаваемого союза разнополых эго, нацеленного на материальную и эмоциональную взаимопомощь и "воспроизводство" потомства. Виртуальные  же  семьи  эпохи Постмодерн поддерживаются не соображениями выгоды или подчинения окружающим, а аффективными "мы"-образами, сконструированной гармонией  иденгичностей.  В виртуальных  семьях  образ,  идея  семьи  явно  преобладает  над   реальными отношениями. Виртуальные партнеры и виртуальные роли замещают недостаток или отсутствие реальных. Мы живем в эпоху семьи образов и образов семьи. Базовые компоненты брачно-семейных практик Модерна (любви/заботы)  -  сексуальность, супружество, родительство - симулируются.  Институты -  брак,  родство (по нуклеарному типу), воспитание - виртуализируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые  продукты социальной жизни, но достаточно быстро становится главным условием существования общества.

Институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

В современном мире социальные институты приобрели виртуализированую  форму, но от этого их роль в обществе не уменьшилась, а как раз наоборот, увеличилась. Массовые коммуникации, глобальная система Internet, СМИ стали способом изменения социальной реальности. Знания – сила. А вернее – информация.  Информация  -  это  коммуникация,  операция  трансляции  символов, побуждающая к действию.  Если  мы  определим  информацию  подобным  образом, станет  понятным,  почему  главным  феноменом компьютерной  революции стал Internet,  а не  гигантские  электронные банки данных  или искусственный интеллект. В глобальной сети Internet не создается никакого знания, но  зато многократно увеличиваются возможности осуществления коммуникаций.

Институты виртуализируются. Их нынешнее  существование  вполне  адекватно описывается тремя характеристиками виртуальной реальности:  нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность.  Эффект следования институциональным нормам достигается за счет образов  -  симуляций  реальных вещей и поступков; образы стилизуются в зависимости от того, как трактуется участниками взаимодействия институциональная принадлежность   ситуации взаимодействия;  выбор  (и  борьба  за   право выбора) институциональной принадлежности  превращает  каждый   отдельный институт в периодически "включаемую" и "выключаемую" среду/контекст взаимодействия.

Институциональный строй  общества симулируется, а  не  ликвидируется,  так как он, сохраняя  атрибутику  реальности,  служит  своего  рода  виртуальной операционной средой, в которой удобно создавать  и  транслировать  образы  и которая открыта для входа/выхода. В этом смысле современное общество  похоже на операционную систему Windows, которая  сохраняет  атрибутику  реальности, симулируя на экране монитора  нажатие  кнопок  калькулятора  или  размещение карточек каталога  в  ящике.  Сохраняется  образ  тех  вещей,  от  реального использования как раз и избавляет применение компьютерной технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Список литературы:

 

 

  1. Д. В. Иванов. ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА.\\ СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2000. - 96 с.
  2. Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994
  3. Волков Ю.Г. Социология. М. 2000
  4. Парсонс Т. Система современных обществ/Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998.-270с.
  5. Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Издательство «Ольга», 1996
  6. Иванов Д. В. К  пониманию  современности:  критический вызов // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2. СПб., 1996.
  7. Лиотар   Ж.-Ф. Состояние Постмодерна. СПб., 1998; Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. Manchester, 1984
  8. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. 1992.
  9. Козловски      П.      Культура      постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М" 1997. С. 160.
  10. Сорокин П. Человек. Цивилизация.  Общество. М., 1992. С. 429.
  11. Davidow W.,  Malone  M.  The virtual  corporation:  structuring  and revitalizing the corporation for the 21st century. N. Y.,  1992;  Byrne  J., Brandt R. The virtual corporation // Business Week. 1993. February 8.

 




Информация о работе Социальные институты: трансформация от модерна к постмодерну