Социальные основы государственного управления Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы являются непосредственно социальные основы государственного управления в Японии, а предметом – система органов государственного управления, социально-национальные и экономические особенности государственного управления Японии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: - Сравнительный метод; - Изучение нормативно-правовой базы; - Изучение монографических публикаций и статей; - Аналитический метод.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Система органов государственного управления Японии………………..…...6
1.1 Законодательная власть Японии……….. ……………………………….......6
1.2 Исполнительная власть Японии…………………………... …………...…..10
1.3 Судебная власть Японии…………………………………………………….13
2 Социально-национальные особенности государственного управления Японии ……………………………..…..…………...............................................16
2.1 Социальная структура и социальная стратификация общества Японии………………………………………………….………...........................16 2.2 Национальный состав Японии…………..……………….………......….….21
2.3 Религиозные группы в структуре населения Японии……………………..22
3 Экономические особенности государственного управления Японии…..….27
3.1 Финансовая система Японии……………………………………………..…27
3.2 Промышленность и сельское хозяйство Японии……………………….…34
3.3 Современное состояние экономики Японии………………………………40
Заключение………………………………………………………………….…...46Список использованных источников информации............................................52
Приложения……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

япония.doc

— 886.50 Кб (Скачать файл)

   Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Система органов государственного  управления Японии………………..…...6

1.1 Законодательная власть  Японии……….. ……………………………….......6

1.2 Исполнительная власть  Японии…………………………... …………...…..10 

1.3 Судебная власть Японии…………………………………………………….13

2 Социально-национальные особенности государственного управления Японии ……………………………..…..…………...............................................16

2.1 Социальная структура  и социальная стратификация общества  Японии………………………………………………….………...........................16 2.2 Национальный состав Японии…………..……………….………......….….21

2.3 Религиозные группы  в структуре населения Японии……………………..22

3 Экономические особенности  государственного управления Японии…..….27

3.1 Финансовая система Японии……………………………………………..…27

3.2 Промышленность и сельское хозяйство Японии……………………….…34

3.3 Современное состояние экономики Японии………………………………40

Заключение………………………………………………………………….…...46Список использованных источников информации............................................52

Приложения……………………………………………………………………...55  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

 

Япония - высокоразвитая страна. Располагая 2,4% населения и 0,3% площади земной суши, она по экономическому потенциалу занимает второе после США  место в мире. Япония занимает первое место в мире по производству судов, автомобилей, тракторов, компьютеров, промышленных роботов, по выплавке стали, выпуску бытовой электронной аппаратуры и второе место в мире в выработке электроэнергии, производстве химических волокон, по выплавке меди и алюминия, переработки нефти.

Япония также занимает первое место в мире по размерам золотовалютных резервов, на её долю приходится 40% мировых банковских активов. Шесть  японских банков входят в первую десятку  крупнейших банков мира. Объём её прямых зарубежных инвестиций превышает 311 млрд. долл., что составляет 11,7% мировых инвестиций. В результате сложного и самостоятельного пути Япония стала мировой экономической державой. Ныне Япония использует процесс глобализации для экономического развития и повышения уровня жизни людей.

 Япония - одна из наиболее мощных в экономическом отношении государств современного мира с большими достижениями в области науки и  техники, с богатым  культурным наследием.  Можно не сомневаться  в  том, что, имея такой потенциал, эта страна будет в дальнейшем играть все возрастающую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике. Все вышеизложенное и определило актуальность данной курсовой работы.

Современная Япония - один из трех мировых центров империалистического соперничества. Особенности экономического развития этой страны, ее достижения в передовых отраслях научно-технического прогресса, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия мирового рынка привлекают внимание к “Стране восходящего солнца” во всем мире.

Практическая  значимость данной курсовой работы заключается  в том, что в настоящее время  идет активное сотрудничество между  Японией и Россией, а именно идет процесс формирования перспективных  проектов в дальневосточном регионе. Следовательно, российскому обществу необходимо изучить полную информацию об экономическом и политическом состоянии страны-партнера.

Целью настоящей курсовой работы является анализ социальных основ государственного управления в Японии.

Данная цель реализуется в рамках конкретных задач:

  1. Рассмотрение системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти Японии.
  2. Исследование социальной структуры, социальной стратификации общества Японии.
  3. Изучение национального состава Японии и религиозных групп в структуре населения.
  4. Рассмотрение финансовой системы, промышленности и сельского хозяйства Японии.
  5. Оценка современного состояния экономики Японии.

Объектом  данной курсовой работы являются непосредственно  социальные основы государственного управления в Японии, а предметом – система органов государственного управления, социально-национальные  и экономические особенности государственного управления Японии.

При написании курсовой работы были использованы следующие  методы научного исследования:

- Сравнительный метод;

- Изучение нормативно-правовой  базы;

- Изучение монографических  публикаций и статей;

- Аналитический метод.

 Опорой при написании данной курсовой работы послужили следующие исследования: «Экономика Японии. Какая она?» Бока З.К. , «История экономики зарубежных стран» Конотопова М. и Сметанина С.  , «Мировая экономика» Николаевой И.П. и др. Изучая систему органов государственного управления Японии, брались за основу следующие издания: Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран», Курицын В.М. «Конституционный строй Японии». Социальная структура и социальная стратификация общества Японии были изучена на основе следующих трудов: Быстрова А.Н. «Мир культуры», Власов Г. М. «Религия Японии», Мельникова Е.В. «Культура и традиции народов мира». При описании экономических особенностей государственного управления Японии за основу были взяты следующие статьи: «Состояние и перспективы реструктуризации финансовой системы Японии» Белокуровой Г.В., «Экономическое развитие современной Японии» Динкевича А.И., «Япония: сложные задачи» Леонтьевой Е., «Налоги Японии» Черника Д.Г. В данной курсовой работе были использованы и другие научные материалы, периодические статьи и публикации.

Последовательное выполнение указанных задач определили структуру  данной курсовой работы, она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников информации и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1 Система органов государственного управления Японии

   1.1 Законодательная власть Японии

 

Согласно конституции, единственным законодательным органом в Японии является парламент. Японский парламент состоит из двух палат — палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов (до 1996 г. — 511), палата советников состоит из 252 советников, избираемых на 6 лет, но с ротацией каждые три года наполовину. 16 декабря 2012 года прошли 46-е выборы в нижнюю палату парламента Японии, палату представителей, начиная с 1890 года. Результаты выборов представлены в приложении 1. Палата представителей может быть досрочно распущена актом императора по требованию правительства (Кабинета министров), верхняя палата роспуску не подлежит [14, с.58].

Депутаты и советники  имеют свободный мандат, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом. Однако член парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты резолюцией большинства присутствующих членов палаты. Депутаты и советники пользуются индемнитетом, являются профессиональными парламентариями и получают вознаграждение из государственной казны.

Внутренняя структура  палат аналогична, она определяется законом о парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей постоянных комитетов и генерального секретаря палаты. Генеральный секретарь избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами. В палатах создаются партийные фракции, играющие решающую роль при распределении руководящих постов в палатах и других должностей, а также при распределении депутатов по постоянным комиссиям. В палате представителей имеется 18 постоянных специализированных комиссий, в палате советников — 16. Их профиль обычно соответствует различным сферам общественной жизни и управления: комиссии по иностранным делам, по сельскому хозяйству. Каждый парламентарий обязан быть членом одной-двух комиссий. Председатель комиссии избирается из членов партийной фракции, имеющей наибольшее представительство в комиссии.

Комиссии проводят два вида заседаний: рабочие и общие. На первых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствует министр, а иногда и премьер-министр. На общих заседаниях рассматриваются менее важные вопросы, они проходят чаще при участии парламентских секретарей. Как и в других странах, комиссии в Японии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов [14, с.65].

В каждой палате имеются  законодательные бюро — особый внутренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролирует прохождение правительственных законопроектов. Бюро имеет собственный аппарат, несколько отделений, в которых работают профессиональные государственные служащие.

В палатах создаются  секретариаты из служащих, не являющихся парламентариями; руководит ими  генеральный секретарь палаты. Для обслуживания депутатов и советников имеются различные исследовательские, справочные административные службы, большая библиотека где более 150 служащих работают над подготовкой по просьбе депутата различных исследовательских и справочных материалов.

Главной задачей японского парламента, как и парламентов других демократических стран, является законодательство, в частности определяющее государственный бюджет. Конституция устанавливает, что парламент является единственным законодательным органом, глава государства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отношении принятых законов не имеет.

Главную роль в законодательном  процессе в Японии, как и во многих других странах, играет палата представителей, поскольку в определенных случаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верхней палаты: нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичной принятия закона большинством в 2/3 голосов, причем голосов присутствующих, а не общего состава палаты. Закон о государственном бюджете также может быть принят без участия верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения [30, с.90].

Подавляющее большинство  законопроектов в Японии, как и  в других странах, поступают на рассмотрение парламента от правительства, но в Японии это происходит после тщательной проработки, которая продолжается и во время обсуждений в парламенте. Законы обычно разрабатываются в департаментах министерств, после чего проект передается руководству министерства, доходит до министра, идет в канцелярию премьер-министра затем к премьер-министру и только потом от имени правительства представляется в парламент. Но и после этого законопроекты еще не подлежат рассмотрению на пленарном заседании, хотя бы в виде первого чтения. С ними работают в законодательном бюро палаты и параллельно в соответствующей постоянной комиссии. Здесь проект также проходит длительную процедуру изучения и согласования и лишь после принятия комиссией положительного решения он выносится на пленарное заседание, где обсуждается обычно в двух чтениях; общая дискуссия и одновременно постатейная дискуссия с докладом постоянной комиссии, а затем принятие в целом.

После этого законопроект поступает в верхнюю палату, которая  в течение 60 дней должна одобрить или  отклонить решение нижней палаты. Если она не сделает ни того, ни другого в течение этого срока, проект считается отклоненным. В случае отклонения нижняя палата может преодолеть вето верхней, но может и потребовать создания паритетной согласительной комиссии (по 10 членов от каждой палаты), или проводится совместное заседание палат. Если комиссия не выработает компромиссный вариант или этот вариант не будет принят палатами, закон считается принятым в тексте нижней палаты и подлежит опубликованию. На совместном заседании палат решение принимается большинством голосов общего числа парламентариев, и нижняя палата в силу ее большей численности имеет преимущество.

Законопроект о бюджете, как и в других парламентах, сначала представляется в нижнюю палату. Обсуждение бюджета проходит при обязательном участии премьер-министра и всех министров. В обсуждении этого проекта могут участвовать представители общественности, граждане. Каждый гражданин может подать заявку на участие в дискуссии по бюджету, и председатель бюджетной комиссии парламента обычно отбирает несколько человек из числа подавших заявки для выступлений в прениях.

Если палата советников не одобрит решение по бюджету, принятое нижней палатой парламента, и согласие не будет достигнуто на совместном заседании палат, принятым считается закон о бюджете в редакции нижней палаты.

Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может осуществляться различными способами: вставанием (ведется подсчет), тайным голосованием бюллетенями (парламентарии получают два бюллетеня белого и голубого цвета: первый означает «за», второй — «против»), бюллетенями при поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюллетеню карточку со своей фамилией), опросом (если есть возражения, используется иная форма голосования). Голосование и обсуждение в японском парламенте зачастую происходят довольно бурно, нередко парламентарии вступают в драку [33, с.17].

Принятый закон подписывается министром, ответственным за его выполнение, и премьер-министром и направляется на подпись императору. Император должен подписать закон в течение 30 дней и опубликовать его. Закон вступает в силу через 20 дней после опубликования.

Очередные сессии парламента созываются один раз в год. Внеочередная сессия может быть созвана по требованию четверти общего числа членов одной из палат (другая палата тогда тоже обязана собраться) или Кабинета министров. Во время роспуска нижней палаты Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию палаты советников, но меры, принятые на такой сессии, рассматриваются как временные и теряют силу, если не будут одобрены нижней палатой в течение 10 дней после ее первого заседания.

Информация о работе Социальные основы государственного управления Японии