Социальные основы государственного управления Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы являются непосредственно социальные основы государственного управления в Японии, а предметом – система органов государственного управления, социально-национальные и экономические особенности государственного управления Японии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: - Сравнительный метод; - Изучение нормативно-правовой базы; - Изучение монографических публикаций и статей; - Аналитический метод.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Система органов государственного управления Японии………………..…...6
1.1 Законодательная власть Японии……….. ……………………………….......6
1.2 Исполнительная власть Японии…………………………... …………...…..10
1.3 Судебная власть Японии…………………………………………………….13
2 Социально-национальные особенности государственного управления Японии ……………………………..…..…………...............................................16
2.1 Социальная структура и социальная стратификация общества Японии………………………………………………….………...........................16 2.2 Национальный состав Японии…………..……………….………......….….21
2.3 Религиозные группы в структуре населения Японии……………………..22
3 Экономические особенности государственного управления Японии…..….27
3.1 Финансовая система Японии……………………………………………..…27
3.2 Промышленность и сельское хозяйство Японии……………………….…34
3.3 Современное состояние экономики Японии………………………………40
Заключение………………………………………………………………….…...46Список использованных источников информации............................................52
Приложения……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

япония.doc

— 886.50 Кб (Скачать файл)

Сразу после землетрясения  начали предприниматься экстренные меры, направленные на спасение жизней людей в пострадавших районах и ликвидацию последствий катастрофы. Но одновременно началась работа по подготовке комплексной долгосрочной программы восстановления экономики разрушенных районов, и довольно быстро, уже в конце июля 2011 г., была опубликована ее общая концепция. Главная ее идея – оживление японской экономики невозможно без восстановления разрушенных районов, а восстановление разрушенных районов невозможно без оживления японской экономики [21, с.97].

По расчетам правительства, на ликвидацию ущерба, нанесенного северо-восточным районам землетрясением, цунами и аварией на «Фукусима -1», и восстановление их жизнедеятельности потребуется не менее 10 лет. Основная часть всех работ должна быть осуществлена в течение первых пяти лет, которые названы «периодом концентрированных действий». В целом на реализацию программы восстановления правительство предполагало выделить 23 трлн. Иен, в том числе 19 трлн. Иен – в течение первых пяти лет. Однако, уже очевидно, что на ликвидацию последствий катастрофы потребуются гораздо более значительные средства, чем рассчитывало правительство, поскольку лишь за первые два года – 2011 и 2012фин. Гг. – будет потрачено более 21 трлн. Иен.

Как известно, медленное  восстановление разрушенных районов  стало одной из причин резкого падения уровня поддержки правительства демократов со стороны населения (с 75 % в момент прихода Хатояма к власти до 24 % в ноябре 2012 г.). Действительно, восстановление идет гораздо медленнее, чем предполагалось. Так, в опубликованном в ноябре отчете правительства отмечается, что лишь 47 % от общего числа запланированных проектов начали осуществляться, разобраны и очищены примерно 60 % от общего объема завалов, образовавшихся в результате землетрясения и цунами, при этом лишь около 11 % мусора переработано. До сих пор нет окончательного плана восстановительных работ из-за разногласий по поводу того, какие именно городки и поселки следует восстанавливать и т.д. С отставанием идет восстановление инфраструктуры для рыболовства и сельского хозяйства. И, наконец, из-за финансовых ограничений 35 проектов, осуществляемых в рамках программы восстановления (на сумму около 17 млрд. иен) были сняты с финансирования.

Предполагалось, что развертывание  восстановительных работ приведет к расширению спроса на продукцию промышленности и к оживлению экономики в целом. Однако этого не произошло, и в 2012 г. экономические показатели оказались даже хуже, чем в 2011 г. Особенно неудачным стал третий квартал 2012 г., когда ВВП сократился на 0,9%. 

Конечно, на динамике показателей экономического роста сказывается и вялое состояние мировой конъюнктуры, и политические трения между Японией и Китаем, и ряд других внешних факторов. Но главная причина стагнации в японской экономике – это продолжающаяся дефляция, которая подавляет стимулы предпринимательства к инвестированию в развитие производства и угнетающе воздействует на личный потребительский спрос. Именно из-за дефляции огромный объем восстановительных работ не смог «раскачать» японскую экономику и вывести ее на траекторию устойчивого роста.

Как отмечалось выше, демократы  предполагали, что справятся с  дефляцией уже в 2011-2012 гг., но эта  задача оказалась им не по плечу, поскольку  корни этого явления слишком  глубоки. В период дефляционного  развития японская экономика вступила в начале 1990-х годов, после краха экономики «мыльного пузыря». Почти 15 лет, т.е. до середины 2000-х годов, в Японии продолжалась так называемая рецессия балансовых счетов, когда компании, обремененные огромными долгами, в условиях резкого падения цен на землю, недвижимость и ценные бумаги вынуждены были направлять наличные средства на погашение долгов, а не на развитие производства [33, с.153].

К середине 2000-х годов  долговые проблемы в целом были урегулированы, и страна вступила в период экспорториентированного роста (2003-2007 гг.), в конце которого динамика цен приобрела положительную направленность. Однако с началом мирового финансово-экономического кризиса травма, полученная в результате краха экономики «мыльного пузыря», вновь дала о себе знать: компании (и население) опять стали предпочитать не тратить деньги, а сберегать их, что привело к новому витку дефляции. Нечего и говорить, что трагические события марта 2011 г. Еще более усугубили ситуацию. 

Экономисты исследовательского центра «Номура» считают, что в условиях дефляции правительство должно наращивать свои заимствования и расходы с тем, чтобы компенсировать недостаток спроса со стороны корпоративного сектора и домохозяйств. С этой точки зрения действия правительства демократов по наращиванию государственных расходов и соответственно – государственного долга (до 205 % ВВП в 2011 г.) представляются вполне адекватными задаче борьбы с дефляцией. В то же время очевидно, что решение правительства повысить потребительский налог (до 8% в 2014 г. И 15% в 2015 г.) и его планы постепенного сокращения пенсионных выплат, а также недостаточно активные меры по стимулированию корпораций к инвестированию (путем снижения налога на инвестиции, расширения льгот компаниям, ведущим НИОКР, введения ускоренной амортизации для целого ряда техники и оборудования и т.д.) вступают в явное противоречие с этой задачей [21, с.99].

В целом же можно сказать, что во время своего правления  правительство демократов проводило  политику, которая принципиально  не отличалась от линии их предшественников, и что подобно тому, как три года назад правительство либерал-демократов стало жертвой мирового финансово-экономического кризиса, правительство демократов стало жертвой мартовской катастрофы 2011 г., которая резко осложнила экономическую ситуацию в стране и не дала ему осуществить целый ряд намеченных мер.

Речь идет, прежде всего, об обязательстве снизить к 2020 г. На 25 % (по отношению к уровню 1990 г.) выбросы парниковых газов, а также о предложении ужесточить стандарты на энергопотребление путем внесения соответствующих поправок в Закон об энергосбережении. Очевидно, что реализация этих обязательств потребует от компаний осуществления дополнительных расходов, а, следовательно, может еще больше обострить проблему высоких издержек производства в ряде отраслей и секторов и тем самым вынудить их искать объекты для приложения капитала за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

 

Изучив социальные основы государственного управления в Японии, можно сделать следующие выводы.

По Конституции Японии император является символом государства, но он не обладает властными функциями.

Императорский трон наследуется  членами императорской семьи  по мужской линии. Согласно конституции  император не обладает суверенной властью. Все действия, относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несёт за них ответственность. Среди таких действий наиболее важными являются: назначение премьер министра (по представлению парламента) и главного судьи Верховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов. С 1989 года императором Японии является Акихито.

Современная государственная  система построена на разделении функций трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, которые  уравновешивают и контролируют друг друга. Высшими органами трех ветвей являются, соответственно, Национальный парламент (состоящий из Палаты представителей и Палаты советников), Кабинет министров и Верховный суд. Баланс между ними обеспечивается тем, что Палата представителей может, к примеру, выразить недоверие Кабинету, в то время как премьер-министр обладает правом распустить парламент.

Единственным законодательным органом в Японии является парламент. Японский парламент состоит из двух палат — палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Главной задачей японского парламента, как и парламентов других демократических стран, является законодательство, в частности определяющее государственный бюджет.

Палаты парламента избираются методом параллельного голосования. Это означает, что вакантные места в парламенте делятся на две группы, которые избираются разными методами. Основные различия между палатами — это размеры и методы выборов. Избирателя просят отдать два голоса: первый за определённого кандидата от избирательного округа, второй за определённую партию.

Палата представителей: состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. 300 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе от избирательных округов. 180 депутатов избираются по партийным спискам методом пропорционального представительства.

Палата советников: состоит  из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. 146 депутатов избираются по системе единственного непередаваемого голосования. 98 депутатов избираются от общенациональных округов по партийным спискам посредством пропорционального представительства.

Конституция Японии не уточняет число членов каждой палаты, избирательную систему, или необходимую квалификацию тех, кто может избираться в парламент, что позволило определять всё это через законы. Единственное что чётко определяет конституция, это то, что избирательные законы не должны быть дискриминационными по расе, вероисповеданию, полу, социальному статусу, семейному происхождению, образованию, имущественному положению или доходам

К ветви исполнительной власти в соответствии с концепцией разделения властей могут быть отнесены император (глава государства) и правительство (Кабинет министров), но на деле властью обладает только правительство. Как по конституции, так и фактически император не обладает личной властью. В отличие от прежнего порядка он является лишь символом единства государства и единства народа, лицом, обязанным своим положением народу.

В Японии действует салическая система престолонаследия: трон передается старшему сыну, женщины наследовать престол не могут. Царствование каждого императора провозглашается особой эрой, с даты восхождения на трон нового императора ведется официальное летосчисление (с 1989 г. — эра императора Акихито). Кабинет министров состоит из премьер-министра, министров (их в настоящее время 12) и государственных министров (их 8), которые являются обычно советниками премьер-министра. Те или иные государственные министры по традиции руководят отдельными подразделениями канцелярии премьер-министра. В состав Кабинета входят также министр Кабинета и начальник законодательного бюро — органа, через который проходят все законопроекты правительства. Решающее положение в Кабинете занимает премьер-министр. Он фактически назначает и смещает членов Кабинета, обеспечивает единство его действий, регулирует разногласия между его членами.

Судебная система Японии включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми ниже стоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать прокуроры. 

Высшие суды (их 8, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам. Они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях.

Важнейшее звено судебной системы Японии — территориальные суды. В них рассматривается основная масса гражданских и уголовных дел. В таких судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве, а также дел о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет.

Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) - рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верхним судам, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа.

Рассматривая социально-национальные особенности Японии, можно отметить следующее. Население Японии исключительно однородно в расовом, этническом, языковом и религиозном отношениях. Японцы составляют 99.4% население.

Большая часть населения  Японии активна в экономическом  плане. Япония прекрасно демонстрирует всю суть мегаполиса. 80% населения страны живет в городах. В Японии 11 городов-миллионеров. А в связи с сильным развитием городов стали появляться агломерации.

Хотя Япония относительно небольшая страна, в японском языке  выделяют три основные группы диалектов  – северо-восточная, юго-западная и  центральная – и множество  говоров.

Религиозные представления японцев сформировались в процессе длительного взаимодействия местных культов с буддизмом, конфуцианством и даосизмом. Ни один из элементов, участвовавших в этом процессе, не сохранился в, чистом виде до наших дней. Религия в Японии представлена главным образом буддизмом и синтоизмом. Большинство верующих в Японии причисляет себя к обеим религиям сразу, что свидетельствует о религиозном синкретизме.

В Японии двухуровневая  бюджетная система с достаточно высокой автономией местных органов власти. В центральном бюджете аккумулируется около 45% доходов бюджета, в местные бюджеты поступает 55% доходов. 

Финансовая  система Японии состоит из бюджета  центрального правительства (общий  счет), бюджетов местных властей  и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. В настоящее время в Японии действует около 50 разных налогов. Основу всех налоговых поступлений в госбюджет — около 70% — составляют подоходный налог и налог с юридических лиц.

Информация о работе Социальные основы государственного управления Японии