Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:27, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы являются непосредственно социальные основы государственного управления в Японии, а предметом – система органов государственного управления, социально-национальные и экономические особенности государственного управления Японии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: - Сравнительный метод; - Изучение нормативно-правовой базы; - Изучение монографических публикаций и статей; - Аналитический метод.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Система органов государственного управления Японии………………..…...6
1.1 Законодательная власть Японии……….. ……………………………….......6
1.2 Исполнительная власть Японии…………………………... …………...…..10
1.3 Судебная власть Японии…………………………………………………….13
2 Социально-национальные особенности государственного управления Японии ……………………………..…..…………...............................................16
2.1 Социальная структура и социальная стратификация общества Японии………………………………………………….………...........................16 2.2 Национальный состав Японии…………..……………….………......….….21
2.3 Религиозные группы в структуре населения Японии……………………..22
3 Экономические особенности государственного управления Японии…..….27
3.1 Финансовая система Японии……………………………………………..…27
3.2 Промышленность и сельское хозяйство Японии……………………….…34
3.3 Современное состояние экономики Японии………………………………40
Заключение………………………………………………………………….…...46Список использованных источников информации............................................52
Приложения……………………………………………………………………...55
Для заседаний палат необходим кворум — присутствие не менее 1/3 членов парламента. Заседания постоянных комиссий действительны при участии 2/3 их членов.
1.2 Исполнительная власть Японии
Теоретически к ветви исполнительной власти в соответствии с концепцией разделения властей могут быть отнесены император (глава государства) и правительство (Кабинет министров), но на деле властью обладает только правительство. Конституция устанавливает, что исполнительную власть осуществляет Кабинет министров.
В Японии действует салическая система престолонаследия: трон передается старшему сыну, женщины наследовать престол не могут. Царствование каждого императора провозглашается особой эрой, с даты восхождения на трон нового императора ведется официальное летосчисление (с 1989 г. — эра императора Акихито). В соответствии с законом об императорском доме 1947 г. порядок наследования обеспечивает Совет императорского дома, в составе которого два члена императорской семьи, премьер-министр, председатели и вице-председатели палат, один член Верховного суда.
По традиции жизнь императора, которого раньше считали «сыном неба», имеющим божественное происхождение, а также его семьи была окружена таинственностью. Государственные чиновники, императорский двор ограждали его от контактов с простым народом. Но в последние годы возросла открытость жизни императора и его семьи. Император — лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности — гражданской, уголовной, административной. За его действия отвечают правительство, министры. Император и члены его семьи получают по цивильному листу средства из государственного бюджета на свои нужды, но размер этих средств невелик. Повседневными делами императора и его семьи занимается управление императорского двора, состоящее при канцелярии премьер-министра. Любое имущество может быть передано членам императорской семьи и любые дары получены ими только с разрешения парламента [14, с.108].
Как по конституции, так и фактически император не обладает личной властью. В отличие от прежнего порядка он является лишь символом единства государства и единства народа, лицом, обязанным своим положением народу. Император не обладает полномочиями государственной власти, все его действия, связанные с государственными делами, осуществляются только по совету и с согласия Кабинета министров. Император выполняет главным образом церемониальные функции внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы представляемые ему премьер-министром.
На основании решения
Кабинета министров император
Император в Японии юридически безвластен, не занимается государственной политикой, но по традиции оказывает влияние на политическую и идеологическую жизнь страны.
Кабинет министров состоит из премьер-министра, министров (их в настоящее время 12) и государственных министров (их 8), которые являются обычно советниками премьер-министра. Те или иные государственные министры по традиции руководят отдельными подразделениями канцелярии премьер-министра. В состав Кабинета входят также министр Кабинета и начальник законодательного бюро — органа, через который проходят все законопроекты правительства [24, с.214].
По конституции не менее половины министров должны быть избраны из числа членов парламента и утрачивают депутатский мандат при назначении на должность министра. Министры пользуются определенными гарантиями при привлечении к судебной ответственности: для этого необходимо согласие премьер-министра. Министры в Японии обычно не являются профессионалами, это партийные политики. Они часто сменяются и не вникают глубоко в дела своих министерств. Реальными руководителями министерства являются административные главы аппарата министерства. В деятельности правительства, как и в деятельности парламента, велика роль профессиональной бюрократии.
Правительство формируется обеими палатами парламента, но официально назначается указом императора. Поскольку каждая из палат вправе выдвинуть кандидатуру премьер-министра, между ними могут возникнуть разногласия. Если в течение 10 дней после начала сессии парламента верхняя палата не предложит свою кандидатуру, решением парламента о кандидатуре премьер-министра считается решение нижней палаты. Обычно верхняя палата не выдвигает иной, чем нижняя палата, кандидатуры. Избранный премьер-министр рассматривает кандидатуры на министерские посты.
Согласно конституции, Кабинет выполняет общие функции управления, в том числе он обязан добросовестно проводить в жизнь конституцию и законы, вести государственные дела, он руководит внешней политикой, заключает международные договоры, руководит государственной службой, представляет проект государственного бюджета парламенту, издает указы для проведения в жизнь конституции и законов. Кабинет принимает решения об амнистии, помиловании и отсрочке наказаний, восстановлении в правах. Указы Кабинета подписываются премьер-министром и соответствующим министром [19, с.43].
Решающее положение в Кабинете занимает премьер-министр. Он фактически назначает и смещает членов Кабинета, обеспечивает единство его действий, регулирует разногласия между его членами.
Заседания Кабинета закрыты для публики, решения принимаются не путем голосования, а единогласно или на основе консенсуса (отсутствие возражающих, хотя и не выступающих «за»).
При правительстве Японии создана широкая сеть консультативных органов, тесно сотрудничающих с предпринимательскими организациями, профсоюзами, академическими кругами, членами парламента, государственными служащими высших рангов. Они проводят независимую экспертизу предполагаемых и принятых решений, осуществляют определенный контроль над деятельностью бюрократического аппарата.
1.3 Судебная власть Японии
Судебную власть возглавляет Верховный суд, который состоит из главного судьи, назначаемого императором по представлению Кабинета, и 14 судей, назначаемых Кабинетом. В Верховном суде имеются три отделения, в каждом из которых пять судей. Кворум для пленарного заседания суда — 9 членов, для отделений — 3 члена. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, а также является последней инстанцией для рассмотрения других дел. Он окончательно рассматривает во второй инстанции дела о преступлениях против государства, в третьей инстанции — остальные уголовные, а также гражданские дела. Верховный суд осуществляет также определенные полномочия судебного управления в соответствии с традициями судебного централизма. Он обобщает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих судов, Положения о прокуратуре при судах, издает акты о судебной дисциплине и об управлении судами. Решения по принципиальным вопросам руководящих указаний и по иным важным вопросам принимаются особой коллегией, состоящей из членов Верховного суда и других высших судов Японии, которых всего 8 [4, с.114].
Конституция устанавливает ответственность членов Верховного суда: каждые 10 лет одновременно с выборами в нижнюю палату парламента избиратели голосуют «за» или «против» конкретных судей по всему составу суда. При большинстве голосов «против» судья должен уйти в отставку. Случаев такого недоверия ещё не было.
Для подготовки дел к слушанию при Верховном суде имеется 20 секретарей-исследователей, которые избираются из числа судей, но на время работы секретарям-исследователям приостанавливают судейскую деятельность.
Высшие суды, имеющие в своем составе несколько отделений, а именно до 6, являются судами первой инстанции по делам о государственных преступлениях, а также апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела о некоторых важнейших государственных преступлениях, например, о государственной измене, рассматриваются коллегией пяти судей, остальные дела — тремя судьями.
Почти 50 окружных судов, имеющихся в каждой префектуре (губернаторстве), делятся на несколько отделений и рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел. Они являются также апелляционной инстанцией для так называемых дисциплинарных судов. В большинстве случаев дела в окружных судах рассматриваются единолично судьей, но уголовные дела, по которым грозит наказание с лишением свободы на срок более одного года, а также гражданские дела с высокой ценой иска — коллегией из трех судей.
Низовое звено — дисциплинарные суды. Дела в них рассматривает единолично судья, который не обязательно должен иметь юридическое образование. В этом суде рассматриваются мелкие уголовные дела и гражданские дела с ценой иска не более 900 тыс. иен (приблизительно 11 тыс. долл. США) [6, с.78].
Особую систему составляют суды по семейным делам. Они действуют при окружных судах и рассматривают споры о наследстве, мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними, споры, связанные с семейным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семейным делам.
Особых административных судов в Японии, как и в англосаксонских странах, нет. Контроль над управлением в Японии тоже осуществляют общие суды, но по специальной процедуре и со специальными исками. В их числе так называемый народный иск, когда лицо само не заинтересовано в исправлении незаконных актов администрации и обращается в суд за другого.
2 Социально-национальные особенности государственного управления Японии
2.1 Социальная структура и социальная стратификация общества Японии
Количеством жителей Япония обгоняет Германию, Францию, Великобританию, Италию – столь цивилизованные государства. По официальным данным, в 2011 году население Японии составило 127 817 277 человек.
Таким образом, страна становиться на седьмое место в мире по количеству народонаселения, оставляя впереди Китай, Индию, США, Индонезию, Бразилию и Россию. До конца 70-х годов прошлого столетия природный прирост был необычайно высок. Однако после введения особой демографической политики, сосредоточенной на понижение данного числа, прирост уменьшился до 4:1000. Уровень жизни и развитие медицины снизили уровень смертности в стране, а смертность среди детей равна 0.04‰.
По продолжительности жизни население Японии лидирует в мире, ведь мужчины там, в среднем живут 77 лет, а женщины – 83. В виду такой тенденции за последнее десятилетие возросло количество пожилых людей – 17% всего населения занимают люди, старше 65. Женщин в Японии больше чем мужчин – 52%. Кстати, 40% работающих на производстве составляют именно женщины. Такого показателя не достигло ни одно государство в мире, в том числе и высокоразвитое.
Большая часть населения Японии активна в экономическом плане. Индустрией занята 1/3, сельское хозяйство покоряет 6%, непроизводственная сфера наиболее популярна – ее заинтересована половина работоспособных японцев. Сейчас наблюдаются трансформации в родах занятости населения Японии. Меньшее количество людей стало относиться к сельскому хозяйству и горнодобывающей деятельности. В то же время возросло число работников строительства, транспорта, сферы услуг. Безработица в Японии не существенна.
Япония прекрасно демонстрирует всю суть мегаполиса. 80% населения страны живет в городах. В Японии 11 городов-миллионеров. А в связи с сильным развитием городов стали появляться агломерации. Три наибольших из них – Кейхин, Хансин и Тюке объединяются как одна урбанизированная система, названная Токийским мегалополисом [5, с.116].
Общественное устройство.
Образ жизни. Большинство японцев воспринимают себя как средний класс. Они не богаты, но и не бедны. В среднем японские семьи откладывают 13% своих доходов, чтобы дать образование детям и обеспечить старость. В 1996 семья со средним достатком имела годовой доход в 30 тыс. долл. Японцы предпочитают жить в отдельном односемейном доме с садом, однако в Токио приобрести такой дом для средней семьи нереально. Средний размер жилища в стране – 92 кв. м, но его площадь существенно различается в городах и сельской местности.
Семья среднего достатка, как правило, тратит 23% своего дохода на продукты питания, по 10% – на транспорт и отдых, по 6% – на одежду и бытовую технику и 7% – на жилье. Семейный бюджет находится в руках жены, которая делает большую часть покупок и отвечает за образование детей [5, с.209].
Сегодня молодые люди все чаще женятся по любви. Тем не менее родители до сих пор просят друзей или сослуживцев подыскать партию для своих детей. В этом случае происходит обмен фотографиями и устраивается встреча сторон. Когда сговор состоялся, договариваются о конкретных датах, и, если все проходит удачно, в назначенный срок происходит бракосочетание. Таким способом заключается до половины всех браков.
Информация о работе Социальные основы государственного управления Японии