Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:27, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы являются непосредственно социальные основы государственного управления в Японии, а предметом – система органов государственного управления, социально-национальные и экономические особенности государственного управления Японии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: - Сравнительный метод; - Изучение нормативно-правовой базы; - Изучение монографических публикаций и статей; - Аналитический метод.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Система органов государственного управления Японии………………..…...6
1.1 Законодательная власть Японии……….. ……………………………….......6
1.2 Исполнительная власть Японии…………………………... …………...…..10
1.3 Судебная власть Японии…………………………………………………….13
2 Социально-национальные особенности государственного управления Японии ……………………………..…..…………...............................................16
2.1 Социальная структура и социальная стратификация общества Японии………………………………………………….………...........................16 2.2 Национальный состав Японии…………..……………….………......….….21
2.3 Религиозные группы в структуре населения Японии……………………..22
3 Экономические особенности государственного управления Японии…..….27
3.1 Финансовая система Японии……………………………………………..…27
3.2 Промышленность и сельское хозяйство Японии……………………….…34
3.3 Современное состояние экономики Японии………………………………40
Заключение………………………………………………………………….…...46Список использованных источников информации............................................52
Приложения……………………………………………………………………...55
Организации предпринимателей и фермеров. Интересы
делового сообщества в Японии отстаивают
четыре организации-«зонтика»:
Кооперативы, которые имеются в каждой деревне, защищают интересы крестьянства. Их общенациональной организацией является богатый и влиятельный Союз сельскохозяйственных кооперативов, насчитывающий около 340 тыс. сотрудников и обеспечивающий мощную избирательную поддержку либерально-демократической партии. В свою очередь, эта партия проводит линию на то, чтобы производители риса могли продавать свой урожай государству по гарантированным высоким ценам и извлекать выгоду из внешнеторговой политики, ограничивающей закупки риса в США и других странах, где его себестоимость намного ниже. В результате потребитель в городах Японии покупает отечественный важнейший продукт питания по ценам, вчетверо превышающим мировые.
Место женщин в японском обществе. После окончания средней школы второй ступени или колледжа большинство девушек обращается на рынок труда. Некоторые устраиваются на фабрики, другие становятся секретарями, служащими или продавцами. Наниматели знают, что все они проработают несколько лет до тех пор, пока не выйдут замуж. Многие женщины, в том числе учителя и медицинские сестры, могут надеяться на продолжение работы после замужества. Обычно заработная плата женщин составляет 57% от заработка мужчин за выполнение аналогичных обязанностей.
Некоторые женщины приобретают какую-либо профессию, становятся менеджерами в корпорациях, занимают высокие должности на государственной службе и в политике. В 1986 вступил в силу закон о равных возможностях при трудоустройстве, основанный на Конвенции ООН о преодолении всех форм дискриминации женщин. Чем крупнее фирма, тем выше процент женщин, продвинувшихся на должности руководителей отделов и других подразделений; такая картина особенно характерна для компаний, специализирующихся на розничной торговле и финансовой деятельности.
Большинство женщин после вступления в брак уходит с работы. Некоторые из них, когда дети становятся старше, вновь устраиваются на работу. В настоящее время работают полный рабочий день либо частично заняты около половины замужних женщин.
Для молодых японцев учеба нередко оказывается суровым и тяжким испытанием, поскольку провал при приеме в престижную школу может самым негативным образом отразиться на будущей карьере. По окончании общеобразовательной средней школы молодые люди стремятся продолжить образование в колледжах и университетах для получения профессии.
Для студентов, преодолевших все преграды и поступивших в высшие учебные заведения, жизнь сразу становится легче, поскольку японские университеты предъявляют минимальные требования к студентам, чье профессиональное становление должно произойти уже во время работы в разных отраслях промышленности или на гражданской службе. Студенты вузов уделяют много времени серфингу, лыжному спорту, клубной деятельности. Клубам в Японии придается большое значение, так как в них формируются многолетняя дружба и деловое сотрудничество. Система высшего образования в Японии чрезвычайно эффективна с точки зрения подготовки компетентных инженеров и чиновников [7, с.239].
Социальное обеспечение. Каждый японец охвачен системой медицинского страхования, действующей в рамках одной из трех программ, осуществляемых либо правительством, либо организациями здравоохранения. Работающие регулярно платят страховые взносы вплоть до достижения 70-летнего возраста. Больные оплачивают лишь незначительную часть стоимости медицинских услуг, основные затраты ложатся на страховую компанию.
Пенсионный возраст для многих оставляет 55 лет. В 60 лет пенсионеры могут получать социальные пособия. У компаний имеются собственные пенсионные программы, предусматривающие выдачу выходного пособия и ежегодной пенсии в размере менее половины прежнего годового заработка. Японцы любят трудиться и, получив пенсию, далеко не всегда отправляются на отдых. Обычно фирмы переводят сотрудников пенсионного возраста на работу в филиалы на более низкие должности или в качестве советников. Пожилые женщины подают в офисах чай и убирают помещения. Такая практика экономит средства предпринимателям, а пенсионерам обеспечивает прибавку к пенсии.
Японцы имеют право на кратковременные выплаты по безработице и долговременные – по нетрудоспособности в размере около 60% заработной платы. По закону им полагается ежегодный отпуск продолжительностью в пять дней плюс один день за каждый год службы.
2.2 Национальный состав Японии
Население Японии исключительно однородно в расовом, этническом, языковом и религиозном отношениях. Японцы составляют 99.4% население. Среди национальных меньшинств, которые проживают в стране, выделяются корейцы – около 700 тыс. чел, китайцы, – 60 тыс. чел., американцы – 2.5 тыс. чел. На острове Хоккайдо проживает небольшая по численности народность айны (20 тыс. чел.) – остаток древнего племени, которое населяло японские острова. Свыше 1 млн. японцев проживает за рубежом, в основном в США и странах Латинской Америки.
Хотя японцы воспринимают себя как «чистую» расу и не стремятся ассимилировать представителей других народов, их нация сложилась из разных потоков переселенцев. Считается, что древнейшим народом, населявшим острова, были айны. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю они смешивались с австронезийскими племенами, а на Хоккайдо – с выходцами с восточного побережья материковой Азии. В середине I тысячелетия до н.э. на Японских о-вах появились т.н. протояпонские племена. Развитие культур этих племен происходило вплоть до 5 в. н.э. в тесном взаимодействии с австронезийско-айнскими племенами.
В 6–7 вв. народ, населявший Японские о-ва, воспринял некоторые элементы китайской и корейской культур, а к 8 в. на юге Кюсю закончилась ассимиляция австронезийцев. В это же время началось заселение северной половины о.Хонсю, а местное айнское население отчасти смешалось с пришельцами, а отчасти было вытеснено в более северные районы, на о.Хоккайдо [22, с.119].
Хотя Япония относительно небольшая страна, в японском языке выделяют три основные группы диалектов – северо-восточная, юго-западная и центральная – и множество говоров. Особняком стоит диалект рюкюсцев. В основе литературного стандартного языка лежит говор одного из центральных диалектов – города Токио и равнины Канто. Благодаря телевидению токийский диалект имеет широкое распространение. Японский язык, как и китайский, построен на иероглифической основе, письменность заимствована в 5–6 вв. в Китае. В 10 в. была создана собственная слоговая азбука – кана, состоящая из двух фонетических разновидностей – хирагана и катакана. Обычно корни слов записываются иероглифами, а при помощи кана – служебные глаголы, окончания знаменательных глаголов и грамматические частицы. Слова, для которых нет китайских иероглифов, на письме выражаются также с использованием кана. Язык постоянно пополняется большим количеством иностранных слов, главным образом английских.
2.3 Религиозные группы в структуре населения Японии
Современная Япония — яркий пример развитой капиталистической страны, в которой высокий уровень экономики, научно-технический прогресс и современный образ жизни сочетаются с сохранением религиозных традиций у большей части населения, с наличием большого числа религиозных институтов, оказывающих заметное влияние на общественную жизнь. Религиозная ситуация в стране отличается необычайной пестротой, наличием многочисленных течений и традиций. Это, прежде всего, синтоизм (синто) — национальная религия японцев; традиционные школы буддизма, сформировавшиеся в периоды раннего и развитого средневековья; христианство, впервые проникшее в Японию в середине XVI в.; новые религии (или новые общественно-религиозные движения).
Помимо перечисленных течений, вне рамок организованных религиозных групп, сохраняются многие народные верования, восходящие к глубокой древности. Именно эти верования и связанные с ними суеверия и предрассудки наиболее широко распространены в массе народа. Статистика количества общин и количества верующих в Японии в период с 2009 по 2012 года представлена в приложении 2.
Религиозные представления японцев сформировались в процессе длительного взаимодействия местных культов с буддизмом, конфуцианством и даосизмом. Ни один из элементов, участвовавших в этом процессе, не сохранился в, чистом виде до наших дней. Конфуцианство и даосизм ныне вообще не существуют в Японии как отдельные религиозные традиции. Однако современный синтоизм немыслим без заимствований из конфуцианства, а многочисленные народные верования и суеверия сложились под влиянием даосизма. Элементы даосизма и конфуцианства вошли как составная часть в практику японского буддизма. Синтоизм не только стал вместилищем местных культов, но и формировался под сильным влиянием всех трех привнесенных с материка течений, особенно буддизма.
Специфика формирования
религиозных представлений
Общими для всех конфессий, за исключением христианства, являются такие черты, как культ предков, представления о преемственности между человеком и божеством, что обусловливает практику обожествления людей после смерти, вера в существование душ усопших. Все религиозные течения придают большое значение обрядности. Широко распространены религиозные по своему происхождению местные праздники и культы, исповедуемые без посредничества священнослужителя.
Отношение японцев к религии сложно и противоречиво. По данным опросов общественного мнения, лица, причисляющие себя к тому или иному религиозному течению, составляют лишь треть населения. В то же время, как правило, более половины опрошенных демонстрируют приверженность к таким понятиям, как вера в сверхъестественное, в загробную жизнь. Наконец, не менее 70% лиц, не причисляющих себя ни к одному из религиозных течений, не только не отрицают религию, но и признают за ней важное место в духовной жизни человека.
Самым же существенным является то, что большинство японцев, включая многих из тех, кто считает себя атеистами, связаны с внешней обрядовой стороной религии и периодически прибегают к посредничеству религиозных институтов, участвуя в их деятельности. Типичными примерами этого служат массовые новогодние паломничества в синтоистские святилища и буддистские храмы, в которых принимает участие до трети населения, обязательные синтоистские обряды при проведении строительных работ, открытии предприятий, магазинов. Значительная часть свадебных обрядов проходит с участием синтоистского священника. Всего в Японии насчитывается примерно 500 религиозных объединений, зарегистрированных либо в министерстве просвещения, либо властями префектур. Около 5,8 тыс. культовых учреждений не входят ни в одно из объединений, представляют собой самостоятельные "религиозные юридические лица". Среди них — известные храмы и святилища, такие, как, например, Ясукуни. Общее число культовых сооружений (святилища, храмы, церкви и молельные дома различных конфессий) достигает 230 тыс. Самую многочисленную группу религиозных объединений — 40% от общего числа—составляют буддийские, включая новые общественно-религиозные движения, связанные происхождением с традиционными школами буддизма, 36,2% — синтоистские объединения, 16,8%—христианские и 7%—прочие, в число которых входят преимущественно новые общественно-религиозные движения, непосредственно не связанные происхождением с буддизмом или синто. В эту же категорию входят несколько небольших групп верующих мусульман.
В противоположность культовым учреждениям синто и традиционных школ буддизма, ориентированным преимущественно на удовлетворение потребностей населения в тех или иных обрядах, организации ряда новых общественно-религиозных движений ориентированы в первую очередь на вовлечение в число своих адептов молодых людей, оказавшихся проигравшими в конкуренции за комфортабельное место в жизни. Такие организации предлагают пути к духовному совершенствованию, к поиску новых символов веры. Именно поэтому идеологи новых общественно-религиозных движений часто пытаются представить свои вероучения в качестве "философии жизни" или "морально-этических учений", следование которым способно привести к "восстановлению человечности" в обществе и к "духовному спасению личности". Ведущее место среди них занимает необуддийская организация Сока гаккай. Заметную роль также играют Риссё косэй кай, Рэй ю кай, Тэнри кё, Сэйтё-но иэ и некоторые другие [22, с.94].
С 70-х гг. в стране появились многочисленные группы, делающие упор на мистицизм и различные виды магии. Наибольшей популярностью среди этих групп, получивших в японской религиоведческой литературе название "новые новые религии" ("син син сюкё"), пользуются Агон сю, сочетающая проповедь ранних буддийских текстов с мистическими ритуалами, заимствованными из практики средневековых монахов-отшельников (сюгэндо); Суке махикари (Религия почитания истинного света) и Сэкай махикарн буммэй кёдан (Религиозная ассоциация мировой цивилизации истинного света), в культе которых важное место занимает "исцеление" посредством магии. Подобные группы, число приверженцев которых в последние годы заметно растет, спекулируют как на увлечении части населения мистикой, так и на росте эсхатологических настроений, вызванном обострением экологических проблем.
Информация о работе Социальные основы государственного управления Японии