Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:27, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы являются непосредственно социальные основы государственного управления в Японии, а предметом – система органов государственного управления, социально-национальные и экономические особенности государственного управления Японии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: - Сравнительный метод; - Изучение нормативно-правовой базы; - Изучение монографических публикаций и статей; - Аналитический метод.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Система органов государственного управления Японии………………..…...6
1.1 Законодательная власть Японии……….. ……………………………….......6
1.2 Исполнительная власть Японии…………………………... …………...…..10
1.3 Судебная власть Японии…………………………………………………….13
2 Социально-национальные особенности государственного управления Японии ……………………………..…..…………...............................................16
2.1 Социальная структура и социальная стратификация общества Японии………………………………………………….………...........................16 2.2 Национальный состав Японии…………..……………….………......….….21
2.3 Религиозные группы в структуре населения Японии……………………..22
3 Экономические особенности государственного управления Японии…..….27
3.1 Финансовая система Японии……………………………………………..…27
3.2 Промышленность и сельское хозяйство Японии……………………….…34
3.3 Современное состояние экономики Японии………………………………40
Заключение………………………………………………………………….…...46Список использованных источников информации............................................52
Приложения……………………………………………………………………...55
Религиозные организации активно участвуют в таких сферах общественной жизни, как образование, культура, социальное обеспечение. В их ведении находится 30% всех частных детских садов, 56% начальных школ, соответственно 36 и 26% средних школ первой и второй ступеней, 31% колледжей, 25% университетов, большое число больниц, домов для престарелых, детских приютов, домов инвалидов. Они владеют многочисленными музеями и художественными галереями, библиотеками, другими культурными учреждениями и спортивными сооружениями. По масштабам издательской деятельности такие организации, как Сока гаккай, Риссё косэй кай, Сэнтё-но нэ, стоят в одном ряду с крупнейшими издательскими центрами страны.
3 Экономические особенности государственного управления Японии
3.1 Финансовая система Японии
Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.
В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.
Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строятся не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года [1, с.98].
Налоговая система Японии
характеризуется
В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам[24, с.56]:
• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;
• прямые налоги на имущество;
• потребительские налоги.
Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.
Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.
Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные.
Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.
Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины.
Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.
Достаточно интересна
Распределение различных
групп налогов между
В настоящее время в Японии действует около 50 разных налогов. Основу всех налоговых поступлений в госбюджет — около 70% — составляют подоходный налог и налог с юридических лиц [8, с.70].
Подоходный налог взимается со всех видов доходов, которые получают частные лица.
Человек, обязанный уплатить
подоходный налог, должен сам подсчитать
свой доход за период с 1 января по 31
декабря и соответствующую
Есть также несколько особых видов косвенных налогов, например цена алкогольных напитков включает в себя 44% налог.
Существуют местные налоги:
Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран. Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности.
Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти [26, с.212].
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.
Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП.
В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.
С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.
Пенсионные фонды работников
государственных и
Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и женю плюс пенсия по страхованию наемного работника.
В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.
Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной «государственной политики без государственной собственности».
В государственном секторе экономики Японии на уровне центрального правительства насчитывается около 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала.
Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.
Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%.
В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков [27, с.40].
Среди главных функций
государственных предприятий
В ряде отраслей существуют
государственные и
Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.
Информация о работе Социальные основы государственного управления Японии