Социальные основы государственного управления Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы являются непосредственно социальные основы государственного управления в Японии, а предметом – система органов государственного управления, социально-национальные и экономические особенности государственного управления Японии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: - Сравнительный метод; - Изучение нормативно-правовой базы; - Изучение монографических публикаций и статей; - Аналитический метод.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Система органов государственного управления Японии………………..…...6
1.1 Законодательная власть Японии……….. ……………………………….......6
1.2 Исполнительная власть Японии…………………………... …………...…..10
1.3 Судебная власть Японии…………………………………………………….13
2 Социально-национальные особенности государственного управления Японии ……………………………..…..…………...............................................16
2.1 Социальная структура и социальная стратификация общества Японии………………………………………………….………...........................16 2.2 Национальный состав Японии…………..……………….………......….….21
2.3 Религиозные группы в структуре населения Японии……………………..22
3 Экономические особенности государственного управления Японии…..….27
3.1 Финансовая система Японии……………………………………………..…27
3.2 Промышленность и сельское хозяйство Японии……………………….…34
3.3 Современное состояние экономики Японии………………………………40
Заключение………………………………………………………………….…...46Список использованных источников информации............................................52
Приложения……………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

япония.doc

— 886.50 Кб (Скачать файл)

Религиозные организации  активно участвуют в таких  сферах общественной жизни, как образование, культура, социальное обеспечение. В  их ведении находится 30% всех частных детских садов, 56% начальных школ, соответственно 36 и 26% средних школ первой и второй ступеней, 31% колледжей, 25% университетов, большое число больниц, домов для престарелых, детских приютов, домов инвалидов. Они владеют многочисленными музеями и художественными галереями, библиотеками, другими культурными учреждениями и спортивными сооружениями. По масштабам издательской деятельности такие организации, как Сока гаккай, Риссё косэй кай, Сэнтё-но нэ, стоят в одном ряду с крупнейшими издательскими центрами страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3 Экономические особенности государственного управления Японии

   3.1 Финансовая система Японии

 

Финансовая  система Японии состоит из бюджета  центрального правительства (общий  счет), бюджетов местных властей  и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. 

В Японии более 64 % всех налоговых  поступлений образуется за счет государственных  налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.

Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строятся не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года [1, с.98].

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать  каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.

В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам[24, с.56]:

• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;

• прямые налоги на имущество;

• потребительские налоги.

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное  предпочтение.

Самый высокий доход  государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.

Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные.

Налоги на имущество  юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем  налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Среди потребительских налогов  Японии основную роль играет налог  с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют  бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины.

Налоговая политика Японии предусматривает  укрепление финансов местных органов  власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые  поступления, несмотря на множественность  местных сборов, обеспечивают в последние  годы около 40% доходной части местных бюджетов.

Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя  значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую  систему от североамериканской, где  местные налоги зачастую превышают  две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Достаточно интересна структура  местных налогов. Из общей суммы  местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.

Распределение различных  групп налогов между государством и местными органами управления в  Японии характеризуется следующими цифрами: примерно две трети всех доходов дают государственные налоги и лишь 1/3 — местные. Это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.

В настоящее время  в Японии действует около 50 разных налогов. Основу всех налоговых поступлений  в госбюджет — около 70% — составляют подоходный налог и налог с юридических лиц [8, с.70].

Подоходный налог взимается  со всех видов доходов, которые получают частные лица.

Человек, обязанный уплатить подоходный налог, должен сам подсчитать свой доход за период с 1 января по 31 декабря и соответствующую сумму  налога и сообщить эти сведения в  местное налоговое управление. При  подсчете весь доход, в зависимости от его источника, разбивается на 10 видов: доход от денежных вкладов, от владения акциями, недвижимости, от предпринимательской деятельности, от лесных угодий, зарплата и другие. Затраты по каждому из этих видов доходов учитываются по-своему.

Есть также несколько особых видов косвенных налогов, например цена алкогольных напитков включает в себя 44% налог.

Существуют местные  налоги:

  • на проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  • За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  • Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Особенность Японии заключается  в том, что показатель удельного  веса государственных расходов в  ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран. Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности.

Пенсионная система  Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета  обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется  в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая  помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти [26, с.212].

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы  связи, расходы по ликвидации последствий  стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП.

В Японии специальные  фонды являются составной частью специальных счетов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

С середины 80-х годов  в Японии осуществляется постепенное  реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая  пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается  по старости, инвалидности, а также  всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых  пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных  предприятий и учреждений формируются  из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.

Таким образом, доход  семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и женю плюс пенсия по страхованию наемного работника.

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной «государственной политики без государственной собственности».

 В государственном  секторе экономики Японии на уровне центрального правительства насчитывается около 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных  компаниях и паевых товариществах  государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный  акционер, но в среднем доля участия  правительства в их капитале составляет 38,3%.

В госсекторе экономики  Японии на местном уровне действует  около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и  паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков [27, с.40].

Среди главных функций  государственных предприятий отсутствует  функция участия в материальном производстве, занимающая важное место  в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы.

В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные  предприятия. Однако основное направление  их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных  исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Главная особенность  регулирования государственных  предприятий в Японии состоит  в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.

Информация о работе Социальные основы государственного управления Японии