Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие особенностей работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
Выявить социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Охарактеризовать сеть учреждений решающих социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью.
Выявить цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть специфику технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………..6
1.1 Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей…..6
1.2 Отечественная сеть учреждений решающих социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей………………………………………..10
1.3 Формы устройства с детей, оставшихся без попечения родителей в семью……………………………………………………………………………19
Глава 2. Технологический аспект деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………28
2.1 Цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………28
2.2 Специфика технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованной литературы ……………………………………..4

Файлы: 1 файл

Kursovaya_4_kurs.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………….3

Глава 1.Теоретические аспекты помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………..6

1.1 Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей…..6

1.2 Отечественная сеть учреждений  решающих социальные проблемы  детей оставшихся без попечения родителей………………………………………..10

1.3 Формы устройства с детей, оставшихся без попечения родителей в семью……………………………………………………………………………19

Глава 2. Технологический аспект  деятельности  центра  помощи  детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………28

2.1 Цель, задачи и направления  деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………28

2.2 Специфика технологической деятельности учреждения,  с детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………38

Список  использованной литературы ……………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нынешних социально - экономических условиях  проблемы детей оставшихся без попечения родителей в России достигли  предельной  остроты.

Спектр причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков.

 Социальная защита  детей сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей - одна  из важнейших задач государства  и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа, имеют в основе своей общий кризис семьи. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, оставшихся без попечения родителей. 

        Проблема детей, оставшихся без попечения родителей актуальна для Российской Федерации. Сейчас в России насчитывается более 106716 тысяч детей оставшихся без попечения родителей1. Обострение этой проблемы  является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.

Степень научной  разработанности темы достаточно велика. Аспекты организации практической основы социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также их социально-правовая защита заложены в работах следующих авторов: Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Климановой Г.И., (исследование системы социальной защиты детства)2,Савина А.Н., Зарембо Т.Ф. (организация профилактической и реабилитационной работы) и др. Особую роль для исследования имели нормативно-правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120 – ФЗ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

 Объект исследования: особенности работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Предмет исследования: выявление специфических технологий работы центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Целью исследования является раскрытие особенностей работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Для достижения  поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

  1. Выявить социальные  проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Охарактеризовать сеть учреждений решающих социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Рассмотреть формы устройства   детей, оставшихся без попечения родителей в семью.
  4. Выявить цель, задачи и направления  деятельности центра помощи детям оставшихся без попечения родителей.
  5. Рассмотреть специфику технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что были выявлены социальные  проблемы детей оставшихся без попечения родителей; рассмотрена сеть учреждений решающих социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены традиционные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей в семью и выявлены новые формы.

Практическая значимость работы заключается  в том, что были выявлена цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям оставшихся без попечения родителей; рассмотрена специфика технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей.

База исследования: учебно - методическая, периодическая литература, нормативно - правовые документы.

Методы исследования: традиционный анализ документов.

 Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1. Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей,  являются одной из приоритетных категорий клиентов социальной работы.

 В теории  существует  ряд понятий относящихся к данной категории клиентов в рамках данной работы необходимо операционализировать понятия.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением, в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.3

Дети сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель4.

Дети сироты - лица в возрасте  до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель  или объявлены умершими ( в соответствии со ст.45 Гражданского кодекса РФ « Объявление гражданина умершим»)5.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания6.

 Дети безнадзорные - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

Дети беспризорные – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического  обучения  и развивающего воспитания»7.

 Социальный  сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем8.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - особая категория детей,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У них нет родителей, или родители лишены родительских прав: уклоняются от воспитания детей, защиты их интересов. Это дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда (социальные сироты). Это также дети осужденных женщин, проживающие при женских исправительных колониях.

Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является отсутствие действенных механизмов социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Именно поэтому такие дети не могут развиваться полноценно, а во взрослой жизни, как правило, не могут жить самостоятельно. Отсюда возникает еще одна большая проблема – «вторичное социальное сиротство»9

Сегодня совершенно очевидной стала проблема организации постинтернатного сопровождения выпускников учреждений вне семейного воспитания. Многие ученые и практики указывают на то, что выпускники специальных воспитательных учреждений не адаптированы к жизни в обществе, не готовы нести нормальные для граждан обязанности, они отличаются иждивенческим отношением к государству, гипертрофированной сосредоточенностью на своих правах. Специалисты говорят: что у воспитанников интернатных учреждений и так слишком сильны иждивенческие настроения из-за того, что во время пребывания в учреждении при обилии всевозможных прав они не имели ни каких значимых обязанностей. У детей отсутствует опыт заботы о ком - либо поэтому необходимо, развивать связи между интернатами для престарелых и интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это поможет создать для каждого ребенка необходимое эмоциональное общение со старшими, приобрести опыт неформального общения с взрослыми.   Это так же поможет детям приобрести опыт в уходе за пожилым человеком10.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. 

  Другой не менее важной проблемой является не эффективная деятельность уже существующей системы работы с детьми-воспитанниками интернатных учреждений. Необходимо направлять имеющиеся ресурсы на устранение причин проблемы, а не на борьбу с последствиями.

  Сегодня сиротам трудно поступить   в учебные заведения. Проблема состоит не только в том, чтобы поступить в учебное учреждение, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в нем11.

Молодые люди из числа  сирот, как правило, не конкурентоспособны па современном рынке труда. А  полученные профессии - не востребованы. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам. В том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных, неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.

Журнал «Социс» опубликовал статью «Возможности и условия адаптации детей-сирот»12, автор которой подтверждает сложность адаптации выпускников сиротских учреждений: «Индивидуальные интервью, фокус группы показали, что для воспитанников школ-интернатов очень сложно вспомнить положительные примеры судеб сирот, а также сложно объяснить, что на их взгляд является решающим в успешной адаптации». С одной стороны, говориться, что «всё зависит от самого сироты, его характера, целей в жизни», с другой, отмечается, что «сироте очень сложно вырваться за рамки обстоятельств - нет помощи родителей, нет возможности получить хорошее образование в школе и продолжить учёбу в техникуме или ВУЗе». Также указывается на то, что сам факт воспитания в государственном учреждении является препятствием в жизни.

Социальная значимость проблем детей, оставшихся без попечения  родителей, говорит о необходимости  решения этих проблем.

Согласно Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В. решение проблем социального сиротства  заключается в:

  • совершенствовании системы попечительства и сиротства, поощрении государством;
  • поощрении государством семейных форм устройства детей и создании оптимальных условий для их воспитания и развития;
  • улучшении психологической работы;
  • создании индивидуальных программ работы детских учреждений с учетом особенностей детей: формирование у них навыков и способностей к различным видам трудовой деятельности, особенностей личности, развития индивидуальных наклонностей;
  • расширении малых семейных детских домов13.

Информация о работе Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей