Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие особенностей работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
Выявить социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Охарактеризовать сеть учреждений решающих социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью.
Выявить цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть специфику технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………..6
1.1 Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей…..6
1.2 Отечественная сеть учреждений решающих социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей………………………………………..10
1.3 Формы устройства с детей, оставшихся без попечения родителей в семью……………………………………………………………………………19
Глава 2. Технологический аспект деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………28
2.1 Цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………28
2.2 Специфика технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованной литературы ……………………………………..4

Файлы: 1 файл

Kursovaya_4_kurs.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дети, оставшиеся  без попечения родителей – это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной  защите государства. Эта категория детей имеет ряд своих проблем, которые необходимо решать путём изменения законодательной базы действующей по защите прав и интересов этой категории клиентов, повышения эффективности специализированных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

 

1.2Отечественная сеть учреждений  решающих социальные проблемы  детей оставшихся без попечения родителей

 

Отечественная сеть учреждений  для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена  тремя группами   учреждений.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  2. учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
  3. учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке14.

Образовательные  учреждения для  детей, оставшихся без  попечения родителей:

  1. детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
  2. детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  3. специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
  4. специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными

возможностями здоровья.

Детский дом — это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей.

Выделяются  следующие виды детских домов:

  1. для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;
  2. для детей дошкольного возраста;
  3. для детей школьного возраста;
  4. смешанный;
  5. детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  6. специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования  условий для воспитания и обучения  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье.

С этой целью  создают новые формы детского дома. К таким формам относятся:

  1. Семейный детский дом — это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети.
  2. Детский дом семейного типа — это специально созданный детский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению с интернатным учреждением. Недостатками его является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие, на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций15.

Правительством  России принято специальное Постановление  «О детском доме семейного типа»16 № 195 от 19 марта 2001 г. Этим постановлением утверждены правила организации такого дома.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий  для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной  жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Такой дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) находящимися в зарегистрированном браке супругами, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению  органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль над условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов. Он обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

3.Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Интернат — образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно интернатные учреждения различаются:

    1. интернатное учреждение обычного типа;
    2. интернатное учреждение по типу семьи. В таком учреждении дети живут в разновозрастных (по составу не более 8 человек) или одновозрастных (до 4 лет — не более 5 детей, а от 4 лет и старше — не более 10) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.
    3. интернатное учреждение семейного типа. Это учреждение, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. При такой организации жизнь детей максимально приравнивается к семейной. Для обучающихся воспитанников, имеющих отклонения в развитии, в России созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Такие учреждения регламентируются Положением, утвержденным Правительством России,     «№ 288 от 12 марта 1997 г. »17

К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

• коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;

• коррекционное  общеобразовательное учреждение;

• коррекционное  учреждение начального профессионального  образования.

Учреждения  социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов  с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

Для детей с  ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых реализуются образовательные программы Министерства общего и профессионального образования по согласованию с Министерством здравоохранения.

Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют следующие предназначенные для обучения и воспитания детей18:

Виды  образовательных учреждений

Вид нарушения

I вид

Глухие дети

II вид

Слабо слышащие  и позднооглохшие

III вид

Незрячие

IV вид

Слабовидящие 

V вид

Тяжелое нарушение  речи

VI вид

 Нарушениями  опрнодвигательного аппарата

VII вид

Задержка психического  развития

VIII вид

 Умственная  отсталость




Виды специальных  учебных учреждений                                        Таблица 1.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для детей, нуждающихся  в длительном лечении, создаются  оздоровительные образовательные учреждения. Они предназначены для оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

Деятельность  таких учреждений регламентируется «Типовым положением, утвержденным Правительством России, № 1117 от 28 августа 1997 г»19. К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

• санаторная школа-интернат;

• санаторный детский  дом для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения  родителей.

Социальный  приют - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Деятельность  таких учреждений регламентируется «Типовым положением, утвержденным Правительством России, от 27.11.2000 N 896»20.

Основной задачей  приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными  и другими организациями.

В приюте могут  быть образованы приемное отделение, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

Несовершеннолетние  находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Деятельность  таких учреждений регламентируется «Типовым положением, утвержденным Правительством России, от 27.11.2000 N 896»21

Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без  попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Центр может  создаваться из расчета одно учреждение на 5 - 10 тыс. детей, проживающих в  городе (районе). При наличии в  городе (районе) менее 5 тыс. детей может создаваться один центр.

 В центре  могут быть образованы приемное  отделение, группа длительного  пребывания, отделения диагностики  и социальной реабилитации, социально-правовой  помощи, а также иные подразделения,  необходимые для реализации основных  задач.

В соответствии со своими задачами центр:

а) совместно  с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и  других организаций осуществляет мероприятия  по выявлению детей, оставшихся без  попечения родителей;

б) обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

в) разрабатывает  и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство;

г) обеспечивает защиту прав и законных интересов  несовершеннолетних;

д) содействует  органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

е) организует медицинское  обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует  их профессиональной ориентации и получению  ими специальности.

Информация о работе Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей