Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие особенностей работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
Выявить социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Охарактеризовать сеть учреждений решающих социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью.
Выявить цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть специфику технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение……………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………..6
1.1 Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей…..6
1.2 Отечественная сеть учреждений решающих социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей………………………………………..10
1.3 Формы устройства с детей, оставшихся без попечения родителей в семью……………………………………………………………………………19
Глава 2. Технологический аспект деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………28
2.1 Цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………28
2.2 Специфика технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованной литературы ……………………………………..4
В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение.
Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.
Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в российском законодательстве и в практике оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрена возможность различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Значительная часть таких детей остается на попечении учреждений вне семейного воспитания. Наиболее распространёнными видами специализированных детских учреждений для устройства детей, оставшихся без родительского попечения, остаются дома ребёнка, детские дома и школы-интернаты.
Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, состоит в их устройстве, то есть в помещении для проживания и воспитания в приемную семью, в семью опекунов или попечителей, либо в передаче на усыновление. Приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной «Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года»22, в тексте которой сказано: «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса РФ23. Реализовать данное требование закона достаточно сложно, поскольку усыновление, принятие под опеку и другие формы семейного устройства детей-сирот предполагают волеизъявление граждан, желающих принять на воспитание чужого ребенка.
Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются приоритетными. Для этого органы опеки и попечительства прилагают все усилия для создания замещающих семей.
В основе выделения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит воспитательный критерий. К семейным формам устройства детей относятся такие формы, которые предоставляют ребенку семейные условия для социализации вне зависимости от характера правоотношений, которые складываются между ребенком и другими членами замещающей семьи.
Семейным кодексом РФ предусмотрено несколько форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. При этом субъект РФ, в соответствии со ст.72 Конституции РФ24, может законодательно устанавливать возможность создания и других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс РФ предусматривает общий перечень требований. В замещающую семью могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, с учетом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10 лет необходимо их письменное согласие. Кандидаты на создание замещающей семьи должны быть совершеннолетними дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса РФ25.
В соответствии с п. 1 ст. 124 Семейного кодекса26 усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для оформления усыновления гражданин должен сначала обратиться в орган опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства, со своей стороны, предоставляют в суд заключение о возможности гражданина быть усыновителем и подтверждают факты личного общения кандидата в усыновители и ребенка. Усыновление производится судом в порядке особого производства по заявлению лица, желающего усыновить ребенка. При этом в судебном заседании обязательно присутствие прокурора, представителя органа опеки и попечительства, самого усыновителя. В случае вынесения решения об усыновлении ребенка производится регистрация в органах записи актов гражданского состояния.
Усыновление призвано закрепить сложившиеся между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к отношениям между родителями и родными детьми, а в правовом отношении усыновленный ребенок полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. Биологические родители, соответственно, с момента усыновления утрачивают свои родительские права и обязанности полностью, а усыновители приобретают всю полноту родительских обязанностей и прав, предусмотренных российским законодательством27.
С.Н. Бондова выделяет такие особенности усыновления как возможность сменить имя, отчество и фамилию ребенка, дату и место его рождения, а усыновители могут быть зарегистрированы в органах Загса как родители ребенка в его свидетельстве о рождении.
Другой особенностью усыновления является необходимость соблюдения тайны усыновления. Запрет на разглашение тайны усыновления распространяется на всех, кому в силу исполнения должностных обязанностей или каким-либо иным образом, стало о нем известно28. Нарушение запрета на разглашение тайны усыновления считается преступлением и преследуется по ст. 155 Уголовного кодекса РФ29.
Отмена усыновления
возможна только через суд. Взаимные
права и обязанности между
усыновителем и усыновленным в этом
случае прекращаются. Изначальные фамилия,
имя, отчество, дата и место рождения
ребенка могут
Другой установленной законом формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство. Опека и попечительство идентичны как формы семейного воспитания. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет30 .
Отличием опеки (попечительства) от усыновления является прекращение взаимных прав и обязанностей опекуна (попечителя) и опекаемого (подопечного) по достижении ребенком совершеннолетия. При этом не имеет значения, насколько близкие личные отношения связывают этих людей. На практике опеку в отношении детей, оставшихся без родительского попечения, обычно оформляют родственники. Немаловажным является и то обстоятельство, что опекуны получают компенсацию затрат на содержание ребенка от органов местного самоуправления.
На опекуна возложена обязанность воспитания опекаемого ребенка, он сам определяет методы и способы воспитания, свободен в выборе решений по вопросам устройства ребенка в дошкольное учреждение, в учебное заведение, в учреждение дополнительного образования. При защите имущественных прав опекун должен утвердить свои действия в органах опеки и попечительства, когда речь идет о распоряжении имуществом или доходами опекаемого.
Попечитель призван, также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, выводить подростка из-под плохого влияния лиц ведущих моральный образ жизни. Попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям, во-вторых, как законный представитель, по защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.
В семейном кодексе предложены основные традиционные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей, такие как усыновление, опека (попечительство), приёмная семья. Помимо этих форм выделяют детский дом семейного типа, патронатное воспитание
Появившаяся в российском законодательстве новая форма устройства оставшихся без родительского попечения детей - приемная семья - принципиально отличается от двух предыдущих форм договорным характером отношений, которые возникают между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими создать замещающую семью. Порядок создания приемной семьи урегулирован специальным постановлением правительства РФ.
Приемная семья образуется на основании договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, о передаче ребенка (детей) на воспитание. В приемную семью ребенок передается на срок, предусмотренный договором. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек31.
Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна. Отличие от опеки заключается в том, что при создании приемной семьи не только возмещается содержание каждого ребенка в семье, но и самим воспитателям выплачивается заработная плата, устанавливаемая органами власти субъекта РФ.
Распространение этой формы устройства детей позволяет выстроить пути для решения трех важнейших социальных задач.
Во-первых, это задача семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Эта задача была и остается главной. В приемные семьи могут быть переданы дети из одной семьи, связанные кровным родством, вне зависимости от их возраста и состояния здоровья.
Во-вторых, создание приемной семьи представляет собой возможность обеспечения занятости для лиц, имеющих склонность к воспитательской работе, получивших специальное образование, но не работающих по разным причинам в соответствующих учреждениях.
Еще одна задача, которую могли бы решать приемные семьи - развитие села. Старение и сокращение численности сельского населения, и как следствие - спад сельскохозяйственного производства - создают угрозу продовольственной безопасности страны. В то же время большая крестьянская семья исторически была самой успешной формой организации сельскохозяйственного производства. Воспитание у детей в приемной семье любви к земле, к сельскому труду, формирование у них соответствующих профессиональных навыков позволяет дать уверенный ответ на вопрос - кто может поднять сельское хозяйство. Реальная работа в этом направлении потребует создания и реализации комплексных целевых программ, правового и финансового обеспечения32.
Таким образом, приемная семья как форма устройства детей имеет не только целый ряд преимуществ с точки зрения организации и функционирования, но и значительный, еще не использованный социальный потенциал.
Среди всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяется детский дом семейного типа, который обеспечивает семейную форму организации жизнедеятельности, т.е. предоставляет детям семейные условия жизни, но по своей правовой природе является учреждением. Детский дом семейного типа может быть создан органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления на основе договора, при желании обоих супругов взять на воспитание детей, с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).
Отличительной особенностью этой формы устройства детей является впервые введенное требование к профессиональной подготовке для лиц, желающих создать такую замещающую семью. Лица, желающие создать детский дом семейного типа, должны представить документы об образовании и трудовой деятельности. Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
На содержание детей учредителями выделяются необходимые средства, о которых воспитатели отчитываются перед учредителями. На воспитателей семейного детского дома распространяются нормы трудового законодательства в отношении работников системы вне семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Еще одной особенностью
детского дома семейного типа является
обязанность учредителей
Детский дом семейного типа, являясь формально учреждением, предоставляет условия для проживания ребенка в семье. Статус учреждения определяет отношения с учредителем. Но содержание отношений между взрослыми и детьми в детском доме семейного типа является детско-родительским, а с юридической точки зрения эти отношения аналогичны опекунским. Следовательно, детский дом семейного типа можно считать формой семейного устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Кроме определенных законом и уже рассмотренных форм устройства детей существуют неурегулированные федеральным законодательством формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из таких форм является патронатное воспитание. Закон о патронатном воспитании принят во многих субъектах РФ.
Патронатное воспитание - форма устройства ребенка на воспитание в семью патронатного воспитателя, при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями, уполномоченной службой и патронатным воспитателем33.
Информация о работе Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей