Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие особенностей работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
Выявить социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Охарактеризовать сеть учреждений решающих социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью.
Выявить цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть специфику технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………..6
1.1 Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей…..6
1.2 Отечественная сеть учреждений решающих социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей………………………………………..10
1.3 Формы устройства с детей, оставшихся без попечения родителей в семью……………………………………………………………………………19
Глава 2. Технологический аспект деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………28
2.1 Цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………28
2.2 Специфика технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованной литературы ……………………………………..4

Файлы: 1 файл

Kursovaya_4_kurs.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

В работе данного  центра можно наблюдать такую,  специфическую технология как арт - терапия, которая используется  в реабилитации детей оставшихся без попечения родителей.

В Алтайском областном центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, используются такие технологии  как:

  1. коррекция и профилактика различных форм девиантного поведения;
  2. социализация несовершеннолетних через трудовую деятельность;
  3. профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни;
  4. овладение трудовыми навыками;
  5. социальная адаптация и реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей40.
  6. Специфичными технологиями данного центра являются социализация несовершеннолетних через трудовую деятельность, профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, овладение трудовыми навыками.

Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок» использует такие технологии как:

  1. осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из трудной жизненной ситуации, в т.ч. путем реализации программ социальной реабилитации; 
  2. осуществление воспитания, организация досуга несовершеннолетних;
  3. содействие выпускникам в социальной адаптации;
  4. сопровождение замещающей семьи.

Инновационные технологии в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей

 Таблица 1.2

Учреждения социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Традиционные технологии работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Инновационные технологии работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Пензенский  центр помощи детям, оставшимся без  попечения родителей

Диагностика, консультация, коррекция,

Научно-методическое просвещение воспитанников и замещающую семью.

Новосибирский областной центр помощи  детям, оставшимся без попечения родителей

Технология реабилитации, технология открытия и сопровождения семейных воспитательных групп; профилактика социального сиротства;

Новой технологией в работе Центра  является оздоровительно-реабилитационная группа для детей 5-12 лет из семей «группы риска» Новосибирской области.

Шараповский центр поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Комплексное сопровождение замещающей семьи;

диагностика граждан, желающих принять ребенка на воспитание.

юридическая помощь;

психолого педагогическая помощь;

социально- педагогическая консультация

Новой технологией в работе данного центра является применение арт - терапии

Алтайский областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

коррекция и профилактика различных форм девиантного поведения;

Специфичными технологиями данного центра являются социализация несовершеннолетних через трудовую деятельность, профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, овладение трудовыми навыками.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок»,

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Содействие выпускникам в социальной адаптации;

осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из трудной жизненной ситуации, в т.ч. путем реализации программ социальной реабилитации

Осуществление воспитания, организация досуга несовершеннолетних;

сопровождение замещающей семьи.


 

Таким образом, специфичным является внедрение новых технологий в работу с детьми, оставшимися без попечения родителей. Наряду с традиционными технологиями внедряют новые технологии, специфика этих технологий заключается в том,  что они позволяют оказывать комплексную помощь. Инновационные технологии направлены  на работу с замещающей семьёй и ребёнком,  попавшим в эту замещающую семью. Центры, внедряя свои технологии, являются ииноваторами тем самым развивая систему социальной защиты детей оставшихся без попечения родителей.

 

Заключение

Анализ нормативно-правовых документов, учебно-методической и периодической литературы позволил сделать вывод о том, дети, оставшиеся  без попечения родителей – это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной  защите государства. Эта категория детей имеет ряд своих проблем, которые необходимо решать  путём изменения законодательной базы действующей по защите прав и интересов этой категории клиентов, повышения эффективности специализированных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

В российском законодательстве и в практике оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрена возможность различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Значительная часть таких детей остается на попечении учреждений вне семейного воспитания. Наиболее распространёнными видами специализированных детских учреждений для устройства детей, оставшихся без родительского попечения, остаются дома ребёнка, детские дома и школы-интернаты.

 Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются приоритетными. В основе выделения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит воспитательный критерий. Семейным кодексом РФ предусмотрено несколько форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. Помимо этих форм выделяют детский дом семейного типа, патронатное воспитание. Кроме определенных законом существуют неурегулированные федеральным законодательством формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из таких форм является патронатное воспитание.

 

 

основной целью  центра помощи детям, оставшимся без попечения  родителей, является обеспечение временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей  в возрасте от рождения до 16лет, и оказания всестороннего содействия органам опеки  и попечительства в их дальнейшем  устройстве. Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

В соответствии со своими задачами центр  работает в следующих направлениях, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

Специфичным является внедрение новых технологий в  работу с детьми, оставшимися без попечения родителей. Наряду с традиционными технологиями  внедряют новые технологии, специфика этих технологий заключается в том,  что они позволяют оказывать комплексную помощь.  Инновационные технологии направлены  на работу с замещающей семьёй и ребёнком,  попавшим в эту замещающую семью. Центры, внедряя свои технологии, являются ииноваторами  тем самым развивая систему социальной защиты детей оставшихся без попечения родителей.

Исходя, из выше сказанного можно  сделать: цели и задачи курсовой работы были решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

Нормативно - правовые документы

  1. Конституция Российской  Федерации  от 12.12. 1993г. ст.72[Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  2. Конвенция о правах ребенка « (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  3. Уголовный кодекс РФ от13.06.1996г.№63-ФЗ, ст.155 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  4. Семейный кодекс8 декабря 1995 года  ст. 123,127,146,[Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  6. Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  7. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  8. Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 N 1117 «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  9. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (Примерным положением о социальном приюте для детей) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  10. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  11. Постановление  Правительства РФ «О детском доме семейного типа» № 195 от 19 марта 2001 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.
  12. Положение  Правительства РФ № 288 от 12 марта 1997 г « об утверждении типового положения  о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.

Учебно-методическая, периодическая литература

  1. Аксёнова Л.И.: Учеб.  пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр»Академия»,2001.-С.192
  2. Антокольская М. В Семейное право: Учебник   — М.: Юристъ, 1999. —С.366.
  3. Алексеева Л.П, Крутикова Л.П, Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми //Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М: ИНФРА-М, 2001. – С.400.
  4. Семейное право: Учебник для вузов /Под ред.  С.Н. Бондова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. –С. 319.
  5. Варывдина В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С.192.
  6. Зубкова Т.С. , Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – Академия, 2003. – С.224.
  7. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. –С. 192;
  8. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — С.296.
  9. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие / Под  ред. проф., докт. юрид. наук  Р. П. Мананковой. — М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. — С. 248 с.
  10. Павленок П.Д., Руднева М.Я.  Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2010. —С.608.
  11. Пчелинцева Л. М Семейное право России : учеб. для вузов /Л. М. Пчелинцева. — 5-е изд., перераб. — М.: Норма, 2007. — С. 704 с
  12. Савинов А. Н. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н.Савинов, Т.Ф.Зарембо. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  13. Словарь - справочник по социальной работе - Под ред. Гулиной М.А. СПб . :Питер 2008 С.112
  14. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш.  заведений / Ав- сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Издательский центр  «Академия», 2002. С.69
  15. Словарь - справочник по социальной работе /под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юрист,2000.С.70-73.

Интернет  источники

  1. Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр помощи семье и детям»// URL: center-help.ru (дата обращения25.05.2011).
  2. Тамбовское областное государственное  учреждение « Центр по развитию семейных форм устройства детей сирот - и детей, оставшихся без попечения родителей «Ради будущего» URL: deti.taminfo.ru(дата обращения 26.05.2011).
  3. ГБУ НСО «Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»URL:ocpd.nsk.ru(дата обращения 26.05.2011)
  4. Феномен вторичного сиротства в современной России //И.И. Осипов, Детский дом, №30 2009г,С.14 URL: www. journaldetskidom. ru (дата обращения 22.05.2011).
  5. Статистика  семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей в 2010г.URL:www. usynovite. ru (дата обращения 22.05 2011).

1  Статистика  семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей в 2010г.URL:www. usynovite. ru (дата обращения  22.05 2011).

2 Варывдина В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192; Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 192; Зубкова Т.С. , Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – Академия, 2003. – 224; Савинов А. Н. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н.Савинов, Т.Ф.Зарембо. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.

3Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.

4 См. там же

5Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш.  заведений / Ав- сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Издательский центр « Академия», 2002. С.69

6Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2011. – 1 CD-ROM.

7Словарь- справочник по социальной работе /под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юрист,2000.С.70-73

8 Словарь - справочник по социальной работе - Под ред. Гулиной М.А. СПб . :Питер 2008 С.112

9 Феномен вторичного сиротства в современной России //И.И. Осипов, Детский дом, №30 2009г,С.14 URL: www. journaldetskidom. ru (дата обращения 22.05.2011).

Информация о работе Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей