Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие особенностей работы центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
Выявить социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Охарактеризовать сеть учреждений решающих социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью.
Выявить цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям оставшихся без попечения родителей.
Рассмотреть специфику технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………..6
1.1 Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей…..6
1.2 Отечественная сеть учреждений решающих социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей………………………………………..10
1.3 Формы устройства с детей, оставшихся без попечения родителей в семью……………………………………………………………………………19
Глава 2. Технологический аспект деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………28
2.1 Цель, задачи и направления деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………28
2.2 Специфика технологической деятельности учреждения, с детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованной литературы ……………………………………..4

Файлы: 1 файл

Kursovaya_4_kurs.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Патронатное воспитание как форма устройства детей может  быть использована не только в случаях, когда дети по каким-то причинам остались без родительского попечения, но и тогда, когда несовершеннолетний оказался в социально опасном положении. На практике наиболее распространенными случаями, когда возникает необходимость в патронатной семье, являются случаи острых семейных конфликтов, запоя родителей, то есть чаще всего родители живы и даже находятся дома, но в дом этот ребенку некоторое время лучше не возвращаться.

Именно по этой причине  при установлении патроната должна быть предусмотрена обязанность  уполномоченной службы по реабилитации не только ребенка, но и его семьи. Уполномоченная служба разрабатывает план работы, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности между родителями и уполномоченной службой. План должен быть комплексной программой реабилитации семьи.

Патронатная семья - это один из элементов реабилитационного комплекса, используемого для работы с неблагополучными семьями.

Патронатное воспитание позволяет в случае изъятия ребенка  из родной семьи не помещать его  в учреждения, а сразу же передавать патронатному воспитателю до решения вопроса о его дальнейшем устройстве. Патронат может стать промежуточной формой для устройства ребенка в семью. Гражданин, желающий создать замещающую семью, может сначала взять ребенка на краткосрочный патронат, попробовать свои силы, а затем, если все пойдет удачно, избрать другую правовую форму отношений по поводу воспитания данного ребенка (оформление опеки или усыновления).

Таким образом, семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются приоритетными. В основе выделения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит воспитательный критерий. Семейным кодексом РФ предусмотрено несколько форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. Помимо этих форм выделяют детский дом семейного типа, патронатное воспитание. Кроме определенных законом существуют неурегулированные федеральным законодательством формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из таких форм является патронатное воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1.  Цель, задачи и направления деятельности центра помощи  детям, оставшимся без попечения родителей

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является учебно - воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения и осуществляет помощь на всей территории Российской Федерации.

В своей деятельности центр преследует следующую цель: обеспечение временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей в возрасте от рождения до 16лет, и оказания всестороннего содействия органам опеки и попечительства в их дальнейшем  устройстве.

 Задачами Центра являются:

  1. помещение и временное содержание  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. углубленное изучение особенностей личности и состояния здоровья  детей, находящихся в Центре,  оказание им необходимой психолого – медико - педагогической и социально - правовой помощи;
  3. подготовка рекомендаций для органов опеки и попечительства о наиболее целесообразных формах устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшие воспитание и организация работы по реализации этих рекомендаций;
  4. апробация по согласованию с органами опеки и попечительства новых форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей34.

Основные направления деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей:

  1. создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию личности ребенка;
  2. освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
  3. обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
  4. обеспечение проживания (нахождения) несовершеннолетних, принятых в Центр, до их устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5. осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних, принятых в Центр, направленной на выход из трудной жизненной ситуации, в том числе путем разрабатываемых Центром программ социальной реабилитации;
  6. защита прав и законных интересов несовершеннолетних, принятых в центр;
  7. организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, принятых в Центр, содействие их профессиональной ориентации получению ими специальности;
  8. организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
  9. содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

(законных представителей).

В свою очередь центр помощи семье и детям в г. Санкт – Петербурге ставит перед собой следующую цель: оказание квалифицированной и своевременной помощи семьям, желающим принять детей на воспитание в семью, социальное обслуживание детей и семей, принявших детей на воспитание в семью и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, содействие в реализации права детей, оставшихся без попечения родителей. 
Направлениями деятельности центра является:

  1. консультирование граждан по вопросам устройства  детей в семью (усыновление, опека (попечительство), приемная семья);
  2. подготовка семей желающих усыновить ребёнка, взять его под опеку (попечительство), приёмную семью);
  3. оказание помощи  в оформлении пакета документов, необходимых для принятия ребёнка на воспитание в семью;
  4. оказание правовой и психологической поддержки семьям, испытывающим затруднения в воспитании детей;
  5. психологическая коррекция взаимоотношения детей, принятых на воспитание в семью, усыновителей и приёмных родителей35.

Тамбовское  областное государственное  учреждение Центр по развитию семейных форм устройства детей сирот - и детей, оставшихся без попечения родителей «Ради будущего» ставит своей целью профилактике социального сиротства.

Направлениями деятельности центра:

  1. осуществление подбора кандидатов в замещающие родители по подготовке, обучению, оказанию консультационно-правовой помощи кандидатам в усыновители, опекунам (попечители), приемным родителям, патронатным воспитателям в решении вопросов, связанных с передачей ребенка на воспитание в семью;
  2. определение и создание необходимых условий и факторов, обеспечивающих успешность социально-педагогической адаптации детей в замещающей семье;
  3. взаимодействие со средствами массовой информации, общественностью по пропаганде семейных форм устройства детей и профилактике социального сиротства;

разработка  и внедрение технологий по профилактике социального сиротства и передаче воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, общеобразовательных школ-интернатов, не подлежащих усыновлению, на воспитание в семью36.

 

Таким образом,  основной целью центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является обеспечение временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от рождения до 16лет, и оказания всестороннего содействия органам опеки и попечительства в их дальнейшем  устройстве. Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

В соответствии со своими задачами центр  работает в следующих направлениях, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

2.2. Специфика технологической деятельности  учреждения,  с детьми, оставшимися без попечения родителей

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, использует различные технологии, которые отличаются от технологий работы с другими категориями клиентов социальной работы.

Рассмотрим  специфику технологической деятельности  учреждений,  с детьми, оставшимися без попечения родителей на примере учреждений оказывающих помощь данной категории клиентов.

          Пензенский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

в своей работе использует  следующие технологии:

  1. Качественная диагностика причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении, отклонений в развитии ребенка;
  2. Консультативная помощь с использованием психотерапевтических технологий:
    • подросткам и старшеклассникам: по проблемам возраста, личностного и профессионального самоопределения;
    • родителям (опекунам) по вопросам отклоняющегося поведения детей, нарушения развития по проблемам детско-родительских отношений;
    • консультативная помощь детям, оставшимся без попечения родителей и оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
    • педагогам и психологам по вопросам оказания оптимальной помощи детям с трудностями в развитии.
  3. Коррекционная помощь детям с различными отклонениями в развитии психических функций, с нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении (в групповой и индивидуальной форме). Основные виды коррекции: психологическая; специально-педагогическая;
  4. Взаимодействие специалистов центра с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
    • Первичная диагностика детей, поступающих в детские дома и школы интернаты с целью определения типа и формы школьного обучения.
    • Рубежная диагностика с целью коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка.
    • Динамическое наблюдение за реализацией программ индивидуального сопровождения ребенка.
    • Консультирование детей, педагогов, специалистов по проблемам психолого-педагогического сопровождения.
    • Реализация программ профессионального самоопределения подростков.
  5. Научно-методическое и просветительское направление:
    • Организация и проведение семинаров, практикумов для специалистов ОУ по актуальным проблемам психолого – медико - педагогического сопровождения;
    • Просвещение родителей, педагогов, общественности по вопросам предупреждения отклоняющегося психологического развития и социально-обусловленных заболеваний;
    • Разработка и реализация программ, проектов, методических рекомендаций, содействующих решению социально-психологических проблем ребенка и семьи37.

Новосибирский областной центр помощи  детям, оставшимся без попечения родителей, использует такие технологии как:

  1. Комплексная реабилитация воспитанников Центра проходит по реабилитационным программам, разработанным специалистами Центра:
  • «Будем вместе» (социально-реабилитационная программа для воспитанников школьного возраста)
  • «Жизнь в радости» (комплексная реабилитационная программа для воспитанников оздоровительно-реабилитационной группы)
  • «Премьера» (программа развития творческой театрализованной деятельности детей)
  • «Волшебство» (развивающая программа по формированию основ рукоделия)
  • «Красота» (программа развития художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста)
  • «Академия права» (граждановедение, профилактика правового нигилизма у подростков)
  • «Мир вокруг» (программа социокультурной реабилитации);
  1. технология открытия и сопровождения семейных воспитательных групп; 
  1. профилактика социального сиротства;
  2. новой технологией в работе Центра  является оздоровительно-реабилитационная группа для детей 5-12 лет из семей «группы риска» Новосибирской области. Дети проходят комплексную реабилитацию, состоящую из медико-социального, психолого-педагогического и логопедического сопровождения по программе «Жизнь в радости»38

Специфичным  в работе данного центра является внедрение новой технологии в практику оказания помощи данной категории клиентов.

В свою очередь Шараповский центр поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяет такие технологии:

  1. комплексное сопровождение замещающей семьи;
  2. диагностика граждан, желающих принять ребенка на воспитание.
  3. юридическая помощь;
  4. психолого педагогическая помощь;
  5. социально - педагогическая консультация
  6. новой технологией в работе данного центра является применение арт - терапии39.

Информация о работе Социальные проблемы детей оставшихся без попечения родителей