Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:15, автореферат
Сегодня в обществе и во власти растет интерес к осмыслению противоречий и тенденций современной социальной жизни и социальной политики, того, что в ней унаследовано от советского прошлого, а что является продуктом новых отношений между государством, сообществами и обществом, и каковы критерии эффективности и стандарты.
.
Введение.
3
2.
Современная демографическая ситуация в РФ
7
3.
Современные проблемы регионов. Слаборазвитые автономные округа: причины отставания
14
4.
Уровень образования и культуры
18
5.
Трудовые ресурсы и безработица
22
6.
Уровень физического здоровья, проблемы здравохранения
27
7.
Заключение.
30
8.
Список используемой литературы:
31
* 2008/2009
учебный год, по данным http://
Российское высшее образование уже в значительной степени платное, сформировался рынок образовательных услуг. Почти весь прирост численности учащихся (96%) приходится на платные формы обучения, как в государственных вузах, получивших большую часть прироста, так и в негосударственных. По данным Росстата, в 2008/2009 учебном году более половины (54%) студентов страны полностью оплачивали свое обучение. Региональные данные на 2008/2009 учебный год показывают, что различия в уровне платности обучения зависят от многих причин: наличия «старых» центров высшей школы, политики местных властей и вузов, платежеспособного спроса населения. В русских регионах юга образование стремительно коммерциализируется, особенно там, где оно было менее развитым – в Краснодарском, Ставропольском краях, Волгоградской и Астраханской областях более половины студентов платят за обучение. Вплотную к ним приблизились Дагестан и «старый» вузовский центр – Ростовская область, долгое время сохранявшая более низкую долю учащихся на платной основе. Ниже платность образования в других республиках Северного Кавказа, это политика местных властей. Подавляющее большинство восточных и северных регионов также отличается повышенным уровнем платности. Еще в середине 2000-х гг. исключением были республики Коми и Якутии, где это было также обусловлено политикой властей, однако в последние годы и они «подтянулись».
Массовый приток
молодежи в высшую школу говорит
о росте престижности образования
и готовности вкладывать семейные ресурсы
в развитие человеческого капитала.
Несомненно, это позитивная модель
адаптации населения к
Состояние национальных, региональных и локальных рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения (по классификации МОТ к экономически активному населению относится население в возрасте 15-72 лет, занятое в экономике и ищущее работу — безработные), его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест.
Для региональных и локальных рынков труда значительную роль в формировании спроса играет структура их экономики, в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны.
Поведение населения на рынке труда зависит также от уровня образования, социокультурных особенностей, в том числе эмансипации женщин, территориальной мобильности. В регионах и городах с более высоким уровнем образования населения его адаптация к изменениям спроса на рынке труда идет быстрее, поэтому безработица, как правило, ниже. В регионах нового освоения, заселенных недавними мигрантами, при ухудшении ситуации на рынке труда быстрее начинается миграционный отток, так как мобильность населения выше.
Региональные
и локальные рынки труда
Пока только
большой «градиент» социально-экономических
различий, создаваемый одновременно
притягивающими и выталкивающими факторами,
может стимулировать
Самое кардинальное структурное изменение - в занятости по формам собственности, за переходный период российский рынок труда стал совершенно иным. За 1995-2010 гг. доля занятых на частных предприятиях и в организациях выросла с 34 до 59%, а доля работающих на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной собственности сократилась с 42 до 30%, хотя и остается еще достаточно высокой. Несмотря на значительные региональные различия, частный сектор доминирует почти во всех субъектах РФ, но более заметно – на юге (в Ставропольском, Краснодарском краях, некоторых республиках Северного Кавказа доля занятых в частном секторе достигает 60-65%). Государство осталось основным работодателем лишь в отдельных регионах Крайнего Севера - Чукотском АО (40% занятых, а вместе с занятыми в организациях муниципальной собственности – 60%) и в слаборазвитой республике Тыва, где занятость примерно поровну распределена между государством, муниципалитетами и частным сектором. До середины 2000-х схожую структуру занятости имела Якутия. В целом на севере и востоке страны государство и муниципалитеты - более значимые работодатели, это связано с фактором расселения. Разреженная сеть поселений вынуждает сохранять автономную социальную инфраструктуру в большинстве населенных пунктов, поэтому "бюджетная" занятость высока. Кроме того, существуют и субъективные причины более значительного присутствия государства на рынке труда. Например, в Татарстане и Башкортостане в 2002 г. только 36-38% занятых работали в частном секторе из-за высокой доли государственной и смешанной собственности, но затем политика региональных властей стала меняться и доля занятых в частном секторе выросла до 44-46% в 2004 г., а в 2010 г. достигла 56-58%.
Структурные особенности
зависят от многих факторов, включая
политику местных властей, поэтому
прямой связи между уровнем экономичес
В отличие от длительного спада промышленной занятости, в сельском хозяйстве сокращение началось значительно позже, до середины 1990-х гг. доля занятых даже росла (с 13 до 15% занятых в целом по РФ), несмотря на почти двукратный спад сельскохозяйственного производства. Такая динамика объясняется вынужденной политикой сохранения занятости из-за низкой мобильности сельского населения и отсутствия альтернативных рабочих мест на селе. Для поддержания социальной стабильности руководители сельхозпредприятий сохраняли рабочие места, выплачивая работникам минимальную заработную плату. Сыграл свою роль и приток более чем миллиона мигрантов из стран СНГ в сельскую местность России, в основном в южные регионы. В 1990-е годы российское село фактически стало трудоизбыточным, хотя в советское время трудоизбыточность была характерна только для республик с высокой рождаемостью и значительным приростом трудовых ресурсов. Только с конца 1990-х структурный перекос начал уменьшаться, доля занятых в сельском хозяйстве страны к 2001 г. снизилась до 12,3%, а в 2010 г. - до 10,4%. По новому классификатору ОКВЭД доля занятых в первичном секторе экономики (сельское и лесное хозяйство, рыболовство) составляла в 2010 г. 10,4%. Если вычесть занятость в лесном хозяйстве (более 0,4% в 2004 г.) и в рыболовстве (около 0,2%), которые до 2005 г. учитывались отдельно, то сельскохозяйственная занятость в 2010 г. снизилась до 9,8%, т.е. в полтора раза по сравнению с серединой 1990-х гг.
Рис.5. Динамика численности занятых в сельском хозяйстве по
федеральным округам в 2001 и 2004 г. (к 1995г.).
Изменения структуры занятости в секторе услуг произошли уже в первой половине 1990-х годов и были наиболее радикальными. В период кризиса роль услуг в структуре занятости возросла во всех экономических районах, наиболее существенно увеличилась доля занятых в торговле, аккумулировавшей высвобождаемых работников из промышленности. Максимальным ростом торговой занятости выделялись крупнейшие столичные агломерации и пограничные регионы с растущим "челночным" бизнесом (юг Дальнего Востока, Калининградская область, Северный Кавказ). В Москве и Московской области доля занятых в торговле выросла за 1990-1997 гг. с 7-9 до 15%, в С.-Петербурге и Ленинградской области – с 8 до 15-16%. Только благодаря федеральным городам произошел опережающий рост доли занятых в торговле в Центре и на Северо-Западе. Кроме того, в Москве одним из важнейших видов стала занятость в финансовых, банковских услугах, страховании и управлении (рост с 10 до 17% занятых). По сравнению с С.-Петербургом, Москва и раньше была городом с более выраженной сервисной структурой занятости, а в переходный период уровень ее "терциализации" стал близким к развитым странам.
Вряд ли можно считать позитивной тенденцией заметный рост численности занятых в управлении, ускорившийся в 2002-2011 гг. Максимальными темпами растет бюрократия как в наименее развитых регионах Юга, так и в экспортно-ресурсных Уральском и Сибирском федеральных округах. Только в федеральных городах рост управленческого аппарата удавалось сдерживать. В 2011 г. в целом по России рост занятых в управлении достиг 12%, поэтому региональные данные повторили эту негативную тенденцию.
В целом сдвиг занятости в сектор услуг идет быстрее в более плотно заселенных регионах Европейской части страны, особенно в Центре, Поволжье и на юге. В слаборазвитых республиках и автономных округах сектор услуг в переходный период стал основной сферой занятости и продолжает аккумулировать прирост трудоспособного населения. Эту функцию выполняют финансируемые из бюджета отрасли социальной сферы, в которых занято 25-30% работников, а в Тыве – почти 40%, а также сектор рыночных услуг (торговля, транспортные, посреднические услуги), в том числе теневых, занятость в которых не полностью учитывается статистикой. На севере и востоке страны занятость в рыночных отраслях сектора услуг низка, за исключением приграничных регионов с развитой челночной торговлей, но остается повышенной в нерыночных отраслях социальной сферы из-за необходимости сохранять сеть учреждений обслуживания в удаленных поселениях. Темпы сдвига занятости в третичный сектор зависят от структуры экономики региона: чем значительней роль экспортно-сырьевых отраслей промышленности, тем медленнее идет рыночная трансформация сектора услуг и рост занятости в нем.
В 2010 году число безработных в России сократилось всего на 0,7 млн человек. Учитывая снижение численности трудовых ресурсов и послекризисное восстановление экономики, эта цифра могла бы быть больше. Дальнейшему снижению уровня безработицы мешают низкая мобильность населения и отсутствие системы поддержки малого бизнеса.
«Уровень экономически активного населения страны составил в среднем за 2010 год 67,7%. Уровень занятого населения составил 62,7%. Уровень безработицы в среднем в 2010 году составил 7,5%», — говорится в докладе Росстата.
Таким образом, в 2010 году в России экономически активное население в возрасте от 15 до 72 лет составляло 75,4 млн человек, в том числе занятые — 69,8 млн человек, а безработные — 5,6 млн человек.
Последний показатель, в соответствии с рекомендацией Международной организации труда, относится к общей безработице, тогда как численность официально зарегистрированных безработных за 2010 год составила в среднем 1,9 млн человек.