Социальные реформы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение социальной политики России после распада СССР, её перспективы, развитие и последствия. А также исследование реформирования Б.Н. Ельцина и В. В Путина и их влияния на изменения Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение социальной сферы с 1993 до 1997 года.
2. Изучение итогов социальных проблем президента Ельцина, их статистический анализ.
3. Изучение социальной политики в реформированной России

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социальная сфера с 1993 до 1997 года
1.1 Возникновение и направление социальной политики
1.2 Основные этапы реформирования России после распада СССР
Глава 2. Итоги социальных проблем президента Ельцина (статистический анализ)
2.1 Инфляция
2.2 Рынок труда
2.3 Демографическая ситуация
2.4 Социальная политика Правительства
Глава 3. Социальные реформы Путина
3.1 Социальная политика в реформированной России
3.2 Реформа социальных льгот
3.3 Следующая задача социальных реформ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

"Мы должны добиться, чтобы закон был исполнен в  заложенных параметрах и сыграл  положительную роль для экономики  страны" .9Но, с другой стороны, государственный бюджет не выдерживает чрезмерных нагрузок. Поэтому само собой разумеется, что "возмещение льгот в форме наличных денег" не предусматривает возмещения в прямом смысле этого слова, и термин "монетизация" вовсе не означает пересчета на деньги по существующим ценам. Напротив: в материальном плане проводятся ограничения. В первую очередь они касаются тех крох покупательной способности, которыми государство наделяет своих бывших льготников. Хватит ли им этого на удовлетворение жизненных нужд - это теперь окончательно их проблема, ведь отныне они получают не материальные блага, а деньги, стоимость которых столь же непостоянна, как и цены; к тому же одновременно с отменой льгот санкционируется повышение платы за коммунальные услуги. Далее, производится уменьшение числа носителей прав: так, российское правительство хочет освободиться от "горы ветеранов", доставшейся ему по наследству от Советского Союза. Также оно намерено назначать льготы в соответствии со своими политическими критериями. Сверх того запланировано переложить финансовые проблемы с федерального на региональные бюджеты, которые и подавно не справляются со своими задачами. И наконец, после большого смятения в массах было принято решение о поэтапном переходе к новой системе.

Параллельно велась разъяснительная работа в целях идеологического внедрения проводимых реформ. Для начала потребовалось соответствующее определение справедливости:

По сравнению с Западом, это довольно непривычный способ восприятия - когда экономика и государственный бюджет объявляются интересами, которые несут убытки. Однако и в России общественность уже научилась изображать то, что служит интересам государства и бизнеса, в виде непреложных законов разумного и эффективного ведения хозяйства:

"На самом деле система  социальных льгот... в первую очередь  непрозрачна, неэффективна и нерыночна. Она искажает реальную экономическую  картину. При нынешней системе  практически невозможно подсчитать  и учесть, сколько льгот и кем  было востребовано за тот или иной период, какое ведомство их должно оплачивать и в каком объеме, воспользовался ли соответствующей льготой тот, кому она положена, или кто-то другой. И так далее" 10Когда в заключение заходит речь о злоупотреблениях льготами, не остается никаких сомнений в том, что скрывается за так называемой "проблемой подсчета": очевидно, чем сильнее государство наступает на нуждающихся людей, тем важнее отличать "настоящих" нуждающихся от "мнимых".

Другой аргумент реформаторов заключается в том, что предусмотренные законом льготы зачастую все равно не предоставлялись:

"Правительство признаёт, что предусмотренные компенсации  приблизительно лишь наполовину  возместят прежние теоретические  права, однако при этом оно  напоминает, что для большинства  льготников некоторые права были  всего лишь теоретического характера" "Нойе Цюрихер Цайтунг", 03.07.04.

Те, кто целенаправленно осуществляет переход к рынку, ссылаются на последствия этого перехода: раз уж капитализм все равно подорвал старую систему снабжения, так почему бы пострадавшим совсем от нее не отказаться и не осознать преимущество денежных выплат! И уж конечно, абсолютно неуместным был бы выбор в пользу старой системы снабжения, а не в пользу рынка.

В придачу массы получают возможность оценить сокращение своего материального обеспечения как вклад в установление доверительных отношений между правящими и управляемыми:

"Самое плохое - это  когда государство берет обязательства  и не выполняет. Это хуже, чем  брать на себя скромные обязательства, но во что бы то ни стало  добиваться их исполнения, тогда  у народа хотя бы не пропадает  вера в государственную власть  и все другие институты, которые  тесно связаны с государственной  властью" выступление Путина на  совещании с представителями  профсоюзов, 28.11.01.

Ну и агитация! Вот как, оказывается, создается доверие народа к государственной власти. Нет, глава государства не должен обещать народу благ, если все равно не хочет воплощать их в жизнь. Наоборот: он должен честно признаться, сколько вреда собирается нанести своим подданным - тогда, дескать, народ будет считать его по-настоящему правдивым президентом. Так, наперекор всей западной общественности, Путин доказал: уж кто-кто, а он-то разбирается в демократии!

3.3 Следующая задача социальных  реформ

Как достигнуть новых успехов в экономическом росте, используя проблемы с жильем и расходы на медицинское обслуживание

Сектор здравоохранения также подвергся воздействию рыночных законов. Так что и в области медицинского обслуживания многое из того, что по закону в принципе должно предоставляться бесплатно, можно получить в лучшем случае за взятку. Разрушив рынком "доступное" медицинское обслуживание, правящие реформаторы и тут предлагают себя в качестве друзей и помощников:

"Главная цель модернизации  российского здравоохранения - повышение  доступности и качества медицинской  помощи для широких слоев населения... Гарантии бесплатной помощи часто  носят декларативный характер. А  люди так и не понимают, что  могут получить бесплатно, а за  что должны доплачивать".

Этот недостаток может быть устранен - при помощи государственного закона, который устанавливает, за что люди обязательно должны платить: само собой разумеется, "только" за "дополнительную медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения". "Одновременно надо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования" (Путин).

И наконец, в этой сфере тоже должен быть налажен бизнес. Руководству страны прекрасно известно, сколь мало для этого годится покупательная способность тех, кто пользуется услугами здравоохранения, и поэтому в качестве клиента фармацевтической промышленности будет выступать государственный бюджет:

"Российский фармацевтический  рынок в 2005 г. может вырасти почти  в полтора раза вместо прогнозируемых  экспертами 10%. Такой рывок ему  обеспечит федеральная "Программа  лекарственного обеспечения отдельных  категорий граждан", на которую  государство планирует выделить $ 1,8 млрд... Сотрудник пресс-службы  Минфина так описал "Ведомостям" путь этих средств: их получателем  станет Фонд обязательного медицинского  страхования (ФОМС), который передаст  деньги в Федеральную службу  по надзору в сфере здравоохранения" .11

В жилищном секторе российская власть столкнулась с тем фактом, что действующие правовые нормы мешают преобразованию этого сектора в сферу деловой активности предпринимателей. И к устранению этих препятствий руководство страны приступает с той же решительностью, с какой и в других общественных сферах осуществляет переворот в жизненных условиях своих граждан, с тем чтобы сделать их живым инвентарем процветающей рыночной экономики. Однако президент Путин аргументирует с точностью до наоборот и старательно уверяет, что строить и жить невозможно без содействия класса, который бы зарабатывал на этом деньги.

Застройщики и банки должны наконец зарабатывать на жилищном деле - в этом заключается новый рычаг обеспечения, которое, правда, в результате ничего общего с обеспечением не имеет:

"Пока что закон об  ипотеке действует очень ограниченно. Главная причина - противоречивое  российское законодательство. Например, по закону нельзя выселять  людей из квартиры. Эта норма  служит социальному благополучию. Но банк не даст кредит на  жилье, если не получит это  жилье в качестве залога. Поэтому  Госдума уже получила к рассмотрению  соответствующую поправку"

Ибо если для покупки жилья должен предоставляться кредит под залог этого самого жилья, то нынешние жильцы мешаются под ногами. Т. е. речь идет о принятой при Ельцине правовой норме о приватизации, в соответствии с которой жильцы смогли получить свои квартиры в собственность за небольшие деньги. И поэтому для того, чтобы жилье в значительном количестве появилось на рынке, нужно освободить "формальных собственников" от их собственности:

"В России многие  квартиры формально находятся  в собственности жильцов, которые, однако, должны платить за коммунальные  услуги". "С 1 апреля поправки  в жилищный кодекс дают право  на выселение людей из квартир  за неуплату жилищно-коммунальных  услуг - таких как газ, телефон, электричество  и т.д. " Владимир Волков, "Речь  Путина перед Федеральным собранием - программа дальнейшего наступления  на жизненный уровень масс", немецкая версия.

При помощи этих изменений в законодательном положении, а также посредством повышения платы за коммунальные услуги созданы рычаги, позволяющие обращать отсутствие денег против жильцов; помимо этого в Москве и Санкт-Петербурге аналогичное действие оказывает повышенный налог на недвижимость:

"Выселением неплательщиков  в общаги дело, видимо, не ограничится. Из центра Москвы съедут остатки  пенсионеров и интеллигенции. А  многие семьи вынуждены будут  подыскать себе более скромное  жилье. К таким последствиям приведет  резкое повышение налога на  имущество граждан, планируемое  правительством". 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на протяжении всего периода реформ действия властей носили по большей части рефлекторный характер и диктовались не выбранной социальной стратегией, а требованиями конкретного момента или отдельных групп населения. Практически отсутствовали социальные меры превентивного характера. В результате не только конкретные составы правительства, но и сама идея реформирования страны постепенно утрачивала социальную поддержку. С другой стороны, решающего значения для государственной машины это обстоятельство уже не имеет. Как показала практика последних выборов в Государственную Думу, демократические формы борьбы за общественную поддержку остались в прошлом. В настоящее время наибольший эффект дают совсем другие, уже отработанные в полевых условиях технологии, которые делают социальную базу необычайно нетребовательной и манипулируемой.

"Ельцинская эпоха" закончилась, однако накопленные  за этот период проблемы продолжают "раскачивать" российское общество. Конкретные действия и планы  правительства не выходят за  рамки прежней логики. Так, на  всероссийском совещании "Основные  источники социального развития  РФ в 1999 году и задачи на 2000 год", состоявшемся 1 марта в Доме  правительства, в качестве основного  приоритета на текущий год  было выдвинуто "решительное улучшение  жизненного уровня граждан", при  этом "активная социальная политика  должна ориентироваться не на  минимальные социальные стандарты, а на нормальную жизнь". Однако  никаких конкретных предложений  за этими оптимистическими утверждениями  не последовало, и механизм реализации  данной программы, если он вообще  разработан, обнародован не был.

Уходящий век стал для нашего Отечества эпохой роковых испытаний, быть может самых тяжелых за всю его историю. Две мировых и гражданская войны, массовый террор и голод, - таковы лишь некоторые вехи российской истории XX столетия. Неисчислимыми были жертвы россиян. Историки расходятся в определении общего количества павших на полях сражений, умерших от голода и лишений, замученных в фашистских и советских концлагерях. Однако очевидно, что счет здесь идет на десятки миллионов.

Был ли какой-то глубинный смысл во всех этих неимоверных страданиях и гигантских усилиях? Не являлись ли напрасными труды и подвиги ушедших и ныне живущих поколений? Не подтвердила ли российская история последнего столетия горькие слова, высказанные в свое время Петром Чаадаевым: "Мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений".

Бесспорно, трагический опыт российского эксперимента по созданию "земного рая" стал уроком и предостережением для всего мира. Речь идет не только о том, что на нашем примере была выявлена несостоятельность насильственных, террористических путей достижения общественной справедливости. По общему признанию, значительные достижения в преобразовании капиталистической цивилизации, в ее гуманизации, - в немалой степени стали ответом на "вызов России", "вызов коммунизма". Целый ряд идей и принципов общественного устройства, декларированных Лениным и его последователями (устранение социальных контрастов, планирование экономики, коллективные формы хозяйства), нашли реальное воплощение в практике современных развитых стран.

Какое же значение имел опыт уходящего века для самих россиян? Быть может, глубинный смысл нашей истории минувших десятилетий состоял в том, что таким - самым тяжелым, нелепым, расточительным путем - формировались определенные предпосылки для перехода России к цивилизованному, демократическому обществу. Ценой неисчислимых жертв был создан мощный экономический, научно-технический, культурный потенциал.

Несмотря на все потери прошлых и нынешних лет, нам нет оснований для "комплекса неполноценности". Россия не стала и, будем надеяться, никогда не станет "Верхней Вольтой с ракетами". У нашей страны есть вполне достаточные материальные и человеческие ресурсы, чтобы занять достойное место в мировом сообществе, а, возможно, как считают некоторые аналитики, и возглавить мировое движение к новой - "духовно-экологической" цивилизации.

В прошлые десятилетия в недрах сверхцентрализованной системы формировались и определенные социальные, духовные, психологические предпосылки для демократизации России. Квалифицированные рабочие, многочисленная интеллигенция, значительные группы с определенным достатком, - стали в известной мере аналогом или прообразом "средних слоев", являющихся в развитых странах массовой базой для демократии.

Информация о работе Социальные реформы в РФ