Социальные сети и стиль жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:57, реферат

Описание работы

Данная работа направлена на изучение возможных связей между концептами «социальная сеть» и «стиль жизни». Ее цель – предоставить теоретическое обоснование применения модели социальной сети для анализа эмпирических данных о стиле жизни представителей одной социальной организации или группы.

Содержание работы

Введение. 3
Социальные сети и стиль жизни. 4
Габитус и социальный капитал, как предиктор стиля жизни. 4
Дружба и досуг. 6
Социальные сети и досуг. 8
Негативные последствия принадлежности к социальной сети. 8
Множественность социальных ролей. 10
Заключение 11
Литература. 12

Файлы: 1 файл

Реферат Шестернина.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Национальный Исследовательский  Университет – Высшая Школа Экономики

Факультет социологии

Специализация "Социальная теория и прикладное социальное знание"


 

 

 

 

 

Реферат

Социальные сети и стиль  жизни.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4курса 
434 группы 
Шестернина Юлия

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012. 

Оглавление

 

 

Введение.

Стиль жизни формируется под  влиянием социального и материального окружения человека, влияя на его потребительские и семейные практики. Стиль жизни – это совокупность повседневных действий, на которые затрачиваются время и энергия индивида. Кажется возможным использовать сетевой анализ, как основу изучения формирования этой собирательной индивидуальной характеристики. Однако, для применения специального инструментария сетевого анализа необходимо научно подтвердить влияние социальной сети на то, как ведет себя  индивид и какие роли он играет в обществе. Можно так же предположить, что влияние будет не односторонним и от стиля жизни зависят контакты его обладателя и их формирование. Данная работа направлена на изучение возможных связей между концептами «социальная сеть» и «стиль жизни». Ее цель – предоставить теоретическое обоснование применения модели социальной сети для анализа эмпирических данных о стиле жизни представителей одной социальной организации или группы.

Две классические теории базовые для данного вопроса – это понятие габитуса Пьера Бурдье и понятие социального капитала в трактовке Роберта Патнама [1]. Габитус предполагает систему ценностей, сложившуюся под влиянием социального окружения, и влияющую на воззрения и действия индивида. Социальный капитал – это один из видов капитала, способствующий достижению блага за счет социальных контактов. Отношение между стилем жизни и позицией в социальной сети или характеристиками самой сети, таким образом, будет описываться, как осознанное или бессознательное подражание референтной группе в первом случае; и как осознанная целенаправленная адаптация к принятым нормам проведения времени и следование им во втором. Не обойтись здесь так же без концепции сильных и слабых связей Грановеттера. Сильные связи описывают тесную дружбу и родственную связь, слабые – знакомство и приятельство.

Социальные сети и стиль жизни.

Габитус и социальный капитал, как предиктор стиля жизни.

В исследовании элитного британского  поселка The Heath вовлеченность в социальную сеть является не фактором стиля жизни, а его последствием [2]. Поскольку он находится в отдалении от города, The Heath обладает собственным клубом, объединяющим в себе спортивные залы и площадки, сауну, место для проведения собраний и бар. Жители элитного поселка – это выходцы из семей среднего класса  высшего среднего класса, а так же повысившие свой социальный статус бывшие представители рабочего класса.

Хозяева и  арендаторы домов в Heath мало взаимодействуют друг с другом. Дружба или приятельство между ними основывается либо на наличии детей школьного возраста, либо на совместном посещении клуба. Причем оба случая, соответствуют модели социального капитала Роберта Патнэма – в первом родители экономят ресурсы объединяясь для подвозки детей в школу, во втором случае, жители поселка нуждаются в партнере по теннису, например, и находят его среди своих соседей. Эти слабые социальные связи мало влияют на стиль жизни и устойчивые практики «односельчан». Скорее, наоборот, в The Heath, стиль жизни и предпочтения влияют на потребность в выстраивании социальной сети.

Эту идею подтверждает зависимость посещения спортивных залов, сауны и бассейна от уровня полученного образования – среди тех, кто регулярно пользуется перечисленными услугами клуба, около 55% людей с высоким уровнем образования и в среднем 15% тех, кто представляет наименее образованный слой жителей The Heath. Более того, выходцы из семей рабочего класса – самые редкие посетители спортивных залов клуба. Они более склонны к посещению бара. Они же чаще заводят друзей среди соседей. Представители династий беловоротничковых профессий более склонны к поддерживанию дружеских контактов с коллегами и друзьями вне поселка.

Основываясь на описанных тенденциях, автор утверждает, что стили жизни  жителей The Heath определяются выработанным вне поселка габитусом. Концепция социального капитала объясняет постепенное выстраивание социальной сети между ними, а сложившийся вне влияния новой сети габитус представителей среднего и высшего среднего класса определяет досуг и предпочтения в дружбе. Он позволяет людям объединяться в сети, постепенно влияя на привычки и представления представителей более низких слоев.

 

Однако габитус общий и выработанный в другой сети – не единственный фактор стиля жизни представителей социальных сетей. Итальянские авторы Бринори, Росси и Гуиди [3] описывают «сообщества потребительской солидарности», образованные на основе вкусовых предпочтений, а именно сообщества потребления натуральных, или, как их называют, фермерских продуктов. Поскольку такие овощи и мясо выращиваются обычно на небольших фермах, раскиданных по всей окраине города, жители Тосканы, а вслед за ними и другие итальянцы, объединяются в небольшие группы – ассоциации. Глава ассоциации собирает продуктовые заказы по электронной почте и формирует общие заказы в несколько фермерских хозяйств. Раз в неделю члены группы едут за товарами и привозят их в определенное место в городе. На таких еженедельных собраниях решатся организационные вопросы, принимаются решения, которые далеко не всегда относятся только к основным целям группы. Так со временем группы становятся политически активными объединениями, отстаивающими контроль качества продуктов питания в стране. Вовлекаясь в политические дискуссии, они начинают сотрудничать с локальными политическими партиями, меняют свое электоральное поведение в их пользу.

Таким образом, любители натуральной еды вступают в социальные сети, влияющие на их стиль жизни посредством связывающего социального капитала, апеллирующего к мотиву взаимной выгоды.

Дружба и досуг.

Центральное место в дружеской  сети передачи информации, вопреки  принятому некоторыми исследователями  мнению, оказалось незначимым предиктором стиля жизни, в отличие от силы связей между узлами. «Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты» - это не только народная мудрость, но и краткое резюме работы Алана Варда и Гиндо Тампаболона «Социальный капитал, сети и досуг» [1]. Опираясь на данные «Британского панельного исследования домохозяйств» за 1997, 1998 и 1999 год, они выявили зависимость посещения и интенсивности проведения разных типов досуга и силы связей между членами социальной сети. Они разделили домашнее времяпрепровождения и виды досуга, требующие выхода из дома. Среди последних было выделено шесть категорий: спорт или прогулки, присутствие на спортивных мероприятиях, посещение кинотеатров, посещение театров или концертов, питание вне дома, посещение «питейных» заведений. Оказалось, что среди тех, кто регулярно проводит досуг всеми шестью способами, почти в три раза больше людей с близкими дружескими отношениями (26%), чем тех, кто проводит время с лучшими друзьями, связанными с ними слабой связью (9%). Более того, если лучшие друзья не только связаны «сильно», но и обладают одинаковыми демографическими характеристиками, тенденция к разнообразию способов досуга усиливается. Гомофильность определялось на основе трех характеристик – пола, возраста и географической дистанции. Причем общность последней, как и следовало ожидать, особенно влияет на частоту проведения развлекательного досуга вне дома.

Досуг, проводимый дома или досуг менее развлекательного характера, как ни странно, тоже оказался более интенсивным среди тех, кто обладает сильной связью со своими лучшими друзьями. Эти люди с большей вероятностью имеют хобби, которое можно коротко охарактеризовать как «Сделай сам» или «своими руками» и занимаются повышением своего образовательного уровня. Единственный вид досуга, характерный в большей степени тем, чьи социальные связи слабее – это садоводство. Так же этим людям свойственно проводить много времени за выполнением разнообразных домашних обязанностей.

В качестве возможного объяснения выявленной зависимости, авторы приводят работу Аллана, описывающего механизм развития дружбы, требующий постепенного изменения мест встречи. Так, например, люди, познакомившиеся на футбольном поле, установив более тесную связь, могут пойти вместе в бар, а укрепив отношения начать приходить друг у другу в гости. Другое объяснение значимости дружбы для потребления, в том числе и потребления в сфере досуга, авторы находят в работе Беккера, отмечающего, что опыт потребления включает в себя и опыт получения реакции на него друзей и знакомых. При дальнейшем потреблении опыт позволяет выбрать тот товар или услугу, которые вызовут бОльшее одобрение в глазах окружения.

Дружба  оказалась незначимой при изучении влияния на гражданскую активность

респондентов. Здесь особенно проявилась вовлеченность в волонтерские организации  и добровольческие ассоциации. Членство в организациях основывается на менее крепких и эмоциональных связях, чем дружба и потому длится меньше. Однако оно оказывает воздействие на проведение досуга, особенно на волонтерство и участие в локальных политических движениях, питание вне дома и спорт/прогулки. Интересно, что на этот фактор так же оказывает влияние тесная дружба – те, кто обладает сильными связями со своими лучшими друзьями с большей вероятностью относятся к категории состоящих хотя бы в одной волонтерской организации.

Интересным результатом анализа  данных Британского панельного исследования является так же независимость количества друзей на вовлеченность в досуговую деятельность. Следовательно, на стиль жизни представителя социальной сети оказывает влияние сила связей с другими, но не их количество.

Социальные сети и досуг.

Значительное влияние социальной сети на стиль жизни выявил израильский  автор Йона Гинсберг [4], анализируя совместный досуг супругов, живущих в двух соседствующих поселениях: Атиква и Эллиягу в 1964 году. Он опросил 1111 представителей домохозяйств из обоих соседствующих мест. Почти все жители Атиквы – выходцы из восточных арабских стран - сефарды, большинство в первом или втором поколении из Турции и Ирака. Эллиягу на 65% состоит из европейских евреев – ашкеназов, на 35% из сефардов.

Неудивительно, что в Атикве восточный  стиль жизни преобладал в большинстве  семей – женщины редко выходили с мужьями в кафе и кинотеатры, иногда посещали с ними театры и без мужей, но с подругами позволяли себе иногда сходить в музей. В Эллиягу большинство женатых мужчин проводили досуг вне дома со своими женами, чаще покидали пределы поселения и отправлялись в кинотеатр или на встречу с друзьями и так же не ходили с женами в музеи. Самое интересное в данной работе – это зависимость совместного досуга супругов из Эллиягу от уровня образованности и отсутствие корелляции между происхождением и частотой посещения развлекательных заведений с женой. Даже с учетом всех прочих факторов, анализ показал, что, сефарды, живущие в одном поселении с европейцами ашкеназами ведут такой же образ жизни, как и соседи, в то время, как жители Атиквы сохраняли традиционный уклад. Стоит так же отметить, что сеть контактов жителей Атиквы состояла в основном из соседей, а друзья представителей Эллиягу более чем в половине случаев были жителями других городов и поселений.

Негативные последствия принадлежности к социальной сети.

Роберт Патнам описывает социальный капитал в терминах полезного результата и выгоды. Такой односторонний взгляд вызывает критику авторов,использующих этот концепт. Трэйси Шилдрик и Роберт Макдоналд описывают ситуацию «связывающего» социального капитала молодых людей из северо-восточной Англии [5]. Почти все жители бедного района в довольно юном возрасте – до 20ти лет – сталкиваются с потерей членов семьи и источников к существованию. В такой ситуации, они вынуждены держаться за свою локальную социальную сеть, чтобы не лишиться отношений взаимовыручки, которая может понадобиться неожиданно. В бедном районе принято искать работу через знакомых и друзей, поэтому большинство работает на малооплачиваемых должностях и занимается физическим трудом. Попытка трудоустроиться другим способом имеет маленькую вероятность успеха, но наверняка вызовет осуждение окружения. Таким образом молодые люди оказываются в состоянии устойчивой социальной эксклюзии.

Чтобы преодолеть социальные трудности  молодых жителей Тиссайда, там  были открыты вечерние курсы. Там обучают нешкольным дисциплинам и проводят профессиональную подготовку по «ремесленным» специальностям. На момент проведения исследования на курсы ходило девять человек, являющихся членами плотной дружеской социальной сети.

Таким образом, социальные сети – это источник как легитимации неодобряемых действий, так и «связывающего» социального капитала, не дающего изменить стиль жизни и вырваться из состояния социальной эксклюзии.

 

Социальные сети школьной дружбы так  же могут пагубно сказываться  на стиле британских девушек из любых районов. Мода, стремление к ассоциации со взрослыми школьниками, желниае иметь собственную тайну, сложившаяся практика подтверждения дружбы через одалживание сигареты или совместное курение приводят к тому, что британские социологи предлагают перестать называть курение в возрасте от 14 лет отклоняющимся поведением. В работе Фина Каллена [6] описано, как девочки демонстрируют принадлежность к группе друзей с помощью перехода на другую марку сигарет, завязывают контакты, одалживая сигарету, и зарабатывают, продавая сигареты поштучно своим одноклассникам. Попытки социальных работников объяснить механизмы появления вредной привычки не могут искоренить ставший неотъемлемым элемент, иногда «сетеобразующий» элемент сети – курение. 

Множественность социальных ролей.

Социальные сети могут представлять из себя совокупность связей меду конкретными узлами, схему социальной дифференциации, пути передачи информации и ресурсов. Г. Сталкер предложил рассматривать множественность ролей индивида, как эгоцентрическую социальную сеть [7]. На каждую социальную роль, такую как семейная, профессиональная и дружеская, человек тратит время, поэтому список социальных ролей одного человека всегда будет конечен.

Общественное социальное исследование в Канаде, со структурированной по географическим областям выборкой в 7997 человек, предоставило данные для анализа. Были получены следующие результаты: на множественность ролей позитивно влияют:

-наличие семьи и детей старше  пяти лет

-частичная занятость и как следствие, наличие свободного времени

-женский пол, т.к. круги общения  женщин менее однородны

-наличие супруги у мужчины

Отсутствие влияния показали переменные «образование», «проживание в городе», «здоровье». Негативное влияние оказывают  на множественность социальных ролей возраст, большое количество домашних обязанностей, более чем полуторачасовой просмотр телевизионных программ в день.

Исследование влияния старения на досуг Лианы Сэйер и Жанет  Горник так же демонстрирует снижение диверсификации социальных ролей с увеличением возраста [8]. В результате ухода на пенсию, социальные связи многих людей с возрастом резко ослабевают. Смерти друзей так же сокращают социальные сети пожилого населения. Выход на пенсию не компенсирует уровень досуговой активности, и как ни странно не увеличивает, а сокращает объем выполняемых домашних обязанностей, в силу более активного внимания к вопросом здоровья.

Информация о работе Социальные сети и стиль жизни