Социальные службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является ознакомление с службами социальной помощи в России. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи населению в Российской Федерации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- Изучение истории развития социальной помощи в РФ.
- Изучить правовое регулирование сферы социального обеспечения.
- Определить понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ.
- Рассмотреть субъекты социального обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 История развития социальной помощи в России 5
§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки 5
§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.) 7
§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения 14
Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения 17
§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 17
§ 2.2 Субъекты социального обеспечения 20
Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 23
§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб 23
§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 29
Заключение 34
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

курсаччччч.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования

«Челябинский  юридический техникум»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Право и организация социального обеспечения»

Тема: «Социальные службы в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Бикбаев Бегежан Сергалиевич

Студент группы № 

Проверил  преподаватель:

Брюхова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Челябинск

2012

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1 История развития социальной помощи в России 5

§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки 5

§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.) 7

§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения 14

Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения 17

§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 17

§ 2.2 Субъекты социального обеспечения 20

Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 23

§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб 23

§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 29

Заключение 34

Библиографический список 35

 

 

Введение

 

Выбранная мной тема очень  актуальна в наши дни. Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференсация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует  от государства и неправительственных  организаций, общественных объединений  принятия адекватных мер прежде всего  в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения  социальной безопасности.

Целью моей работы является ознакомление с службами социальной помощи в России. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи  населению в Российской Федерации.

Основными задачами при  исследовании в данной работе являются:

- Изучение истории развития  социальной помощи в РФ.

- Изучить правовое регулирование сферы социального обеспечения.

- Определить понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ.

- Рассмотреть субъекты социального обеспечения.

          - Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 

- Изучить правовые основы работы социальных служб.

Объект исследования - организационные аспекты социального обслуживания населения. Предмет – законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации.

Социально - экономическая  ситуация в Российской Федерации  в целом имеет кризисный характер. Анализ используемых государством методов  социальной политики приводит к выводам  о недопущении особенно острых кризисных  ситуаций в отдельных регионах способных  привести к социальным взрывам, поводом  для которых может служить  аномально высокая территориальная  дифференциация. Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства, в том числе и по социальным проблемам. Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, закрепляются путем принятия социального законодательства по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность, и т.д. Для реализации принятых социальных законов Правительство  РФ, министерства и ведомства разрабатывают  условия и нормы, порядок их практического  применения. Особенно важна законотворческая деятельность по социальной защите на региональном уровне, она позволяет  решать конкретные социальные задачи, с учетом реального положения  дел осуществлять социальную защиту населения в регионе.

При написании работы использовались теоретический, анализирующий, обобщающий методы исследования. При написании  автор использовал такие источники  как законодательные и нормативные  документы, устав одного из видов  социального учреждения, литературу выпускаемую Минсоцзащиты России, или  статьи таких авторов как Баринова, Калашников и другие.

В работе содержится введение, три  главы и заключение.

 

 

 

 

 

Глава 1 История развития социальной помощи в России

§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки

XI – XIII в.в. Основная  задача попечения сирых и убогих -“питание”. Форма поддержки  носила спонтанный характер, не  имела закрепленных финансовых  механизмов (милостыня, подаяние). Помощь  на уровне власти носила временный  и непостоянный характер. Церковь  делает первые шаги по открытию  больниц, богаделен, а также  закладывает основы медицинской  помощи и просветительской деятельности.

XIII-XVIII вв. Государство проводит  политику, направленную на регламентирование  деятельности монастырей, ограничение  распространения профессионального  нищенства. Берет под контроль  деятельность богаделен, проживание  в них больных и нищих. Принимает  первые попытки борьбы с голодом  и эпидемиями. С этой целью  организуются приказы, издаётся  ряд законов, регламентирующих  действия местных властей, церкви, феодалов и “скудных людей”  в период голода. «Житный приказ»  ведал дворами, где хранился  запас зерна на случай голода. Вводилась государственная монополия  на цены, раздачу хлеба в долг, право перехода от феодала  в другие земли. В 1682 году  принят “Приговор” (решение) церковного  Собора о призрении больных  и нищих.

1700-1860 гг. Становление государственной  системы социальной защиты населения.  Общественное призрение не ограничивается  только социальной помощью, но  включает в себя и меры по  воспитанию и профессиональному  воспитанию, сословному обучению, интеграции  женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональному  обучению инвалидов. Данный период  характеризуется высоким подъемом  системы социальной защиты, но  в то же время отсутствием  единых подходов к социальному  обеспечению нуждающихся, периодичности,  децентрализации в области финансовой  политики.  
В 1701 году 8 июня Петр I издал Указ «Об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» 
Указ № 1856 – 1701 года 8 июня Именной – об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых.

Великий государь указал: в  домовых Святейшего Патриарха богадельным  нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания  милостыни, а для десяти человек  больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение  чинил.

В 1712 году принят Указ “Об  учреждении во всех Губерниях гошпиталей”. Особую роль в укреплении данной системы  сыграла деятельность Екатерины II: создано ряд учреждений общественного  призрения, имеющих государственный  статус, которые были закреплены в  Манифесте от 1 сентября 1763 года. 

В изданном в 1775 году “Учреждении  для управления губернией” впервые  в истории России законодательным  путем была установлена система  общественного призрения для  всех гражданских сословий. На губернские органы управления возлагалась обязанность создавать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные дома, смирительные дома.  Первоначально организация и содержание учреждений финансировались из государственной казны. Позднее отчислялась часть средств из доходов городов на их содержание.

В 1764 году было создано одно из первых благотворительных обществ  в России – Общество воспитания благородных девиц. В 1797 году принимается  Указ Павла I о назначении его супруги  Марии Федоровны руководить всеми  социальными учреждениями. С именем Марии Федоровны связан крупнейший этап в истории развития отечественного благотворения, ее называли Министром  благотворительности.1860- 1917 г.г. В России начинается новый этап в развитии социальных отношений, характеризующийся  развитием меценатства и благотворительности, а также объединением социально-философских  воззрений на человека и общество и социальной практики.

 Создаются научные,  общественные и благотворительные  общества, фонды и прочее, которые  пытались объединить вокруг себя  людей, не согласных с существующим  разделением материальных ценностей  и социальным расслоением (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей – безвозмездным.

До 1912 года в России государственное  обеспечение касалось только военнослужащих и чиновников.  В 1912 году был принят страховой закон, в соответствии с которым 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности, были также охвачены государственным пенсионным обеспечением.

Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они  оказывают не только сословную поддержку, но и решают большой спектр социальных проблем.

§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.)

После 1917 года открывается  новый этап в развитии социальной помощи в России, когда главным  и определяющим субъектом в разработке социальной политики и оказании социальной помощи и поддержки нуждающимся  становится государство. 

Проводится в жизнь  социальная политика, направленная на поддержку и помощь слабым и больным, инвалидам и престарелым, женщинам и детям. Эта политика включает в  себя систему разнообразных государственных  пособий и выплат, направленных на достижение социального равенства  и равновесия в стране.

В октябре 1917 года был учрежден Наркомат государственного призрения  России, который в апреле 1918 года был переименован в Наркомат социального  обеспечения Российской Федерации (НКСО). Именно эта дата является датой  основания государственной системы  социального обеспечения в советской  России.

1 октября 1918 года Советом  народных комиссаров принимается  Положение о социальном обеспечении  трудящихся, определены виды и  круг лиц, подлежащих социальному  обеспечению.

25 июня 1918 года на Съезде  комиссаров социального обеспечения  определена организационная структура  управления органов социального  обеспечения (центральные, губернские, уездные), рассмотрены проблемы разграничения  полномочий между НКСО и другими  комиссариатами. По архивным данным  распоряжением Царицынского губернского  революционного комитета от 7 апреля 1918 года было определено: «…Создать  губернский отдел социального  обеспечения. Развернуть работу  на местах». Первым заведующим  губернским отделом соцобеспечения  назначен Потапов (имя и отчество  в архивных документах не сохранилось).

9-11 ноября 1919 г. в г.  Николаевске состоялся 2-й Губернский  съезд отделов социального обеспечения  Царицынской Губернии, который постановил: «под”отделы Снабжения должны  быть соорганизованы во всех  суобезах, усобезах губерний».

21 января 1920 года произошло  слияние губернского отдела Труда  и губернского Отдела социального  обеспечения. Остаются в прежнем  виде нормировочно – тарифный  подотдел и подотдел распределения  рабочей силы, действующие на  основании положений, изданных  в свое время наркомтруда. 

2 июня 1920 года состоялся  1–й Царицынский Губернский съезд  «заведующих отделами Труда и  Собеса и инспекторов труда». На съезде многие отделы выступили с докладами. Организовывались отделы постепенно по мере нахождения соответствующих и сведущих работников по уезду: открыты Дома Призрения, дневные ясли для детей, приюты, детские сады. Была оказана по возможности помощь пострадавшим от контрреволюции и стихийных бедствий. 
В середине 1920 года начинается разграничение функций и полномочий в области социального обеспечения различных ведомств: НКСО, Комиссариат труда, Биржа труда, Комиссариат здравоохранения.

С 1920 года начали создаваться  губернские и уездные отделы соцобеспечения на местах. К концу 1920 года определены меры социального обеспечения, названы категории лиц, имеющих право на государственное социальное обеспечение по безработице, размер пособия для них. Постановлением СНК «О социальном обеспечении инвалидов» установлено право на соцобеспечение при инвалидности в порядке социального страхования всем трудящимся, работающим по найму и потерявшим трудоспособность вследствие увечья, профзаболевания или старости.

После 1920 года менялась политическая и экономическая обстановка в  России - менялись и функции отделов  на местах, четче определялись их цели и задачи. Отделы ведали обеспечением трудящихся, потерявших трудоспособность, инвалидов войны и труда, семейств в случае потери кормильцев, обеспечение жертв стихийных бедствий, безработных, борьбой с нищетой и проституцией. За период с 1 ноября 1920 года по 15 мая 1921 только Красноармейским уездным отделом соцобеспечения приняты и зачислены на пенсию 225 инвалидов-красноармейцев, 276 семьи без вести пропавших и убитых красноармейцев. Всего на 15 мая 1921 года в этом уезде на пенсии состояло 4135 пенсионеров. 

Информация о работе Социальные службы в Российской Федерации