Социальные службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является ознакомление с службами социальной помощи в России. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи населению в Российской Федерации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- Изучение истории развития социальной помощи в РФ.
- Изучить правовое регулирование сферы социального обеспечения.
- Определить понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ.
- Рассмотреть субъекты социального обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 История развития социальной помощи в России 5
§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки 5
§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.) 7
§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения 14
Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения 17
§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 17
§ 2.2 Субъекты социального обеспечения 20
Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 23
§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб 23
§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 29
Заключение 34
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

курсаччччч.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

В связи с необходимостью обеспечения неимущих групп крестьянского  населения в момент перехода от продразверстки к продналогу и уничтожения системы  принуждения в области перераспределения  продуктов среди крестьянского  населения, Народный Комиссариат социального  обеспечения РСФСР года принимает  решение о создании во всех губерниях  комитетов взаимопомощи (Циркуляр № 76 от 20 июля 1921 г.). Постановлением Совета Народных Комиссаров от 14 июля 1921 года функции Комкрасхозов передаются органам  Наркомсобеса. «Определен порядок передачи кредиторов, отпущенных на расходы  по оказанию помощи семьям красноармейцев. …Ликвидация и передача функций  Комкрасхозов  начинается с селькомкрасхозов и волкомкрасхозов и заканчивается Губкомкрасхозом». 

Постановлением Губернского  исполкома № 51 от 29.12.1926 г. ликвидированы  уездные отделы социального обеспечения  и созданы самостоятельные отделы: социального обеспечения, местного хозяйства, народного хозяйства, здравоохранения. Постановлением СНК от 24.08.1927 г. все  учреждения и отделы социального  обеспечения переданы в ведение  исполнительных комитетов территориальных  единиц. С 01.01.1938 года Постановлением Областного исполкома от 30.12.1937 г № 1999 организованы при районных исполкомах и районных Советах народных депутатов отделы социального обеспечения.

В 1927 году в СССР впервые  было введено пенсионное обеспечение по старости. В 20-е годы существующая система административно - территориального деления и управления были сложной, поэтому в конце 1927 года было принято решение «о единообразной системе в государстве» - сельский совет- район- область, край- республика.

В 1928 - 1929 годах вводятся пенсии по старости для рабочих. Установленный  возраст выхода на пенсию остается неизменным до сих пор, a для ряда категорий трудящихся он даже снизился.

В новом Положении ВЦИК и СНК (март 1928г.) было упорядочено пенсионное обеспечение инвалидов труда и семей, потерявших кормильцев Размеры пенсий устанавливались в зависимости от группы и величины инвалидности, производственного стажа и размера заработной платы. В положении ЦИК и СНК о пенсиях и пособиях по социальному страхованию от февраля 1930 г. было систематизировано законодательство о пенсионном обеспечении рабочих и трудящихся.

Конституция СССР 1936 года закрепила  право всех граждан на социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

В годы Великой Отечественной  войны главное внимание правительства  было направлено на организацию социального  обеспечения военнослужащих и их семей. В правительственных указах военных лет утверждал порядок  назначения пенсий и пособий лицам  высшего, старшего, среднего младшего начальственного состава, определялся  порядок установления пенсий и выплаты  пособий семьям военнослужащих в  военное время, утверждались льготы для семей погибших и без вести  пропавших фронтовике. Важным направлением социальной работы периода Великой  Отечественна войны и послевоенных лет стали социальная реабилитация раненых, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов, расширение сети детских домов для детей оставшихся без родителей.

Важнейшим событием в стране стало принятие в 1956 году закона государственных пенсиях, который оказал огромное влияние на дальнейшее развитие всей системы социального обеспечения. Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, появившийся в 1964 году, повысил уровень материального обеспечения пенсионеров.

В конце 50-х - начале 60-х гг. практически начался новый этап в развитии социального обеспечения. С 1961 года существенно расширяются  функции Министерства социального обеспечения РСФСР. По новому Положению в его компетенцию вошли выплата пенсий, обеспечение врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетны и одиноких матерей, предоставление протезно - ортопедической помощи. Таким образом, в стране было введено полное социальное обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, при наступлении старости или инвалидности и других, предусмотренных законом случаях.

Характерными чертами  социального обеспечения являлись его всеобщность, равное право на его получение, доступность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения, в том числе назначение пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, по выслуге лет; выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособия женщинам по беременности и родам, по случаю рождения ребенка; бесплатное медицинское обслуживание, больничное и санаторно - курортное лечение; снабжение протезными изделиями; профессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением ВТЭК; предоставление места в домах престарелых и инвалидов; содержание детей в летних лагерях отдыха и т.д.

В начале 90-х годов социальная работа приобрела самостоятельный вид профессиональной деятельности. Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 года № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе». Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник». Постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 дана тарифно - квалификационная характеристика должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, в которой его обязанности расширены.

Начало развития системы  социальной защиты населения Челябинской  области Постановлением губернского  революционного комитета № 7 от 11 августа 1919 года ознаменовано созданием отдела труда Челябинского губ-кома. Подотдел социального обеспечения и охраны труда является одним из 5 структурных звеньев отдела.

В июле 1920 года Постановлением президиума губернского исполкома отдел труда был разделен на 2 самостоятельных: отдел труда и отдел социального обеспечения. Отдел социального обеспечения включал следующие подразделения (подотделы): финансово - счетный, пенсий и пособий, подотдел пайка, по оказанию помощи пострадавшим от контрреволюции, охраны материнства и младенчества, инвалидный, по устройству мастерских для инвалидов и стариков, организационно - инструкторский, социального страхования, хозяйственный.

В ноябре 1923 года Постановлением ВЦИК Челябинская губерния была ликвидирована. Она вошла в состав Уральской области как Челябинский округ. Губсобес был переименован в окрсобес и подчинен общему отделу окрисполкома на правах подотдела. С декабря 1925 года он снова приобретает функции самостоятельного отдела.

В 1934 году произошло административно - территориальное деление страны и Челябинская область обрела свои границы в нынешнем виде. В этом же году, 9 марта, был образован областной отдел социального обеспечения, который под этим названием существовал до 1991 года. Облсобес руководил работой 9 домов - интернатов, 11 домов старости, 2 детских домов, профтехшколы и других учреждений. Аппарат состоял из 10 ответственных работников.

В последующие годы структура  облсобеса изменилась. Появились  отделы соцобеспечения при районных и городских исполнительных комитетах. В 1963 году действовали 2 облсобеса: сельский и промышленный. Они были объединены в 1965 году. К середине 70-х годов XX века вопросы социального обслуживания населения, пожилых граждан и инвалидов приобрели особый статус. Государство не имело возможности постоянно увеличивать число стационарных учреждений социального обслуживания, пожилые граждане крайне тяжело покидали родные дома и отрывались от ближайшего окружения. Вместе с тем, число нуждающихся в социальных услугах надомного характера росло. Было принято решение об организации центров социальной помощи малоимущим и нуждающимся в социальном обеспечении граждан.

К 90 - м годам на территории области была создана сеть учреждений социального обслуживания, в которой было занято (по данным за 1989 год) 3122 человека (без совместителей), в том числе в облсобесе - 63, в центре по начислению пенсий и пособий - 265, в 47 городских, поселковых и сельских отделах социального обеспечения - 400 человек. Всего в штате управления и собесах было занято 728 человек. В стационарных учреждениях (12 домов -интернатов для престарелых и инвалидов, 4 детских дома - интерната, 2 ПТУ для инвалидов) было занято 1487 человек. Имелись также 2 территориальных центра социального обслуживания с отделениями дневного пребывания на 100 мест. При центрах действовало 18 отделений социальной помощи на дому. Кроме того, 67 таких отделений имелось при отделах социального обеспечения и 2 при других организациях.

В 1990 г. главной задачей пенсионной службы было претворение в жизнь Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР», рассматривавшееся как первый этап пенсионной реформы. Наряду с выплатой пенсий в этот период развития системы социального обслуживания населения важной функцией собесов стало привлечение общественности к активному участию. Масштабным мероприятием явилась Всероссийская акция милосердия, проходившая с 20 августа 1989 года по 18 февраля 1990 года, которую организовали Минсобес совместно с отраслевыми министерствами.

§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения

Одним из направлений деятельности органов соцобеспечения стало участие  в создании благотворительных фондов. В Челябинской области было создано отделение Советского фонда милосердия и здоровья.

В соответствии с принятой на 1985 - 1990 годы программой развития стационарных учреждений для престарелых и  инвалидов «Забота» резко увеличились темпы строительства специальных жилых домов и интернатных учреждений. Всего предстояло построить 7 новых домов - интернатов. Наряду с расширением сети домов - интернатов программой «Забота» предусматривалось строительство специальных жилых домов для ветеранов в Сатке, Копейске, Миассе, Полетаево, Металлургическом районе г. Челябинска, Аргаяшском, Чесменском, Октябрьском и других районах.

В 1988 году с целью преимущественной поддержки тех, кто не входил в  организации инвалидов по зрению и слуху, в России было создано  Общество инвалидов. В 1991 году в Челябинске оно объединяло 18 тыс. человек (17 % от общего числа инвалидов). В 1989 году была расширена сфера обслуживания. В целом по области обслуживанием было охвачено 8143 человека.

В январе 1992 года во исполнение Указа  Президента РСФСР по реорганизации   центральных   органов   государственного   управления   РСФСР, управление соцобеспечения Челябинской области преобразовывается в управление социальной защиты населения, затем Постановлением главы администрации Челябинской области от 20.01.93г. № 14 - в Главное управление социальной защиты населения области. С 1990 года ГУСЗНО возглавил Вадим Васильевич Никитин.

Приоритетными направлениями в  работе Главного управления социальной защиты населения области являлись:

- выплата пенсий и пособий;

- социальная помощь незащищенным категориям населения;

- оздоровление детей из малоимущих семей и детей - инвалидов;

- содержание в домах - интернатах;

- предоставление инвалидам инватехники, изделий протезно - ортопе 
дических объединений;

- социальная защита граждан, подвергшихся радиационным воздейст 
виям; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- медико-социальная экспертиза.

В 2004 году Постановлением Губернатора  Челябинской области от 09.08.2004г. № 406, Главное управление социальной защиты области было реорганизовано в Министерство социальных отношений.

На современно этапе развития системы  социального обслуживания стратегическая цель деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области  и всей системы социальной защиты населения области - повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся  в помощи государства, то есть достижение социального благополучия, реальное снижение бедности в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Достижение этой цели строится по двум направлениям, соответствующим главным целям работы Министерства. Первое - повышение уровня доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки: выплата пособий, компенсаций, субсидий, предоставление установленных законом льгот и т.п. Второе направление - улучшение качества жизни пожилых людей, инвалидов, неблагополучных семей с детьми и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эта работа направлена на повышение  доступности и качества социальных услуг, совершенствование системы социального обслуживания населения, в том числе пожилых людей и инвалидов, совершенствование профилактической работы по предотвращению социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.

После выхода в свет 122 -го федерального закона о монетизаци, создана полная база данных получателей льгот. С 1 января 2005 года 298,5 тыс. федеральных льготников получают ежемесячные денежные выплаты. Наиболее существенные льготы предоставляются в натуральном виде: оплата жилья и жилищно-коммунальных услуг, проезд в общественном транспорте для федеральных льготников по льготному проездному билету.

С 1 июля 2011 года система предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг усовершенствована.

В области на 2012 год проживают 585 458 региональных льготников. Предоставление мер социальной поддержки региональным льготникам осуществляется на основании областных законов «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области», «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области и «О звании «Ветеран труда Челябинской области»». 

Информация о работе Социальные службы в Российской Федерации