Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью моей работы является ознакомление с службами социальной помощи в России. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи населению в Российской Федерации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- Изучение истории развития социальной помощи в РФ.
- Изучить правовое регулирование сферы социального обеспечения.
- Определить понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ.
- Рассмотреть субъекты социального обеспечения.
Введение 3
Глава 1 История развития социальной помощи в России 5
§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки 5
§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.) 7
§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения 14
Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения 17
§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 17
§ 2.2 Субъекты социального обеспечения 20
Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 23
§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб 23
§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 29
Заключение 34
Библиографический список 35
В связи с необходимостью
обеспечения неимущих групп крестьянского
населения в момент перехода от продразверстки
к продналогу и уничтожения системы
принуждения в области
Постановлением Губернского
исполкома № 51 от 29.12.1926 г. ликвидированы
уездные отделы социального обеспечения
и созданы самостоятельные
В 1927 году в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости. В 20-е годы существующая система административно - территориального деления и управления были сложной, поэтому в конце 1927 года было принято решение «о единообразной системе в государстве» - сельский совет- район- область, край- республика.
В 1928 - 1929 годах вводятся пенсии по старости для рабочих. Установленный возраст выхода на пенсию остается неизменным до сих пор, a для ряда категорий трудящихся он даже снизился.
В новом Положении ВЦИК и СНК (март 1928г.) было упорядочено пенсионное обеспечение инвалидов труда и семей, потерявших кормильцев Размеры пенсий устанавливались в зависимости от группы и величины инвалидности, производственного стажа и размера заработной платы. В положении ЦИК и СНК о пенсиях и пособиях по социальному страхованию от февраля 1930 г. было систематизировано законодательство о пенсионном обеспечении рабочих и трудящихся.
Конституция СССР 1936 года закрепила право всех граждан на социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
В годы Великой Отечественной войны главное внимание правительства было направлено на организацию социального обеспечения военнослужащих и их семей. В правительственных указах военных лет утверждал порядок назначения пенсий и пособий лицам высшего, старшего, среднего младшего начальственного состава, определялся порядок установления пенсий и выплаты пособий семьям военнослужащих в военное время, утверждались льготы для семей погибших и без вести пропавших фронтовике. Важным направлением социальной работы периода Великой Отечественна войны и послевоенных лет стали социальная реабилитация раненых, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов, расширение сети детских домов для детей оставшихся без родителей.
Важнейшим событием в стране стало принятие в 1956 году закона государственных пенсиях, который оказал огромное влияние на дальнейшее развитие всей системы социального обеспечения. Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, появившийся в 1964 году, повысил уровень материального обеспечения пенсионеров.
В конце 50-х - начале 60-х гг. практически начался новый этап в развитии социального обеспечения. С 1961 года существенно расширяются функции Министерства социального обеспечения РСФСР. По новому Положению в его компетенцию вошли выплата пенсий, обеспечение врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетны и одиноких матерей, предоставление протезно - ортопедической помощи. Таким образом, в стране было введено полное социальное обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, при наступлении старости или инвалидности и других, предусмотренных законом случаях.
Характерными чертами
социального обеспечения
В начале 90-х годов социальная работа приобрела самостоятельный вид профессиональной деятельности. Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 года № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе». Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник». Постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 дана тарифно - квалификационная характеристика должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, в которой его обязанности расширены.
Начало развития системы социальной защиты населения Челябинской области Постановлением губернского революционного комитета № 7 от 11 августа 1919 года ознаменовано созданием отдела труда Челябинского губ-кома. Подотдел социального обеспечения и охраны труда является одним из 5 структурных звеньев отдела.
В июле 1920 года Постановлением президиума губернского исполкома отдел труда был разделен на 2 самостоятельных: отдел труда и отдел социального обеспечения. Отдел социального обеспечения включал следующие подразделения (подотделы): финансово - счетный, пенсий и пособий, подотдел пайка, по оказанию помощи пострадавшим от контрреволюции, охраны материнства и младенчества, инвалидный, по устройству мастерских для инвалидов и стариков, организационно - инструкторский, социального страхования, хозяйственный.
В ноябре 1923 года Постановлением ВЦИК Челябинская губерния была ликвидирована. Она вошла в состав Уральской области как Челябинский округ. Губсобес был переименован в окрсобес и подчинен общему отделу окрисполкома на правах подотдела. С декабря 1925 года он снова приобретает функции самостоятельного отдела.
В 1934 году произошло административно - территориальное деление страны и Челябинская область обрела свои границы в нынешнем виде. В этом же году, 9 марта, был образован областной отдел социального обеспечения, который под этим названием существовал до 1991 года. Облсобес руководил работой 9 домов - интернатов, 11 домов старости, 2 детских домов, профтехшколы и других учреждений. Аппарат состоял из 10 ответственных работников.
В последующие годы структура облсобеса изменилась. Появились отделы соцобеспечения при районных и городских исполнительных комитетах. В 1963 году действовали 2 облсобеса: сельский и промышленный. Они были объединены в 1965 году. К середине 70-х годов XX века вопросы социального обслуживания населения, пожилых граждан и инвалидов приобрели особый статус. Государство не имело возможности постоянно увеличивать число стационарных учреждений социального обслуживания, пожилые граждане крайне тяжело покидали родные дома и отрывались от ближайшего окружения. Вместе с тем, число нуждающихся в социальных услугах надомного характера росло. Было принято решение об организации центров социальной помощи малоимущим и нуждающимся в социальном обеспечении граждан.
К 90 - м годам на территории области была создана сеть учреждений социального обслуживания, в которой было занято (по данным за 1989 год) 3122 человека (без совместителей), в том числе в облсобесе - 63, в центре по начислению пенсий и пособий - 265, в 47 городских, поселковых и сельских отделах социального обеспечения - 400 человек. Всего в штате управления и собесах было занято 728 человек. В стационарных учреждениях (12 домов -интернатов для престарелых и инвалидов, 4 детских дома - интерната, 2 ПТУ для инвалидов) было занято 1487 человек. Имелись также 2 территориальных центра социального обслуживания с отделениями дневного пребывания на 100 мест. При центрах действовало 18 отделений социальной помощи на дому. Кроме того, 67 таких отделений имелось при отделах социального обеспечения и 2 при других организациях.
В 1990 г. главной задачей пенсионной службы было претворение в жизнь Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР», рассматривавшееся как первый этап пенсионной реформы. Наряду с выплатой пенсий в этот период развития системы социального обслуживания населения важной функцией собесов стало привлечение общественности к активному участию. Масштабным мероприятием явилась Всероссийская акция милосердия, проходившая с 20 августа 1989 года по 18 февраля 1990 года, которую организовали Минсобес совместно с отраслевыми министерствами.
Одним из направлений деятельности органов соцобеспечения стало участие в создании благотворительных фондов. В Челябинской области было создано отделение Советского фонда милосердия и здоровья.
В соответствии с принятой на 1985 - 1990 годы программой развития стационарных учреждений для престарелых и инвалидов «Забота» резко увеличились темпы строительства специальных жилых домов и интернатных учреждений. Всего предстояло построить 7 новых домов - интернатов. Наряду с расширением сети домов - интернатов программой «Забота» предусматривалось строительство специальных жилых домов для ветеранов в Сатке, Копейске, Миассе, Полетаево, Металлургическом районе г. Челябинска, Аргаяшском, Чесменском, Октябрьском и других районах.
В 1988 году с целью преимущественной поддержки тех, кто не входил в организации инвалидов по зрению и слуху, в России было создано Общество инвалидов. В 1991 году в Челябинске оно объединяло 18 тыс. человек (17 % от общего числа инвалидов). В 1989 году была расширена сфера обслуживания. В целом по области обслуживанием было охвачено 8143 человека.
В январе 1992 года во исполнение Указа
Президента РСФСР по реорганизации центральных
Приоритетными направлениями в работе Главного управления социальной защиты населения области являлись:
- выплата пенсий и пособий;
- социальная помощь незащищенным категориям населения;
- оздоровление детей из малоимущих семей и детей - инвалидов;
- содержание в домах - интернатах;
- предоставление инвалидам инватехники,
изделий протезно - ортопе
дических объединений;
- социальная защита граждан, подвергшихся
радиационным воздейст
виям; граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей;
- медико-социальная экспертиза.
В 2004 году Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004г. № 406, Главное управление социальной защиты области было реорганизовано в Министерство социальных отношений.
На современно этапе развития системы социального обслуживания стратегическая цель деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области и всей системы социальной защиты населения области - повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в помощи государства, то есть достижение социального благополучия, реальное снижение бедности в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.
Достижение этой цели строится по двум направлениям, соответствующим главным целям работы Министерства. Первое - повышение уровня доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки: выплата пособий, компенсаций, субсидий, предоставление установленных законом льгот и т.п. Второе направление - улучшение качества жизни пожилых людей, инвалидов, неблагополучных семей с детьми и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эта работа направлена на повышение
доступности и качества
После выхода в свет 122 -го федерального закона о монетизаци, создана полная база данных получателей льгот. С 1 января 2005 года 298,5 тыс. федеральных льготников получают ежемесячные денежные выплаты. Наиболее существенные льготы предоставляются в натуральном виде: оплата жилья и жилищно-коммунальных услуг, проезд в общественном транспорте для федеральных льготников по льготному проездному билету.
С 1 июля 2011 года система предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг усовершенствована.
В области на 2012 год проживают 585 458 региональных льготников. Предоставление мер социальной поддержки региональным льготникам осуществляется на основании областных законов «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области», «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области и «О звании «Ветеран труда Челябинской области»».
Информация о работе Социальные службы в Российской Федерации