Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью моей работы является ознакомление с службами социальной помощи в России. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи населению в Российской Федерации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- Изучение истории развития социальной помощи в РФ.
- Изучить правовое регулирование сферы социального обеспечения.
- Определить понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ.
- Рассмотреть субъекты социального обеспечения.
Введение 3
Глава 1 История развития социальной помощи в России 5
§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки 5
§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.) 7
§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения 14
Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения 17
§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 17
§ 2.2 Субъекты социального обеспечения 20
Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 23
§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб 23
§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 29
Заключение 34
Библиографический список 35
Все вторые субъекты правоотношений
по социальному обеспечению
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.
В соответствии с п. 4 ст.
15 Конституции РФ общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором РФ установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то
применяются правила
Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.)
Важное значение, кроме
конвенций, в области права социального
обеспечения играют рекомендации МОТ,
например Рекомендация № 167 «О сохранении
прав в области социального
Новыми источниками права
социального обеспечения
На сегодняшний день
государства СНГ подписали
Так, например, двустороннее
Соглашение о гарантиях прав граждан
в области пенсионного
Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.
Статья 41 Конституции РФ
предоставляет каждому право
на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Медицинская помощь в государственных
и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается
Важное место отводится
Основам законодательства РФ «Об
охране здоровья граждан», утвержденным
22 июля 1993 г. (ред. от 18.10.2007), которые
введены в действие с 1 сентября 1993
г. Этот нормативный акт закрепляет
право граждан на охрану здоровья
различных категорий субъектов,
а именно: семьи, несовершеннолетних,
пожилых, инвалидов, беременных женщин,
а также женщин-матерей. Следует
подчеркнуть, что Основы закрепляют
гарантии обеспечения этого права,
среди которых - право на бесплатное
получение различных видов
В сфере нрава социального
обеспечения действует большое
количество законов. Однако для данной
отрасли характерным является то,
что отсутствует единый кодифицированный
источник, регулирующий весь комплекс
общественных отношений, составляющий
предмет права социального
Следует отметить, что существует
большой массив федеральных законов,
регулирующих обеспечение граждан
социальными пособиями и
Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004); Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ред. от 30.06.2007)
Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, се щей с детьми. Так, например, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244- "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»; Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы» и др.
Следует знать, что к данной группе источников нрава социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения па территории данного конкретного субъекта Федерации.
Третью группу составляют
подзаконные нормативные
К области социального
обеспечения можно отнести
Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.
Четвертую группу среди
подзаконных актов занимают нормативные
постановления Правительства
Среди источников права
социального обеспечения
Важную роль в нормотворчестве
по социальному обеспечению в
пределах своей компетенции играют
федеральные министерства и ведомства.
Среди них особое место занимает
Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации,
так как оно является центральным
органом федеральной
Постановление Минтруда РФ
от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении
Порядка работы территориальных
органов Минтруда по вопросам занятости
населения с детьми-сиротами, детьми,
оставшимися без попечения
На современном этапе
развития нашего государства, когда
формируется рыночная экономика, важное
значение приобретают муниципальные
и локальные нормативные акты
как источники права
Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.
Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе.
Следует иметь в виду,
что источники права
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения. Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.
Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.
Функции управления социальным
обслуживанием населения на подведомственной
территории осуществляют органы социальной
защиты населения. Местные органы власти
(а также негосударственные, общественные,
частные и другие организации
при наличии лицензии) создают
специализированные учреждения социальной
службы, ведущее место среди которых
отводится территориальным
В состав территориальной
службы могут также входить
Информация о работе Социальные службы в Российской Федерации