Социальные службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является ознакомление с службами социальной помощи в России. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи населению в Российской Федерации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- Изучение истории развития социальной помощи в РФ.
- Изучить правовое регулирование сферы социального обеспечения.
- Определить понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ.
- Рассмотреть субъекты социального обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 История развития социальной помощи в России 5
§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки 5
§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.) 7
§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения 14
Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения 17
§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 17
§ 2.2 Субъекты социального обеспечения 20
Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 23
§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб 23
§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 29
Заключение 34
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

курсаччччч.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях  по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными  правоохранительными, правовосстановительными  органами.

Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения

§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб

 

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения  предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения  составляют нормы международных  актов.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать  вывод, что нормы международных  договоров должны обладать высшей юридической  силой по отношению к законам  Российской Федерации. Сюда относятся  нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован  Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится  Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии  в социальном обеспечении» (1962 г.)

Важное значение, кроме  конвенций, в области права социального  обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права  социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и  порядок социального обеспечения  граждан при переезде из одного государства  СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в  области социального обеспечения.

Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан  в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и  Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам  Республики Казахстан, проживающим  и(или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное Постановлением Правительства  РФ от 5 сентября 1998 г.

Вторую группу источников права социального обеспечения  составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее  было сказано, занимает Конституция  Российской Федерации. В действующей  Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального  обеспечения. Характеризуя Конституцию  РФ как основной источник права социального  обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо  следует подчеркнуть, что Конституция  РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются  законодателем государственные  пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится  Основам законодательства РФ «Об  охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г. (ред. от 18.10.2007), которые  введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует  подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере нрава социального  обеспечения действует большое  количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан  на тот или иной вид социального  обеспечения закреплены в федеральных  законах, регулирующих пенсионное обеспечение: федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации"; федеральный  закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" .

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан  социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон  от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей"; Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и др.

Действует ряд федеральных  законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых  гражданам по системе социального  обеспечения. Сюда можно отнести  Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004); Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ред. от 30.06.2007)

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для  инвалидов, ветеранов, се щей с детьми. Так, например, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244- "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»; Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы» и др.

Следует знать, что к  данной группе источников нрава социального  обеспечения относятся законы субъектов  Федерации. Как правило, они предусматривают  законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а  также малоимущих слоев населения  па территории данного конкретного  субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место  занимают указы Президента РФ в сфере  социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и  федеральным законам.

К области социального  обеспечения можно отнести следующие  Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"; Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 306 "Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей"

Важно помнить, что Президент  РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди  подзаконных актов занимают нормативные  постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок  применения норм законов по отдельным  видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они  могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например, Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 "О приемной семье", Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 N 393 "О гарантированном  обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами".

Среди источников права  социального обеспечения постановления  Правительства РФ наиболее большая  группа подзаконных нормативных  правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве  по социальному обеспечению в  пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и  социального развития Российской Федерации, так как оно является центральным  органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство  по обеспечению единой государственной  политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей  и других слоев населения, которые  нуждаются в поддержке со стороны  государства. Сюда можно отнести 31 Постановление  Минтруда РФ от 10.02.1998 N 5 "Об утверждении  порядка работы территориальных  органов министерства труда и  социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения  родителей, лицами из числа детей- сирот  и детей, оставшимися без попечения  родителей "

Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении  Порядка работы территориальных  органов Минтруда по вопросам занятости  населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей».

На современном этапе  развития нашего государства, когда  формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные  и локальные нормативные акты как источники права социального  обеспечения. В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.

Следовательно, цель муниципальных  и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий  уровень социальной защиты граждан  на территориальном, муниципальном  уровне, на уровне конкретной организации.

Такова классификация  источников права социального обеспечения по их юридической силе.

Следует иметь в виду, что источники права социального  обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Кроме  того, можно классифицировать источники  права социального обеспечения  в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.

§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 

Система социальных служб  включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для  обслуживания соответствующих групп  населения. Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных  групп и категорий населения  на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских  и сельских районах, микрорайонах и  т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации  при наличии лицензии) создают  специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых  отводится территориальным центрам  социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального  обслуживания является учреждением  социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную  и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам  и группам населения, нуждающимся  в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной  службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

Информация о работе Социальные службы в Российской Федерации