Социальные службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является ознакомление с службами социальной помощи в России. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи населению в Российской Федерации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- Изучение истории развития социальной помощи в РФ.
- Изучить правовое регулирование сферы социального обеспечения.
- Определить понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ.
- Рассмотреть субъекты социального обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 История развития социальной помощи в России 5
§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки 5
§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.) 7
§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения 14
Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения 17
§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 17
§ 2.2 Субъекты социального обеспечения 20
Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 23
§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб 23
§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 29
Заключение 34
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

курсаччччч.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

В 2003 году была внедрена система предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Всего в течение 2012 года субсидию получили 125 018 семей. Ежемесячно в среднем по году получали жилищную субсидию 83 397 семей, то есть 6,32 % от всех семей. Средний размер субсидии на одну семью в 2011 году составил 1016,63 руб. Это существенная и значимая помощь для малоимущих семей, тем более, что для многих жилищная субсидия покрывает все расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Особая категория, которая пользуется заслуженным вниманием и соответствующими мерами социальной поддержки - это участники Великой Отечественной войны. Ежегодно в бюджете области предусматриваются средства на выплату инвалидам, ветеранам ВОВ единовременного социального пособия на ремонт жилья, подводку к дому газопровода и установку внутридомового газового оборудования.

Поистине золотым фондом органов  социальной защиты населения области можно смело назвать сотрудников этой системы, в которой трудится 13 тысяч человек. Ежегодно, в соответствии с постановлением Губернатора, лучшему коллективу управления (учреждения) социальной защиты населения присуждается премия им.

Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения

§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ

 

Социальное обеспечение  всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни  государства и общества. Оно непосредственно  зависит от развития экономики и  теснейшим образом связано с  политикой и социальным благополучием  людей труда и неработающих слоев  населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления. Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции  считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а  лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных  этапах его развития, относились различные  категории.

Принципы социального  обеспечения:

1. Всеобщность социального  обеспечения. Конституция Российской  Федерации, Декларация прав и  свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР  22 ноября 1991 г., устанавливают равную  и одинаковую для каждого возможность  при наступлении конкретных социально  значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

2. Осуществление социального  обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования.

3. Дифференциация видов,  условий и уровня обеспечения  в зависимости от трудового  вклада, причин нуждаемости и  иных социально значимых обстоятельств.  Данный принцип раскрывается  через правовые нормы, которые  устанавливают виды социального  обеспечения, условия выплаты,  размеры.

4. Обязанность государства  гарантировать уровень социального  обеспечения не ниже прожиточного  минимума. Принцип зависимости уровня  обеспечения от прожиточного  минимума означает, что пенсии, пособия,  компенсационные выплаты, различные  виды социального обслуживания  должны поддерживать уровень  жизни нуждающихся в социальной  помощи не ниже установленного  законом прожиточного минимума.

5. Гарантированное получение  социальной помощи в случаях,  когда человек нуждается в  ней в силу обстоятельств, признаваемых  социально значимыми. Содержание  данного принципа выражается  в том, что к числу оснований,  признаваемых государством социально  значимыми и влекущими его  обязанность предоставить социальную  помощь, относятся различные события,  которые могут сопровождать человека  в течение всей его жизни. 

6. Многообразие видов  социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

7. Участие общественных  объединений, представляющих интересы  граждан, в разработке, принятии  и осуществлении решений по  вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе.

Сущность социального  обеспечения наиболее рельефно проявляется  в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и  других.

Экономическая функция  социального обеспечения заключается  в замещении заработка (дохода и  содержания), утраченного в связи  с возрастом, нетрудоспособностью  или потерей кормильца; частичном  возмещении дополнительных расходов при  наступлении определенных жизненных  обстоятельств; оказании минимальной  денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды  социального назначения, которые  образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального  назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция  социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных  слоев населения.

Демографическая функция  призвана регулировать и стимулировать  воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального  развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать  им себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой  совокупность общественных отношений  по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств  к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным  социально значимым причинам, а так  же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

§ 2.2 Субъекты социального обеспечения

Правоотношения по социальному  обеспечению - это урегулированные  нормами права социального обеспечения  социально-обеспечительные отношения  граждан (семей) с органами социального  обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном  виде. Это юридические связи субъектов  права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального  обеспечения - обязан обеспечить эту  реализацию.

Все социальное обеспечение  граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального  обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением  здесь является лишь материальное обеспечение  пенсиями, пособиями в соответствующих  случаях священнослужителей.

Правоотношения по социальному  обеспечению имеют претензионно-обеспечительный  характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального  обеспечения, а другой субъект - орган  социального обеспечения - обязан его  предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба  субъекта имеют в них и права  и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными  правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом  правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую  предпосылку для этого, как обладание  правосубъектностью, состоящей из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать. Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права па социальные услуги, пособия, пенсию, но они недееделиктоспособиы, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии - соответствующий государственный или муниципальный орган.

Каждый гражданин имеет  право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид  обеспечения возникает лишь с  наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность  гражданина в социальном обеспечении  на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная.

Но надо различать гражданина как субъекта права социального  обеспечения и как субъекта конкретного  правоотношения по социальному обеспечению. Так, гражданин, достигший пенсионного  возраста и имеющий право на пенсию по старости, является субъектом права  социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного  правоотношения по старости. И это  время может длиться годами, пока он не подаст заявление о назначении ему такой пенсии.

Абсолютное большинство  граждан - субъектов правоотношений по социальному обеспечению - это  нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без  гражданства, находящиеся на территории России, в области социального  обеспечения имеют те же права, что  и граждане РФ, на основании закона или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий в Российской Федерации, имеет право  наряду с другими работниками  на пособия, на пенсию и услуги при  наступлении у него права на эти  виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального  обеспечения - это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную  правосубъектность на данный вид  обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной  стороны - гражданина, а по некоторым  видам - семью. Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением  юридических фактов, составов их для  права на пенсию и назначением  ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному  правоотношению органом социальной защиты населения (ныне это органы пенсионного  фонда по трудовым пенсиям). В правоотношениях  по пенсиям военнослужащим по Конституции  Российской Федерации, принятой всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. и по Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и в процедурных, и в пенсионных правоотношениях второй субъект один и тот же - пенсионный отдел Министерства обороны (МВД и ФСБ соответственно), а по социальным пенсиям - орган социальной зашиты.

Для различных видов  социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные (иди иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели - конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях  по установлению определенных юридических  фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая  факт инвалидности, ее причины и  время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного  отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения  у второго субъекта (органа) его  правосубъектности в сфере социального  обеспечения определяется нормативным  актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем  и т.д.), предусматривающим его  права и обязанности по социальному  обеспечению.

Информация о работе Социальные службы в Российской Федерации