Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью моей работы является ознакомление с службами социальной помощи в России. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи населению в Российской Федерации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- Изучение истории развития социальной помощи в РФ.
- Изучить правовое регулирование сферы социального обеспечения.
- Определить понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ.
- Рассмотреть субъекты социального обеспечения.
Введение 3
Глава 1 История развития социальной помощи в России 5
§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки 5
§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.) 7
§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения 14
Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения 17
§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 17
§ 2.2 Субъекты социального обеспечения 20
Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 23
§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб 23
§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 29
Заключение 34
Библиографический список 35
В 2003 году была внедрена система предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Всего в течение 2012 года субсидию получили 125 018 семей. Ежемесячно в среднем по году получали жилищную субсидию 83 397 семей, то есть 6,32 % от всех семей. Средний размер субсидии на одну семью в 2011 году составил 1016,63 руб. Это существенная и значимая помощь для малоимущих семей, тем более, что для многих жилищная субсидия покрывает все расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Особая категория, которая пользуется
заслуженным вниманием и
Поистине золотым фондом органов социальной защиты населения области можно смело назвать сотрудников этой системы, в которой трудится 13 тысяч человек. Ежегодно, в соответствии с постановлением Губернатора, лучшему коллективу управления (учреждения) социальной защиты населения присуждается премия им.
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления. Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.
Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории.
Принципы социального обеспечения:
1. Всеобщность социального
обеспечения. Конституция
2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования.
3. Дифференциация видов,
условий и уровня обеспечения
в зависимости от трудового
вклада, причин нуждаемости и
иных социально значимых
4. Обязанность государства
гарантировать уровень
5. Гарантированное получение
социальной помощи в случаях,
когда человек нуждается в
ней в силу обстоятельств,
6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).
7. Участие общественных
объединений, представляющих
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция
социального обеспечения
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
Политическая функция
социального обеспечения
Демографическая функция
призвана регулировать и стимулировать
воспроизводство
Социально-реабилитационная
функция направлена на восстановление
общественного статуса
Таким образом, социальное
обеспечение представляет собой
совокупность общественных отношений
по распределению централизованных
внебюджетных фондов социального назначения
и перераспределение части
Правоотношения по социальному
обеспечению - это урегулированные
нормами права социального
Все социальное обеспечение
граждан производится через вступление
их в соответствующие
Правоотношения по социальному
обеспечению имеют
Субъектом правоотношения
по социальному обеспечению
Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать. Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права па социальные услуги, пособия, пенсию, но они недееделиктоспособиы, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии - соответствующий государственный или муниципальный орган.
Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная.
Но надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так, гражданин, достигший пенсионного возраста и имеющий право на пенсию по старости, является субъектом права социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по старости. И это время может длиться годами, пока он не подаст заявление о назначении ему такой пенсии.
Абсолютное большинство граждан - субъектов правоотношений по социальному обеспечению - это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.
Иностранцы и лица без
гражданства, находящиеся на территории
России, в области социального
обеспечения имеют те же права, что
и граждане РФ, на основании закона
или соответствующего международного
договора. Так, иностранец, работающий
в Российской Федерации, имеет право
наряду с другими работниками
на пособия, на пенсию и услуги при
наступлении у него права на эти
виды обеспечения и может быть
субъектом соответствующих
Субъекты права социального
обеспечения - это участники (субъекты)
правоотношений по социальному обеспечению,
имеющие социально-
Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны - гражданина, а по некоторым видам - семью. Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.
Так, у комиссии по назначению
пенсий правосубъектность
Для различных видов
социального обеспечения
В процедурных правоотношениях
по установлению определенных юридических
фактов вторым субъектом являются медико-социальная
экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая
факт инвалидности, ее причины и
время наступления, а также суд,
устанавливающий факты
Момент возникновения
у второго субъекта (органа) его
правосубъектности в сфере
Информация о работе Социальные службы в Российской Федерации