Социальные службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является ознакомление с службами социальной помощи в России. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи населению в Российской Федерации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- Изучение истории развития социальной помощи в РФ.
- Изучить правовое регулирование сферы социального обеспечения.
- Определить понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ.
- Рассмотреть субъекты социального обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 История развития социальной помощи в России 5
§ 1.1 Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки 5
§ 1.2 Становление государственной системы социального обеспечения (1917-1991 г.г.) 7
§ 1.3 Этап формирования современной модели социальной защиты населения 14
Глава 2 Правовое регулирование сферы социального обеспечения 17
§ 2.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 17
§ 2.2 Субъекты социального обеспечения 20
Глава 3 Социальные службы: организационные аспекты социального обслуживания населения 23
§ 3.1 Правовые основы работы социальных служб 23
§ 3.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности 29
Заключение 34
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

курсаччччч.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населения и соотношение между  государственными, негосударственными и муниципальными службами.

 

 

 

 

Рис.2.

 


 

 

 


 

 



 

 

 


 

 

 

 




 

 

 

 


 

 

 

 

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального  обслуживания, возникают их новые  виды, что позволяет охватывать все  более широкий спектр социальных проблем различных слоев и  групп населения. Система социального  обслуживания еще находится в  стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

- нормативных отчислений  из бюджетов соответствующего  уровня в размере не менее  2 % расходной части бюджета;

- поступлений из фонда  социальной поддержки населения  за счет выделения части средств  на цели социальной поддержки  семей с детьми;

- средств из федерального  бюджета на выполнение уставных  задач;

- финансов в результате  перераспределения средств между  комитетами и отделами служб  различного уровня на реализацию  областных, городских и районных  программ;

- дополнительных средств  на областного и местного бюджетов  на обеспечение целевых мероприятий  по адаптации доходов населения  к росту стоимости жизни и  другое;

- доходов от платных  услуг и от хозяйственной деятельности  учреждений службы;

- благотворительных пожертвований  и взносов предприятий, общественных  организаций и частных лиц,  поступлений от благотворительных  акций.

Средства специализированных центров формируется в зависимости  от вида деятельности и типа организации  их финансирования: бюджетного, хозрасчетного  или смешанного. При организации  центром платных услуг населению  и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения  в части средств, зачисляемых  в местный бюджет.

Основным принципом организации  социальных служб в РФ является территориальный  принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

- слабая правовая база  системы социального обслуживания;

- ограниченность финансовых  ресурсов, имеющихся в распоряжении  органов управления федерального  и регионального уровней, а  также органов местного самоуправления;

- отсутствие координации  в деятельности министерств и  ведомств в сфере социального  обслуживания;

- нехватка персонала,  имеющего профессиональную подготовку  в области социальной работы;

- низкий социальный статус  и неадекватная заработная плата  работников социальных служб;

- недостаточное использование  финансовых, экономических и интеллектуальных  возможностей неправительственных учреждений.

 

 

Заключение

 

Таким образом, важнейшей  задачей государства на современном  этапе является создание эффективной  системы социального обслуживания как комплекса услуг различным  категориям населения, находящимся  в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении  возникших у них социальных проблем  по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении  и самообслуживании, создавать необходимые  условия для жизнеспособности лиц  с ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы – повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном  уровне и с учетом новых социальных гарантий.

Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей  составной частью любого цивилизованного  государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с  экономическим положением страны. В  нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать  отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять  их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

«Социальная защита» - это  деятельность государственных и  негосударственных органов и  организаций по осуществлению мер  экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий  для человека и его семьи при  наступлении определенных социально  значимых обстоятельств (в том числе  социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального  и социального благополучия.

Соответственно, "система  социальной защиты" - это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Нами рассмотрены основные нормативно-правовые акты по регулированию  социального обеспечения ограниченно  способных лиц, пенсионеров, лиц  с семейными обязанностями, детей  и подростков, безработных. Выявлены основные проблемы и коллизии в законодательстве и предложены варианты усовершенствования нормативно-правовых актов.

Можно с полной уверенностью сказать, что правовое регулирование  сферы социального обеспечения  в нашей стране постепенно будет  все больше совершенствоваться и  играть все более весомую роль в социальной политике России.

Библиографический список

Нормативные акты

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина принята Верховным советом РСФСР 22.11.1991 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 декабря 1992 г. N 46. Ст. 1025.
  2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с поправками от 30 декабря 2008 г.)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ,  часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и  часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 21, 24 февраля, 8 мая 2010 г.)
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2010 г.)
  5. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "О ветеранах» [Текст] // "Российская газета", N 1 -3.05.2000.
  6.   Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (ред. от 14.07.2010) [Текст] // "Российская газета", N 3 -3.04.2000
  7.    Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2011 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) [Текст] // Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 Ч.), ст. 4920.
  8.   Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 14.07.2011) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
  9.    Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2011) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
  10.     Федеральный закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ред. от 22.07.2011) [Текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.
  11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ред. от 18.10.2010) [Текст] //Российские вести, N 174, 09.09.1993.
  12. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 14.07.2011) [Текст] // Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
  13. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 18.10.2011) [Текст] // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
  14. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (ред. от 14.07.2011) [Текст] // Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 146.
  15.   Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 21.07.2011) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, СТ. 3803.
  16. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2010) [Текст] // "Российская газета", N 150, 04.08.1995.
  17. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ред. от 30.06.2010) [Текст] // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, СТ. 3802.

Литература

  1. Баркер Р. «Словарь по социальной работе». – Москва. 1994 г.
  2. Ерусланова Р.И. "Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие" Издательство: Дашков и К, 2007.
  3. «Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения» - Москва. 1994.
  4. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям. Издательство: Владос, 2006
  5. Топчий Л.В. «Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия». Рос. журнал СР – 1997 г., № 1.
  6. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2000
  7. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002
  8. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006

 


Информация о работе Социальные службы в Российской Федерации