Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 02:58, дипломная работа
Цель исследования - изучить социальное и правовое положение бездомных и определить социальные технологии реабилитации лиц без определенного места жительства. Задачи:
1. Охарактеризовать понятие лица без определенного места жительства и особенности социального положения бездомных.
2. Определить причины бездомности и бродяжничества.
3. Рассмотреть требования к социальным работникам при работе с лицами без определенного места жительства.
4. Рассмотреть социальные технологии реабилитации лиц без определенного места жительства.
5. Рассмотреть деятельность государственных социальных учреждений и благотворительных организаций по отношению к лицам без определенного места жительства.
Введение 3
Глава I. Бездомность как социальная проблема 5
1.1. Сущность и особенности бездомности 5
1.2. Причины бездомности и бродяжничества 13
1.3. Положение бездомных в России 20
Глава II. Опыт практической социальной работы с лицами без определенного места жительства 32
2.1 Требования к социальным работникам при работе с лицами без определенного места жительства 32
2.2.Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства 35
Глава III. Деятельность государственных и благотворительных организаций в решении проблем и поддержке бездомных 47
3.1. Деятельность государственных социальных учреждений по решению проблемы бездомности 47
3.2. Деятельность благотворительных организаций по социальной поддержке бездомных 61
Заключение 70
Список использованной литературы 76
Приложение 77
Среди попечительных обществ, занимавшихся устройством дешевых квартир для малоимущих горожан, были «Товарищество борьбы с жилищной нуждой», «Общество доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Петербурга». Образованное в 1885 г. Общество ночлежных домов в Санкт-Петербурге давало возможность каждому нуждающемуся в работе во время ее поиска иметь временное убежище, соответствующее требованиям гигиены, за умеренную плату.
В советский период причины бездомности в большей степени связывались с особенностями личности бродяг и обстоятельствами, способствующими бродяжничеству. К личностным особенностям бездомных относили такие качества, как неспособность волевым усилиям, неустойчивость интересов, ситуационность поведения. Бездомные изображались как инфантильные личности, безразличные к мнению окружающих, не контролирующие собственное поведение. Несоответствие бездомных социальным требованиям, уход от действительности способствовали потере жилья. Проводились специальные исследования по изучению образа жизни бездомных, их социальных ролей и статусов. В качестве причины роста бездомности рассматривалась недостаточность социального контроля.
Начиная с 1930-х гг. проблема бездомности стала рассматриваться исключительно в криминологическом аспекте. Бездомность оценивалась, как явление, не совместимое с социологическим образом жизни. Оказавшись в ряду уголовно наказуемых правонарушений, бродяжничество попадало под юрисдикцию органов внутренних дел. Вся информация по этой теме была сосредоточена в МВД и касалась не столько действительно бездомных, сколько осужденных за систематическое занятие бродяжничеством, попрошайничеством и за ведение иного паразитического образа жизни, а также за нарушение паспортного режима.
Паспортная система в России была введена еще при Петре I и служила целям удержания крепостных н местах их жительства. К концу XIX в. Многие паспортные ограничения были сняты: жесткая паспортно-регистрационная система сдерживала экономическое развитие страны. В 1932 г. В СССР была введена единая паспортная система с обязательной пропиской паспортов (регистрацией по месту жительства). Не имеющие прописки практически исключались из общества и теряли все социальные связи. Такие люди автоматически причислялись к бродягам (не имеющим постоянного места жительства) и тунеядцам (не имеющим постоянного места работы), быстро выявлялись и привлекались к уголовной ответственности.
Советские юристы обсуждали юридические аспекты причин бездомности и бродяжничества, объясняя их в большей степени проблемами в области правового регулирования неконтролируемой миграции рабочей силы. Особенности личности бездомных анализировались главным образом через выявление патологий и нарушений социализации. К личностным особенностям бездомных относили такие качества, как неспособность к волевым усилиям, неустойчивость интересов, примитивность мышления, ситуативность поведения.
В 1933 г. была введена новая система регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства. Несмотря на разрешительный характер регистрации, была сохранена административная ответственность за проживание без регистрации по месту пребывания или месту жительства. Пришедший на смену прописки институт регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания фактически сохранил все негативные моменты паспортной системы. Не имеющие прописки граждане практически исключались из общества и теряли возможность реализации своих политических, экономических, трудовых, культурных, социальных и иных прав и свобод.
В настоящее время основное внимание исследователей уделяется комплексному изучению факторов, приводящих к воспроизводству бездомности. Бездомность рассматривается как социальная патология, обусловленная сложной совокупностью фактора личности и среды ее обитания.
История исследования бездомности имеет глубокие корни. Интерес исследователей, возникший к бездомным, постепенно вычленил последних из маргинальных групп как отдельную социальную группу, ставшую самостоятельным объектом изучения в практике социальной работы.
Не без основания XX век был назван «веком бездомного человека». Широкомасштабные движения беженцев в XX в. Начались с балканских войн 1912 – 1914 гг. Первая мировая война сделала бездомными несколько миллионов людей, большинство из которых были впоследствии перемещены. Вторая мировая война переместила от 20 до 50 миллионов человек. Большинство беженцев, в конечном счете, были снова расселены.
Вынужденная миграция часто приводит к тому, что целые общности людей становятся бездомными. Воспроизводство беженцев (потенциальных бездомных) продолжается в XXI в. В России. Со времен распада Советского Союза около 9 миллионов человек вынуждено сменили место жительства вследствие вооруженных конфликтов, нарушений прав человека, социально-экономических проблем.
К непосредственным причинам бездомности относятся природные и социальные катастрофы (землетрясения, наводнения, этнические конфликты), экономическая миграция.
Экономическая миграция, характерная для многих стран мира, приводит к массовой бездомности и бродяжничеству. Большая часть мигрирующих рабочих возвращается к оседлой жизни при первой же возможности, часто на той же территории, на которой они представлялись в качестве мигрантов. Добровольная миграция связана с поиском новых экономических возможностей. Воздействие этой формы бездомности ослаблено ее временным характером.
Трудовые мигранты, в основном из стран центральной Азии, пытаются сегодня найти работу в России. Федеральная миграционная служба не в состоянии обеспечить мигрантов не только работой в полном объеме, но и жильем, что приводит их к статусу бездомных.
Большинство бездомных, в том числе из стран СНГ, по-прежнему полагаются лишь на помощь государства, считая, что соответствующие органы исполнительной власти позаботятся о них и предоставят приют. Во многих регионах, особенно в тех, которые выдерживают мощный миграционный поток (Краснодарский и Ставропольский край, Белгородская, Волгоградская, Оренбургская и Орловская области), и без того переизбыток рабочих рук, резервы жилья практически исчерпаны.
Другой причиной бездомности становится городская реконструкция, когда старые, более дешевые дома сносятся и заменяются значительно меньшим числом более дорогих помещений. Люди, которые выселяются из своих домов, по существу являются жертвами проектов по обновлению городской среды. Множество дешевого жилья теряется из-за ветхости и разрушения. Законодательством предусмотрен целый ряд оснований для выселения граждан без предоставления им других жилых помещений. Типичным является выселение без предоставления другого жилого помещения из служебных жилых помещений и общежитий.
Повсеместное введение 100-процентной оплаты за жилье, коммунальные услуги и энергоносители как следствие реформы ЖКХ только увеличит число лиц, попадающих в разряд бездомных и нуждающихся в социальной помощи.
Несовершенное жилищное законодательство формирует среди населения группы риска, представители которых при возникновении определенных семейных обстоятельств могут стать бездомными. К этой группе риска можно отнести:
Ряды бездомных в России пополняются за счет снижения уровня жизни большей части населения и как прямого следствия
Таблица 1. Легальные миграционные потоки в Санкт-Петербург из стран СНГ и Балтии в период с января по ноябрь 2001 г. 1
Миграционные потоки |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост |
В том числе по странам: Белоруссия Казахстан Молдавия Украина Государства Закавказья Государства Средней Азии Государства Балтии |
2140
140 666 134 458 217 334 191 |
1100
227 197 36 407 103 77 53 |
+1040
-87 +469 +98 +51 +114 +257 +138 |
этого – хронической нехватки средства для оплаты коммунальных услуг, нарушения социального здоровья (наличие большого числа душевнобольных, лиц, с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков, бесправия возвратившихся из мест лишения свободы), разгула рыночной стихии и «дикого капитализма».
На неплатежеспособность граждан самым прямым образом влияют неполная трудовая занятость, задержки выплат заработной платы. Каждый пятый бездомный продал жильё, не имея стабильного заработка. Многие люди были выселены наймодателями из-за длительной неуплаты квартплаты. Социальное и психологическое воздействие безработицы зачастую оказывается разрушающим. Люди, лишившись работы, лишаются и медицинского страхования, средств для оплаты жилья и вынуждены бороться за выживание.
Массовому распространению бездомности способствуют различные факторы, среди которых ведущее значение имеют постоянно растущая инфляция, периодическая утрата сбережений гражданами вследствие непродуманных социально-экономических реформ и различных кризисов, недостаточное внимание государства к развитию рынка труда, организации новых рабочих мест и форм социальной поддержки нуждающихся.
К причинам существования бездомных относят также нехватку дешевого муниципального жилья, потерю жилья в результате нарушений при приватизации или вследствие длительного отсутствия лица по болезни или в результате заключения. Среди бездомных велика доля лиц, утративших права на жилые помещения в связи с осуждением (утрата жилья в связи с осуждением упорно держится в лидирующей тройке первичных причин бездомности).
Проводимая в России с середины 1990-х гг. реформа судебной системы снизила правовую защищенность граждан, в первую очередь беднейших слоев населения и социально уязвимых групп, в сфере гражданского судопроизводства. В ряде случаев суд по тем или иным причинам не защищает или не восстанавливает нарушенное жилищное право гражданина. Это происходит и в результате пропуска сроков обращения в суд, невозможности сбора необходимых доказательств, и в результате вопиющей правовой безграмотности граждан при недоступности для них юридической помощи.
Показателями того, насколько права человека, его свободы и интересы находятся в центре политики государства, являются уровень бездомности и длительность бездомного существования. Несоблюдение государством общепринятых правил и стандартов приводит к массовым нарушениям прав граждан на жилье вынужденной миграции, дефициту жилья вообще, а дешевого и доступного в частности, или вынужденной потере жилья вследствие непомерного роста цен.
Самая неблагоприятная и нежизнеспособная часть бездомных образовалась в результате закрытия в начале 1990-х гг. лечебно-трудовых профилакториев. Если раньше государство заставляло алкоголиков лечиться принудительно, то теперь они предоставлены самим себе, быстро лишаются жилья и пополняют ряды бездомных. Ещё несколько лет назад бомжей подбирала милиция и определяла в приемник-распределитель. Многие из них сами приходили и отбывали в «зоне», где они жили и лечились. Но из Уголовного кодекса была изъята статья об ответственности за бродяжничество».
В условиях явной недостаточности государственных и общественных механизмов защиты прав и свобод человека значение семейного фактора в каждом конкретном случае бездомности становится решающим. Типичными семейными причинами, приводящими к бездомности, являются:
Известный девиантолог Я.И. Гилинский связывает бездомность с низкими шансами найти свое место в обществе. В качестве причин им выделяются: недостатки личностного развития, нарушение социализации, а также различные социальные факторы – безработица, люмпенизация населения, наличие института прописки.
Положение тех, кто потерял жилье, ухудшает обязательное требование к наличию регистрации и прописки по месту проживания, без которых невозможно получение социальных, медицинских и других гарантированных государством льгот и услуг, получение пенсии. Статья 181 Кодекса об административных правонарушениях запрещает работодателям принимать на работу лиц без регистрации. В соответствии с нормой Закона РФ от 19 апреля 19991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» службы занятости работают только с гражданами, имеющими регистрацию на данной территории.
По результатам опроса бездомных в рамках межрегионального исследования «Правовые и социальные аспекты проблемы бездомности», проведенного в 2005 г. в семи регионах РФ, самая частая причина потери жилья и регистрации (38%) – семейные обстоятельства. На втором месте (19%) – мошенничество (прежде всего при совершении сделок с недвижимостью), на третьем (11%) – отсутствие жилья на момент освобождения из заключения. 11% респондентов принудительно выселили из занимаемого жилья, 10% опрошенных самостоятельно продали свою жилплощадь, 2% бездомных – выпускники детских домов, не получившие жилья.
Информация о работе Социальные технологии реабилитации с лицами БОМЖ